Закон
Закон
утверждение, точность которого лежит вне разумных сомнений.
Закон
устойчиво повторяющиеся отношения между явлениями, имеет объективный характер (не зависит от воли людей). Законом также является нормативный акт высшего органа государственной власти.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Закон
(Law, Мыйзам) - нормативный и правой акт, изданный законодательным органом государственной власти в установленном порядке, регулирующий основные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Закон
(Law, Мыйзам) – нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой. Он выражает государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
ЗАКОН
юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (напр., в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Закон
нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом государства или непосредственным волеизъявлением граждан (референдумом), обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни.
Закон
- нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон - основная форма выражения права в современном обществе и ему должны соответствовать акты всех государственных органов. Законы регулируют основные, наиболее важные общественные отношения и отражают государственную волю правящего класса, его политические и экономические интересы.
ЗАКОН
-а, м. Нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Федеральный конституционный З., федеральный З., З. субъекта Российской Федерации являются важнейшими источниками избирательного права. Главное для них – закон, а не то, кто каких политических взглядов придерживается (РГ. 2012.27.02).
ЗАКОН
law, statute) - постановление государственной власти; в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все общегосударственные правила, установленные государством. В сугубо юридическом смысле 3. - это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме). 3. составляет основу системы права конкретного государства и регулирует наиболее важные общественные отношения и процедуры.
закон
Gesetz. Law Общ.: Твердый принцип упорядочения, твердая взаимосвязь между событиями и вещами (причиной и следствием), например в природе, обществе, науке, мышлении (природный, нравственный, математический, логики З.). Правов.: Обязывающее предписание (разрешение, требование, запрет), регулирующее поведение членов правового сообщества. Тем самым З. регулирует совместное существование в обществе, государстве и т. д. 1) З. в формальном смысле являются все конституционно принятые законодательными органами юридические нормы. Различают простые и изменяемые по конституции З. (принятые простым большинством), а также федеральные и земельные З. 2) З. в материальном смысле – это самостоятельные (суверенные) обязательные для всех предписания, которые: a) касаются неопределенного количества людей, б) абстрактно регулируют неопределенное количество случаев. Различают вышестоящие З. (например, конституция) и нижестоящие З. (например, формальные З.), правовые предписания и установления. За некоторым исключением (например, З. о бюджете) формальные З. являются по большей части и материальными З. З. являются обязательными для всех трех ветвей государственной власти. См.: Бундестаг – Законодательная власть
ЗАКОН
в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле З. — нормативноправовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа (например, референдум), регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наибольшейюридической силой в правовой системе. Как самостоятельный источник права З. сложился еще в древности и пришел на смену правовому обычаю. В римском праве З. считалось специальное и конкретное в правовом отношении выражение суверенной воли римского народа, реализованное через сложившиеся государственные установления. Юридическая природа З. в отличие от иных нормативных правовых актов заключается в том, что З. — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; акт строго определенных властных структур, как правило, высшего представительного органа страны, в нашем случае — Федерального собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа, т. е. носителей государственного суверенитета; принимается в особом порядке. Этот порядок закреплен в Конституции страны и специальных законодательных актах — регламентах палат парламента.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Закон
1) общеобязательное правило, устанавливаемое государственной властью. Законы выражают волю господствующего класса, закрепляют порядки, угодные этому классу и направленные к поддержанию и укреплению его господства. Буржуазные законы имеют целью закрепить и увековечить капиталистическую эксплуатацию трудящихся, частную собственность на орудия и средства производства. Советские социалистические законы выражают волю рабочего класса и всего советского народа, закрепляют социалистические производственные отношения, служат делу завершения социалистического строительства и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Сталинская Конституция установила, что законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР и что единственным законодательным органом союзных и автономных республик являются Верховные Советы этих республик. В СССР закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой. Принятые Верховным Советом СССР законы публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и секретаря Президиума Верховного Совета СССР. Право толкования действующих законов СССР принадлежит исключительно Президиуму Верховного Совета СССР. 2) Закон в науке-вывод из большого числа наблюдений и опытов, выражающий существенные связи явлений в природе и обществе.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Закон
1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки;
2) в праве - нормативный правовой акт; установленное государством общеобязательное правило. В узком, юридическом смысле, под термином «закон» понимают юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа в порядке референдума, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Порядок принятия закона устанавливается конституцией. Закон составляет основу системы права государства, обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным актам других органов государства. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. По значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обычные. Обычные законы подразделяют на кодификационные и текущие. Закон является основным источником права в обществе. Действием закона называют обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, организаций или иных субъектов права. Действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу. Этот момент может быть специально указан в законе. Если такого указания в тексте закона нет, то срок его вступления в силу определяется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прекращается действие закона с момента его официальной отмены или по истечении срока, на который он был рассчитан, либо в силу фактической замены его другим, изданным позже законом. Действие нормативного акта может распространяться только на определенный, четко очерченный круг лиц, органов, организаций.
2) в праве - нормативный правовой акт; установленное государством общеобязательное правило. В узком, юридическом смысле, под термином «закон» понимают юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа в порядке референдума, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Порядок принятия закона устанавливается конституцией. Закон составляет основу системы права государства, обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным актам других органов государства. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. По значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обычные. Обычные законы подразделяют на кодификационные и текущие. Закон является основным источником права в обществе. Действием закона называют обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, организаций или иных субъектов права. Действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу. Этот момент может быть специально указан в законе. Если такого указания в тексте закона нет, то срок его вступления в силу определяется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прекращается действие закона с момента его официальной отмены или по истечении срока, на который он был рассчитан, либо в силу фактической замены его другим, изданным позже законом. Действие нормативного акта может распространяться только на определенный, четко очерченный круг лиц, органов, организаций.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ЗАКОН
1) необходимое, существенное, устойчиво повторяющееся отношение между явлениями; направленность или порядок следования событий во времени. 3. могут быть специфическими, действующими в ограниченной области, и общими. Диалектический материализм исходит из того, что 3. носят объективный характер; 2) нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном конституцией порядке. 3., издаваемый в порядке текущей работы законодательного органа, обладает наиболее высокой юридической силой после конституции. Все акты, издаваемые государственными и общественными органами, должны соответствовать 3., не могут противоречить ему. В СССР 3. выражают и закрепляют основные направления политики КПСС и Советского государства, волю и интересы всего народа, обеспечивают укрепление социалистической государственности, правовых основ общественной жизни. По Конституции СССР (ст. 108, 114, 116) 3. СССР принимаются Верховным Советом СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР; 3. союзных и автономных республик Верховными Советами этих республик, в союзной республике также и народным голосованием, проводимым по решению Верховного Совета союзной республики. Согласно Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик Президиумы Верховных Советов СССР и республик могут вносить, в случае необходимости, изменения в свои действующие законодательные акты с последующим представлением на утверждение соответствующего Верховного Совета на его очередной сессии. 3. СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик.
XXVII съезд КПСС, Программа КПСС обращают внимание на необходимость настойчивого и последовательного совершенствования законодательства, контроля за осуществлением законов.
Законодательство в настоящее время призвано создать правовую базу перестройки, ее юридическое обеспечение. Развернута большая работа по совершенствованию законодательства по главным направлениям, определенным XXVII съездом партии и последующими пленумами ЦК КПСС. В июне 1987 на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва приняты Закон «О государственном предприятии (объединении)», Закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан», постановление Верховного Совета СССР «0 перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны». На июньском (1987) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что «законы должны являться, как правило, актами прямого действия и быть обращены непосредственно к трудовым коллективам, государственным .и общественным органам, должностным лицам и гражданам». При этом важно всенародное обсуждение проектов законов и решений по крупным вопросам общественной и государственной жизни. На XXVII съезде партии и последующих пленумах ЦК КПСС признано необходимым в полном соответствии с Конституцией СССР выносить на всенародные обсуждения крупномасштабные экономические, научно-технические, социальные, экологические и др. проблемы, затрагивающие интересы республик, областей, городов, округов, районов. На эти цели направлен принятый Верховным Советом СССР ЗО.У1 1987 Закон СССР «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни»
XXVII съезд КПСС, Программа КПСС обращают внимание на необходимость настойчивого и последовательного совершенствования законодательства, контроля за осуществлением законов.
Законодательство в настоящее время призвано создать правовую базу перестройки, ее юридическое обеспечение. Развернута большая работа по совершенствованию законодательства по главным направлениям, определенным XXVII съездом партии и последующими пленумами ЦК КПСС. В июне 1987 на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва приняты Закон «О государственном предприятии (объединении)», Закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан», постановление Верховного Совета СССР «0 перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны». На июньском (1987) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что «законы должны являться, как правило, актами прямого действия и быть обращены непосредственно к трудовым коллективам, государственным .и общественным органам, должностным лицам и гражданам». При этом важно всенародное обсуждение проектов законов и решений по крупным вопросам общественной и государственной жизни. На XXVII съезде партии и последующих пленумах ЦК КПСС признано необходимым в полном соответствии с Конституцией СССР выносить на всенародные обсуждения крупномасштабные экономические, научно-технические, социальные, экологические и др. проблемы, затрагивающие интересы республик, областей, городов, округов, районов. На эти цели направлен принятый Верховным Советом СССР ЗО.У1 1987 Закон СССР «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни»
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987