УТОПИЯ
Утопия
букв. «нигде» или «благая земля»; идеальное или совершенное общество.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
УТОПИЯ
(греч.) – «страна, которой нет». Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Различаются авторитарные утопии трансцендентности и либеральные утопии имманентности.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Утопия
(от греч. «u» – нет + «topos» – место) – воображаемый умозрительный проект идеальной организации общества, общественного строя, построенный на основе альтернативной социально-исторической гипотезы.
УТОПИЯ
греч. u — нет и topos — место) — образ идеального общественного и государственного устройства. Термин происходит от названия книги Т. Мора (1516 г.), в которой описано такое идеальное устройство на фантастическом острове Утопия.
Источник: Новейший политологический словарь
Утопия
«Утопия есть слово греческое: «у» по-гречески значит «не», «топос» - место. Утопия-место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка. Утопия в политике есть такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни впоследствии, пожелание, которое не опирается на общественные силы и которое не подкрепляется ростом, развитием политических, классовых сил» (Ленин).
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
УТОПИЯ
от греч. u - нет и topos - место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu - благо и topos - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).
Источник: Словарь по политологии
Утопия
Utopie. Utopia (греч. ουτοπος – неместо, место, которого нет). Политические или социальные представления о будущем, они обычно изображают идеальный мировой порядок, прогрессивное человеческое общество либо описывают ужасы и апокалипсис (антиутопия). Позитивная утопия описана Платоном («Государство»), Т. Мором («Утопия»), негативная – О. Хаксли («Прекрасный новый мир»), Дж. Оруэллом («1984»). Утопия может в течение долгого времени служить образцом, ориентиром. См.: История политических учений
Утопия
(в дословном переводе с классического греческого «место, которого нет») - идеальные схемы общественного устройства, предложенные мыслителями самых разных эпох и культур. Подвергая вполне обоснованной критике реально существующие эксплуататорские общества, утописты, авторы утопий, создавали модели государств примитивной справедливости и отсутствия всякой личной свободы, предельной регламентации всех сторон общественной и личной жизни (отсутствие семьи, коллективное строго уравненное потребление и т.п.). В новейшей социально-политической науке утвердился как почти общепризнанный взгляд немецкого социолога К. Мангейма, который противопоставил утопию иидеологию.Идеология– «ложное сознание», выражающее, преимущественно, интересы элиты, которая и не стремится к воплощению идеальной модели. Утопия - столь же ложное представление об общественном идеале, но отражающее чаяния низов и, возможно, воплощенное на практике.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
УТОПИЯ
гр. и нет + topos место, букв, место, которого нет) - теория, изображающая идеальный общественный строй, не осуществимый на практике. По мнению К. Маингейма, основная функция У. - функция социальной критики, и этим она отличается от идеологии, выполняющей апологетическую функцию. Прообразом всех утопий является "Государство" Платона. Термин "У." восходит к названию работы английского мыслителя Т. Мора (1516).
Общими чертами всех У. являются критика существующего общественного устройства и изображение политического идеала в подробных описаниях, В У., как правило, отражаются интересы какой-л. социальной группы или класса. В античности и в эпоху Возрождения У. существовала в виде описаний путешествия в какую-то неизвестную страну (Т.Мор, М. М. Щербатов); детального описания вымышленного государства (Т. Кампанелла, А. А. Богданов); политической программы, содержащей невыполнимые для своего времени требования (Дж. Уинстенли);; преображения политического идеала, существовавшего, по мнению его автора,. прошлом (Ф. Бэкон) или привидевшегося во сне (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский) и т.д. Многие утопические сочинения предлагали решение конкретных политических и социальных проблем, к примеру, трактат Эразма Роттердамского "О вечном мире", "Рассуждение о мире и войне" В. Ф. Малиновского, "Философия общего дела и Н. Ф. Федорова и др.
Особую роль в истории утопических, идей играет утопический социализм Л утопический коммунизм - проекты преобразования общества на социалистических и коммунистических началах, на принципах справедливости, свободы, равенства и братства. Как отмечают специалисты, русский утопизм обладает некоторыми специфическими особенностями, отличающими его от западноевропейского. К их числу относят: религиозный имманентизм - уверенность в возможности божественного совершенства, имманентного миру и человеку; установку на посюстороннее осуществление того, что составляет божественную сущность христианства, утверждение христианского идеала Царства Божьего как всецело земного, созидаемого людьми без Бога; ожидание всеобщего и свободного воплощения идеала на земле; потребность жить "бесконечным" Абсолютом; теургическое беспокойство - стремление непосредственного влияния на жизнь, ход истории и связанная с этим проблема личной ответственности за судьбы мира; надежда исключительно на собственные силы; мессианизм - вера в свою миссию указать людям пути правильного и справедливого жизнеустройства; антрополатрия - оптимистическая вера в человека.
В литературе существуют различные виды типологизации У. В частности, американский философ Л. Мэмфорд предлагает классифицировать У. следующим образом: по социально-классовому признаку - феодальная, крестьянская и т.д.; по содержанию - архитектурная, феминистская и т.д.; по форме - роман, трактат; по способу реализации - преобразование мира, бегство от него.
Общими чертами всех У. являются критика существующего общественного устройства и изображение политического идеала в подробных описаниях, В У., как правило, отражаются интересы какой-л. социальной группы или класса. В античности и в эпоху Возрождения У. существовала в виде описаний путешествия в какую-то неизвестную страну (Т.Мор, М. М. Щербатов); детального описания вымышленного государства (Т. Кампанелла, А. А. Богданов); политической программы, содержащей невыполнимые для своего времени требования (Дж. Уинстенли);; преображения политического идеала, существовавшего, по мнению его автора,. прошлом (Ф. Бэкон) или привидевшегося во сне (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский) и т.д. Многие утопические сочинения предлагали решение конкретных политических и социальных проблем, к примеру, трактат Эразма Роттердамского "О вечном мире", "Рассуждение о мире и войне" В. Ф. Малиновского, "Философия общего дела и Н. Ф. Федорова и др.
Особую роль в истории утопических, идей играет утопический социализм Л утопический коммунизм - проекты преобразования общества на социалистических и коммунистических началах, на принципах справедливости, свободы, равенства и братства. Как отмечают специалисты, русский утопизм обладает некоторыми специфическими особенностями, отличающими его от западноевропейского. К их числу относят: религиозный имманентизм - уверенность в возможности божественного совершенства, имманентного миру и человеку; установку на посюстороннее осуществление того, что составляет божественную сущность христианства, утверждение христианского идеала Царства Божьего как всецело земного, созидаемого людьми без Бога; ожидание всеобщего и свободного воплощения идеала на земле; потребность жить "бесконечным" Абсолютом; теургическое беспокойство - стремление непосредственного влияния на жизнь, ход истории и связанная с этим проблема личной ответственности за судьбы мира; надежда исключительно на собственные силы; мессианизм - вера в свою миссию указать людям пути правильного и справедливого жизнеустройства; антрополатрия - оптимистическая вера в человека.
В литературе существуют различные виды типологизации У. В частности, американский философ Л. Мэмфорд предлагает классифицировать У. следующим образом: по социально-классовому признаку - феодальная, крестьянская и т.д.; по содержанию - архитектурная, феминистская и т.д.; по форме - роман, трактат; по способу реализации - преобразование мира, бегство от него.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Утопия
(утопия политическая): греч. u - нет, topos - место, которого нет; по другой версии, от ей - благо, topos - место, т.е. благословенная сторона - понятие, обозначающее:
- описание идеального общества, идеального политического строя;
- проект невыполнимых на практике или трудноосуществимых политических, социальных и иных преобразований, необходимых для достижения интеллектуального сконструированного состояния идеального общества, идеального государства.
Утопия характеризуется: универсализмом - претензиями на выражение идеалов и устремлений всего человечеств, тотальностью, т. е. обращением к максимальному количеству аспектов жизни общества и государства, враждебным отношением к существующему социально-политическому порядку, некритичностью к собственным политическим установкам, отказом от анализа реальности и приемлемости предлагаемых политических преобразований. Утопии приобретают особую значимость, когда общество или его отдельные группы находятся в состоянии кризиса. Источники утопии многообразны: мифы, религиозно-этические системы, политические взгляды, нравственные установки.
Впервые термин «утопия» был употреблен английским гуманистом Т. Мором в произведении «Золотая книга о наилучшем государственном устройстве и о новом острове Утопия» (1516), но у этого жанра долгая история. Утопии, начиная с античности, были тесно связаны с мифами о «золотом веке человечества» или входили в философско-этические доктрины (например, «Государство» Платона, утопии Ксенофана и Плутарха). С эпохи великих географических открытий утопии представлялись еще и виртуальной альтернативной политической реальности, место которой на вновь обнаруженных территориях («Город Солнца» Т. Кампанеллы. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, уже упомянутая «Утопия» Т. Мора).
В ХVII-ХIХ веках утопии возникали как проекты различных политических преобразований, а также как жанр литературы, посвященный общественному, социально-политическому идеалу. В последнем случае шла острая полемика между либерально-буржуазными (Дж. Гаррингтон «Содружество Океания» (1656); Э. Беллами «Взгляд назад» (1888)) и социалистическими утопиями (Ш.Фурье «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829); К.А. Сен-Симон «Новое христианство» (1825))
Исследователи проблематики утопий, и прежде всего, утопий политических, предложили такую типологию: утопии реконструкции с их высокой критичностью по отношению к политической действительности, значительным преобразовательным потенциалом: эскапистские утопии, отличающиеся отсутствием призыва к изменению действительности, пассивным её восприятием ради перенесения основных усилий человека в неполитическую сферу, обоснованные утопии, идеи которых воплотились на практике (например, либеральная утопия XVIII-XIX веков стала сущностью политической практики в XX веке). Утопии ХХ-ХХI веков были в основном сосредоточены на конкретных проблемах (глобального характера) современности: экологические, технологические, техногенные, эпидемий, особенно пандемий, т.е. повальных эпидемических болезней, голода в слаборазвитых странах, губительных для природы и сельского хозяйства пожарах (в России в 2010-2011 годах), наводнений (Европа 2011-2012 годах) и др. (Эскапизм - от англ. - бежать, спастись - стремление личности уйти от реальной политической действительности в мир иллюзий).
- описание идеального общества, идеального политического строя;
- проект невыполнимых на практике или трудноосуществимых политических, социальных и иных преобразований, необходимых для достижения интеллектуального сконструированного состояния идеального общества, идеального государства.
Утопия характеризуется: универсализмом - претензиями на выражение идеалов и устремлений всего человечеств, тотальностью, т. е. обращением к максимальному количеству аспектов жизни общества и государства, враждебным отношением к существующему социально-политическому порядку, некритичностью к собственным политическим установкам, отказом от анализа реальности и приемлемости предлагаемых политических преобразований. Утопии приобретают особую значимость, когда общество или его отдельные группы находятся в состоянии кризиса. Источники утопии многообразны: мифы, религиозно-этические системы, политические взгляды, нравственные установки.
Впервые термин «утопия» был употреблен английским гуманистом Т. Мором в произведении «Золотая книга о наилучшем государственном устройстве и о новом острове Утопия» (1516), но у этого жанра долгая история. Утопии, начиная с античности, были тесно связаны с мифами о «золотом веке человечества» или входили в философско-этические доктрины (например, «Государство» Платона, утопии Ксенофана и Плутарха). С эпохи великих географических открытий утопии представлялись еще и виртуальной альтернативной политической реальности, место которой на вновь обнаруженных территориях («Город Солнца» Т. Кампанеллы. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, уже упомянутая «Утопия» Т. Мора).
В ХVII-ХIХ веках утопии возникали как проекты различных политических преобразований, а также как жанр литературы, посвященный общественному, социально-политическому идеалу. В последнем случае шла острая полемика между либерально-буржуазными (Дж. Гаррингтон «Содружество Океания» (1656); Э. Беллами «Взгляд назад» (1888)) и социалистическими утопиями (Ш.Фурье «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829); К.А. Сен-Симон «Новое христианство» (1825))
Исследователи проблематики утопий, и прежде всего, утопий политических, предложили такую типологию: утопии реконструкции с их высокой критичностью по отношению к политической действительности, значительным преобразовательным потенциалом: эскапистские утопии, отличающиеся отсутствием призыва к изменению действительности, пассивным её восприятием ради перенесения основных усилий человека в неполитическую сферу, обоснованные утопии, идеи которых воплотились на практике (например, либеральная утопия XVIII-XIX веков стала сущностью политической практики в XX веке). Утопии ХХ-ХХI веков были в основном сосредоточены на конкретных проблемах (глобального характера) современности: экологические, технологические, техногенные, эпидемий, особенно пандемий, т.е. повальных эпидемических болезней, голода в слаборазвитых странах, губительных для природы и сельского хозяйства пожарах (в России в 2010-2011 годах), наводнений (Европа 2011-2012 годах) и др. (Эскапизм - от англ. - бежать, спастись - стремление личности уйти от реальной политической действительности в мир иллюзий).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013