направление общественной мысли, находящее в христианском учении санкцию социалистическим идеалам. Его приверженцы утверждают, что социалистические идеи содержатся уже в Евангелии, в мировоззрении ранних христиан. В России начала XX в. С.х. представлен именами Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова и др.
СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ
СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ
Источник: Политология: Словарь-справочник
Христианский социализм
направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 1-й пол. 19 в. В числе родоначальников - Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Ряд принципов христианского социализма включен в социальную доктрину современного католицизма.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
(Christian socialism) Доктрина, исповедуемая уже адептами христианства (поэтому термин имеет более специфическое значение: обозначает не просто социалистов, которым довелось родиться христианами) и стремящаяся соотнести учение Христа (изложенное, например, в Нагорной проповеди) с политической практикой социализма. В Великобритании христианский социализм был популярен в основном в прошлом веке и ассоциировался как с возрождением Высокой Церкви и ее попытками распространить христианство среди трудящихся, так и с ростом нонконформизма и особенно методизма, который поставил во главу его общественные функции. Многие лейбористские политики в Великобритании утверждают, что обязаны больше методизму, нежели Марксу (Marx). Философия христианского социализма была благоприятной альтернативой капиталистическим отношениям в таких вопросах, как кооперативное движение, и подчеркивала важность примирения и справедливых отношений между промышленными рабочими и владельцами предприятий, моральную ответственность обеспеченных людей по отношению к бедным и необходимость народного образования. Судя по всему, христианско-социалистическая прослойка в руководстве Лейбористской партии (Labour Party) в последние годы начала увеличиваться. Послевоенные христианско-демократические партии не связаны с христианским социализмом, но, несомненно, пытаются разработать и развить умеренную версию консерватизма, которая соответствовала бы социальной доктрине, главным образом католицизму. Христианско-социальный союз в Баварии – это христианские демократы, а не христианские социалисты.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
религиозные идейные течения, стремящиеся связать христианскую религию с идеалами социализма. X. с. зародился во второй четверти 19 в. во Франции, Англии, Германии и др. странах и с самого начала пользовался поддержкой католической и протестантской церквей. Идеи X. с. содержались также в системе взглядов нек-рых социалистов-утопистов. Представители X. с. в его первоначальном виде проповедовали идеи избавления трудящихся от бедствий эксплуатации и нищеты, но указывали при этом нереальные пути достижения этой цели (нравственно-религиозное самосовершенствование и т. д.). Истоки церковного X. с. восходят к энциклике «Рерум новарум» папы Льва XVIII (1891), края содержит положения, лежащие в основе многих разновидностей X. с.: незыблемость частной собственности и осуждение классовой борьбы и социальных революций.
В современном X. с. выделяются два осн. направления: клерикальное и демократическое. Первое представлено гл. обр. официальной социальной доктриной католической церкви, на к-рой основываются идеология и политика клерикальных партий, христианских профсоюзов и ряда др. католических организаций. С ней, в сущности, совпадает и социальная доктрина протестантской церкви. По своему содержанию обе они не выходят за рамки буржуазного реформизма либерального толка. Клерикальный X. с. в современной идеологической борьбе служит орудием противодействия марксизмуленинизму и отвлечения верующих от революционной борьбы. Демократическое направление в X. с. представлено отдельными труппами в христианской церкви, не имеющими общей программы и организации. Его сторонники критикуют союз церкви с капиталом и буржуазным государством, требуют от нее решительной поддержки борьбы трудящихся за свои права, угнетенных народов — за свое национальное освобождение. Многие из них отвергают капитализм и выступают за социализм. Поборники демократического X. с. имеются среди верующих и духовенства как капиталистических, так, и нек-рых социалистических стран. В последних под влиянием успехов в строительстве нового общества идет процесс признания служителями церкви преимуществ реального социализма, воспринимаемых и оцениваемых им в с точки зрения воплощения ряда идеалов христианства.
В современном X. с. выделяются два осн. направления: клерикальное и демократическое. Первое представлено гл. обр. официальной социальной доктриной католической церкви, на к-рой основываются идеология и политика клерикальных партий, христианских профсоюзов и ряда др. католических организаций. С ней, в сущности, совпадает и социальная доктрина протестантской церкви. По своему содержанию обе они не выходят за рамки буржуазного реформизма либерального толка. Клерикальный X. с. в современной идеологической борьбе служит орудием противодействия марксизмуленинизму и отвлечения верующих от революционной борьбы. Демократическое направление в X. с. представлено отдельными труппами в христианской церкви, не имеющими общей программы и организации. Его сторонники критикуют союз церкви с капиталом и буржуазным государством, требуют от нее решительной поддержки борьбы трудящихся за свои права, угнетенных народов — за свое национальное освобождение. Многие из них отвергают капитализм и выступают за социализм. Поборники демократического X. с. имеются среди верующих и духовенства как капиталистических, так, и нек-рых социалистических стран. В последних под влиянием успехов в строительстве нового общества идет процесс признания служителями церкви преимуществ реального социализма, воспринимаемых и оцениваемых им в с точки зрения воплощения ряда идеалов христианства.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987