ПОПУЛИЗМ
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Методические указания по политологии
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
2) Популизм (в России – народничество) – это политико-идеологическая концепция, используемая левымиобщественными движениями в странах «второго-третьего миров». Ее смысл в стремлении утвердить западные нормы политической и общественной жизни – демократия, равные возможности, гражданственность, диалог верхов и низов, социальные компромиссы, опираясь на институты, рожденные патриархальным обществом (родственные и патронажно-клиентелские связи, традиционный стиль жизни, неприятие социальной мобильности и инноваций).
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
В этом плане необходимо строго различать П. и популярность. Если последнее заключает в себе положительное содержание и не может не поощряться в демократическом обществе, ибо выражает обычно заслуженную известность, обоснованное доверие и признание народа, то П. чаще всего означает, заигрывание с массами, стремление завоевать популярность ради нее самой и, как правило, не считаясь с моральной оценкой средств ее достижения, а то и обманным путем ради прихода к власти или ее удержания, достижения корыстных целей и т д. Благоприятной почвой для П. является кризисное состояние общества, проведение правящими кругами непопулярной, вызывающей острое недовольство масс политики. В этих условиях достаточно широкие массы особенно легко поддаются на П. Последний может использоваться как левыми, так и правыми силами. Достаточно наглядным примером П. в современной российской социально-политической жизни могут служить многочисленные выступления лидера ЛДПР В.В. Жириновского.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
1) деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов;
2) линия политической деятельности, более или менее прямо и открыто сориентированная на настроение широких масс, на завоевание их признания, поддержки, популярности среди них, часто с помощью выдвижения громких, упрощенных, реально невыполнимых, демагогических лозунгов и требований;
3) разнородные по идейно-политическому содержанию общественные течения и движения, апеллирующие к широким массам и отражающие противоречивость массового сознания («левый» популизм, «правый» популизм и т.д.). С кон. 19 в. проявляется в разных странах, особенно в кризисные периоды. Основные идеи популизма: прямое участие народа в управлении («прямая демократия»), авторитетный лидер, недоверие к представительным государственным институтам, критика бюрократии, коррупции и т. д. В чертах, свойственных популизму, - вера в возможность простейшего решения социальных проблем (воплощения социальной и национальной справедливости, эгалитаризма), антиинтеллектуализм, почвенничество и др. - заложена возможность разных тенденций: демократических, консервативных, реакционных и др. В политологии существует широкий спектр оценок популизма - от апологетики в качестве модели «непосредственной» демократии до резкой критики и отождествления с демагогией.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Популисты выступают за проведение политики, которая поддерживается самым широким общественным мнением. Благие намерения и проповедуемое в них обоснование ценности не опираются ни на какую связную систему политических убеждений и весьма разнообразны по характеру. В качестве общего обоснования популистской риторики приводится стремление руководствоваться здравым смыслом. Обычно популистски настроенные политики обращают свои призывы к массам напрямую, пренебрегая посредничеством сложившихся социальных и политических институтов (таких, как семья, социальный класс, политические партии и профсоюзы), фокусируя внимание аудитории на факторах, которые могут быть представлены как не соответствующие или прямо враждебные коренным интересам большинства представителей общества. Такие призывы адресованы преимущественно тем, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, хотя лидеры выступающих под популистскими лозунгами движений обычно происходят из вполне благополучных слоев общества.
Примером популистского движения может служить партия американского народа, действовавшая в 90-е годы XIX века, выражавшая озабоченность положением фермеров западных и южных штатов и требовавшая увеличения объема чеканки серебряных монет. Популизм в значительной степени ассоциируется с именем Хуана Перона (1895–1974), президента Аргентины в 1946–1955 и 1973–1974гг. Основу его правления составляла способность мобилизовать беднейшие слои общества на противостояние институтам государства. Глашатаем популизма — как и фашизма — часто становится сильный лидер, яркая харизматическая личность, действующая на фоне недоверия людей к представительным институтам общества.
В западных либеральных демократиях популистская политика обычно проводится политическими партиями крайне правого толка, которые заявляют о том, что своими проблемами простой человек обязан политике, которую проводят «никого, кроме себя, не представляющие политиканы», игнорирующие интересы масс и проявляющие чрезмерный либерализм в таких сферах, как иммиграционная, правоохранительная и социальная политика. В обоснование своей позиции популисты часто культивируют ксенофобию по отношению к определенной (обычно незащищенной и уязвимой) группе населения, которая годится на роль козла отпущения и может быть представлена как первопричина и воплощение кризиса, который якобы ожидает общество.
См. также статьи «Средства массовой информации», «Фашизм».
Источник: 101 ключевая идея политика
Мировой опыт свидетельствует, П. активизируется в периоды, когда страны переживают переломные этапы своей истории. При резких социально-экономических сдвигах, особенно когда ломаются старые устои, а новые еще не обозначились четко и определенно, на политическую арену выходят популистские деятели.
Характерная особенность П. - прямой контакт, без посредства политических институтов между лидерами, обладающими способностью воздействовать на умы и чувства людей, и массами. П. - это скорее комплекс непосредственных политических реакций индивидов на систематическое ущемление их ближайших интересов, чем Целенаправленное практическое воплощение определенной идеологии. В сфере политического действия он проявляется чаще всего в виде акций гражданского неповиновения, общественных кампаний, "походов" в знак протеста против конкретных мероприятий власти.
В современном политическом лексиконе термин "П." часто используется для обозначения набора тактических приемов в политической борьбе, связанных с апелляцией к общественному сознанию масс, с попытками подстроиться под их требования, использовать такие черты общественного сознания, как упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и однозначным политическим решениям. Популистское сознание отличается утопическим иррационализмом, выступающим в своеобразной форме - в оболочке плоского прагматизма, что выражается в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям - в вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию, в представлении о социальном зле как порождении заговора внешних сил. Понятие П. употребляется и как синоним демагогии.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Политика популизма получает развитие и востребуется в эпоху социальных кризисов. Например, в России популистами считают народников XIX в. В США первая партия популистов возникла в конце прошлого столетия как альянс фермерских и рабочих организаций. Широкое распространение популизм получил в период борьбы стран Африки и Азии с колониальным гнетом. Популистскими лидерами были Сунь Ятсен, М. Ганди, Сукарно и другие.
Стремление осуществить идею равенства, равных возможностей слоев социально ограниченных, является основой данной политики, в отличие от либерализма, который исходит из полноценно социализированных структур. Можно различать популизм реальный и спекулятивный. Реальный популизм заключается в такой политике элиты, которая направлена на ограничение господствующих социальных сил в пользу народа без достаточной легитимности со стороны господствующих классов или слоев. (Подобную политику в Чили проводил С. Альенде.) Спекулятивный популизм характеризуется заигрыванием с основной массой населения на уровне лозунгов с целью поднять авторитет и легитимность субъекта политики. Особенно характерна такая форма для вождизма, фашизма, других структур, которые опираются на харизматического лидера.
Главным недостатком популизма является его утопический романтизм. Он связан с повышенной субъективацией процесса в отношении позитивного разрешения конфликтных противоречий. В постсоциалистической России этот момент политики развит достаточно сильно. Постсоциалистическая политическая ментальность ориентирована на реформирование при сохранении социальной защищенности населения в пределах представлений, сформировавшихся при социализме. Практика показала, что подобная идеология иллюзорна и утопична. Популистские устремления российских политиков не оставляют этих иллюзий. Подобная позиция выполняет функцию вуалирования того обстоятельства, что формирование класса новых капиталистов осуществляется за счет резкого падения жизненного уровня значительной части населения. Поскольку это явление происходит в результате непосредственной деятельности политиков, они пытаются скрыть это обстоятельство и уйти от ответственности.
Можно сделать вывод, что господствующая государственная идеология еще долго будет пронизана популизмом, обещания улучшить положение ограбляемой части населения будут воспроизводиться, а реальное положение населения будет значительно приукрашиваться.
Источник: Словарь по политологии
Литература: Новинская М. И. Что такое популизм? (Популистская традиция в США)//Рабочий класс и современный мир, 1990, № 2; Выдрин Д. Технология популизма/ Диалог, 1990, № 13.
Источник: Толковый политический словарь
Этот термин сегодня стал уничижительным, но ему надо вернуть положительное значение. Неприязнь к популизму выдает в действительности скрытое неприятие подлинной демократии. Анти-популизм или анти-демагогия это семантическая хитрость буржуазных политиков и интеллектуалов, чтобы не считаться с волей народа, особенно социальных слоев со скромным достатком, слывущих опасными из-за своего естественного национализма. Находящаяся у власти космополитическая буржуазия, как левая, так и правая, борется против «популизма», потому что отвергает всякую прямую демократию и убеждена, что «народ политически некорректен». Она очень хорошо знает, что по таким темам, как иммиграция, смертная казнь, школьная дисциплина, карательная и налоговая политика и многим другим, глубинные желания народа (если они будут выражены на референдуме), не совпадут с выбором правителей, несмотря на непрерывный поток пропаганды СМИ. Поэтому логично, что те, кто конфисковал в свою пользу понятие «Народной Воли», пытаются отождествить популизм с деспотизмом. Отсюда постоянные подозрения в адрес швейцарской кантональной демократии или незаконные санкции ЕСТ против Австрии, потому что т.н. «популистская» партия Свободы вошла там в демократическую правящую коалицию после очередных выборов.
В действительности популизм это истинное лицо демократии — в греческом смысле этого слова, — а антипопулизм — признание того, что нынешние элиты по сути своей антидемократичны. Антипопулизм знаменует собой окончательное торжество класса политиков и работников СМИ, псевдогуманистического, защищенного, привилегированного класса, который конфисковал в свою пользу демократические традиции. С какого-то времени к слову «народ» стали относиться отрицательно. Ему предпочитают расплывчатое и лишённое своего первоначального смысла понятие «республика». Для класса интеллектуалов и сотрудников СМИ «народ» это «маленькие белые люди», одержимые навязчивыми страхами за свою безопасность, т.е. нечто, достойное презрения; это категория, которая должна платить налоги, отказываться от всяких привилегий и, прежде всего, помалкивать. Поэтому массовая натурализация, право на землю и право голоса для чужестранцев рассчитаны на то, чтобы «изменить народ». Гегемонистская идеология ведёт по всей Европе войну на трёх фронтах. Во-первых, она хочет сделать «корректными» коренные европейские народы и, если удастся, сократить их численность; во-вторых, передать ключи подлинной власти в руки международной торговой функции и, в-третьих, обеспечить политическим классам финансовые прибыли. Это современная «мягкая» форма угнетения. Ситуация явно шаткая: задумываются ли антипопулистские и антирасистские политики о том, что когда будет перейдён определённый количественный порог, их мусульманские протеже и получившие гражданство инородцы, короче, «новый народ», выкинут их на свалку истории? (См. «Демократия», «Народ»). Порядок — это основа любой творческой цивилизации, потому что он дисциплинирует человека, животное анархическое, с помощью политической и культурной гармонии. Порядок приемлем только как дисциплинарный, воспитательный, отборочный, но не как чисто репрессивный, в интересах застывшей элиты. С этим понятием порядка следует обращаться осторожно, так как оно может быть стимулирующим или иссушающим, источником силы или склероза. Не бывает порядка без проекта, без энтузиазма, без движения. Порядок — это не просто репрессии (американский синдром), он должен также привлекать коллективным динамизмом, придавать дисциплинированную форму общему идеалу. Настоящий порядок — это порядок однородного народного сообщества с самодисциплиной, в котором царит аристотелевская «филия», стихийные дружба и солидарность. Порядок и гармония взаимосвязаны. В европейской традиции порядок — это не статическое состояние, а организация общего становления. (См. «Дисциплина», «Свобода»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.
Появление популизма как устойчивого явления, как новой формы воздействия на массовое сознание при переходе от XIX к XX столетию отнюдь не было случайным. Именно в это время происходит качественный перелом - принципиальное изменение роли сознания в истории: объективные законы начинают пасовать перед сознательной деятельностью масс. Это не осталось незамеченным политикой и политиками. Если сознательные действия масс по силе своего воздействия на ход истории уравниваются с ролью объективных законов, то нужны новые средства мобилизации больших масс людей, способных подчинить их воле и задачам лидера, политика.
В рамках этого весьма благоприятного общеисторического фона, объективно способствовавшего широкому распространению популизма, были и другие, более конкретные причины, толкавшие в том же направлении. Прежде всего, следует отметить связанное с быстрым ростом и качественным изменением производительных сил постоянное воспроизведение деклассированных элементов и люмпенизированных масс. Возрастающий потенциал выбитых из колеи и легко поддающихся внешнему воздействию таких слоев, которые в силу неустойчивости и неопределенности положения готовы сложить с себя бремя поиска выхода и поверить
его исключительных личных качествах - мудрости, героизме, неподкупности и т.п., которых на самом деле у него может и не быть, но которые желает видеть в нем и приписывает ему масса.харизматическому лидеру, его подкупающим обещаниям, рассчитанным именно на доверчивость подобных масс, был и остается реальной человеческой базой популизма. XX век оказался на редкость богатым крутыми поворотами и изломами (две мировые войны, многочисленные революции, распад колониальных империй и т.п.), что требовало от политиков "быстрого реагирования". Само собой разумеется, что здесь никакой серьезный политический анализ не мог угнаться за ошеломляющими популистскими лозунгами и обещаниями. Важно и то, что связанный со всей обстановкой рост влияния средств массовой информации позволял быстро и многократно трансформировать и усиливать воздействие на массы того или другого лидера, его популистских лозунгов и обещаний. Не последнее значение в росте влияния популизма имело и то, что могущественные силы, сконцентрированные под эгидой государства, если они становились добычей приходивших к власти лидеров-популистов, часто позволяли им выполнять часть своих широковещательных обещаний, чем резко повышалась авторитетность такого харизматического лидера, а вместе с тем умножалась вера в сам популизм (обещание Гитлера дать каждому немцу по автомобилю и выпуск "фольксвагенов", ежегодное снижение Сталиным цен на важнейшие товары народного потребления, хрущевская жилищная программа и т.д. и т.п.).
Среди многочисленных отличительных черт популизма (стремление ответить на наиболее насущные вопросы широких масс населения, масштабность популистских обещаний и их эгалитарный характер, броскость формулировок "Лягу на рельсы, если повышу цены" и т.д.) особое место принадлежит непосредственному общению с массами, прямому контакту лидера-популиста с народом, когда даются простые, в чемто ожидаемые массами ответы, прямо называются виновники провала популистских лозунгов, чем реабилитируется сам лидер, взамен невыполненных даются новые обещания и т.д.
Всякий раз, когда речь идет о популизме главное внимание обращается на раскрытие присущих популизму методов общения с массами, завоевания дешевой популярности, поддержки населения, но при этом почти ничего не говорится о том, как бороться с популизмом, как противостоять популизму как весьма искусному способу обмана масс.
Главное, чего не терпит популизм, это анализа обоснованности выдвигаемых популистами обещаний и показа тех тяжелых последствий, к которым неизбежно ведет популистская политика, как в том случае, если необоснованные популистские обещания будут выполнены, так и тогда, когда обнаружится, что обещания были даны только для завоевания расположения масс, а не для действительного решения насущных вопросов. Чтобы не быть голословным, обратимся к некоторым популистским обещаниям российского руководства. Сначала остановимся на борьбе с привилегиями, а потом на обещании не повышать цены на потребительские товары.
Нет надобности распространяться на тот счет, насколько населению нашей страны к середине 80-х гг. опостылела власть партийно-государственной бюрократии с ее привилегиями и беззастенчивой коррупцией. Не будет преувеличением сказать, что многие честные граждане незавидную свою жизнь связывали не с плохой организацией всего производства (в том числе и распределения) в стране, а, в первую очередь, именно с распределением, с теми привилегиями, которыми пользовалась правящая номенклатура. Поэтому призыв Б.Ельцина развернуть широкую борьбу с привилегиями, "отобрать награбленное", хотя и не сулил больших перемен в материальном положении широких масс, был встречен ими с неподдельным энтузиазмом. Популистский смысл призыва не был раскрыт, не было показано, что привилегии - неизбежный спутник государственноадминистративной системы управления. Поэтому, когда демократы пришли к власти и начался настоящий шабаш с "дележом добычи" новыми управляющими, массы были потрясены происходящим.
Для элементарно грамотного человека ясно: выйти из тяжелейшей ситуации, в которой находится страна, без экономических жертв со стороны народа (т.е. без повышения цен, снижения жизненного уровня) невозможно. Но стоило в свое время правительству Рыжова заикнуться об этом, а правительству Павлова сделать весьма робкие шаги в этом направлении, как поднялся вселенский шум. Да, бюрократические способы осуществления экономической реформы нужно было критиковать. Но нельзя было заявлять: "Лягу на рельсы, если повышу цены!". Однако такое популистское заявление было сделано, а цены на важнейшие предметы потребления, товары повседневного спроса в результате десятимесячных реформ в России выросли в 50-60 раз и продолжают расти, а заработная плата выросла, в лучшем случае, в 10 раз. Граждане, живущие на заработную плату, стали жить в 56 раз хуже, чем они жили при господстве партийно-государственной бюрократии.
Почему же держатся популистские лидеры? По меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, средства массовой информации - сегодня самая могущественная общественная сила - прислуживают демократам, скрывают правду от народа. Во-вторых, вопреки заявлениям демократов, основная часть населения страны не желает возврата назад, но пока не видит альтернативной силы, способной гораздо разумнее, чем демократы, провести необходимую экономическую реформу. Но можно не сомневаться, что народ вряд ли смирится с продолжающимся популистским обманом.
Популизм - Полемика о том, какая демократия нужна и на какую можно рассчитывать, характерна не только для общества, стремящегося установить ее. Этот вопрос включен в постоянный дискурс в условиях уже ставших демократическими систем, но претерпевающих социальные изменения. Классическое определение демократии как "управления, осуществляемого для народа и самим народом", вполне достаточно в качестве начала размышлений о происходящем в США или где-либо еще. Но сразу заметим, для демократии характерно весьма неустойчивое отношение между ее элементами, а точнее - отношение взаимного недоверия.
Исторически популизм фигурировал как защитное и корректирующее, а отнюдь не разрушительное или революционное движение. Его суть в восстановлении утраченного. В начале XX в. калифорнийские фермеры, ремесленники, мелкие предприниматели совместно с рабочими выступили против могущественных организаций - банков, железных дорог, корпораций, коррумпированных законодателей и правительственных органов - и заклеймили позором правящую элиту. Их мишенью стали силы зла, которые, злоупотребляя взлелеянными упорством и трудом демократическими и экономическими принципами, захватили контроль над рынком, ценами, законодательством и администрацией и даже судами, причинили вред жизни людей, считавших себя полноправными и независимо мыслящими, но, к сожалению, оказавшимися на самом деле униженными и оскорбленными. Под флагом морали и справедливости началась борьба за жизнь идеалы, личное достоинство. Популизм и есть моральная кара за извращение системы. Задачей калифорнийских популистов было вовсе не строительство чего-то нового, а исправление несправедливости, возвращение того, что представлялось принадлежащим им изначально по праву. Безусловно, антиинституциональные и антиэлитарные чувства направлялись представителями элитарных кругов, обделенных в доступе к институциональному контролю, но жаждущих его заполучить...
Плодотворный эмпирический подход к изучению мотивов и влияния популизма содержится в анализе плебисцитарного законодательства, прежде всего, общественных инициатив как одной из форм, наиболее распространенных в Калифорнии. Хотя и не все калифорнийские инициативы отличаются чисто популистской природой, тем не менее большая часть их использует популистские настроения. Все они функционально рассчитаны на "народ" как власть, обладающую корректирующей силой... Схемы действий популизма при помощи инициатив можно обнаружить и в делах, касающихся контроля за большим бизнесом, охраны окружающей среды, налоговой надбавки в торговле, а также совершенствования защиты потребителя. Здесь суждение не должно быть скороспелым. Популистские аргументы и решения, которые по сути направлены против эксплуататорской элиты и институтов в целом, нельзя подогнать под жесткое одномерно-идеологическое клише "правое-левое".
Политическое влияние популизма имеет консервативный характер в самом общем смысле слова, выражающийся в охране выпестованных традиционных ценностей. Его цели близки не только твердолобым консерваторам. Популистские кампании, возвышающие голос массового недовольства и протеста, невозможно вместить в рамки традиционной партийной принадлежности. Именно таковыми выступают движения за прямой контроль за законодательными органами, ограничение сроков выборных полномочий и переизбраний на официальный пост.
Социальные корни и функции популизма придают ему особую значимость, но благодаря устоявшимся демократическим ценностям и комплексности системы управления, этот феномен становится достаточно проблематичным. Исторические основания популизма нужно искать в двойственности реакции людей на кризисы в процессе развития, подрывающие устои жизни периферийной части населения, которая, если и понимает неизбежность реформы "их" общества, то только с позиции традиционных ценностей.
Популизм интерпретируется в достаточно мягкой форме - как преждевременная попытка поставить корпоративное государство под демократический контроль. Но были и такие толкователи, которые обращали внимание на менее достойные плоды популистского творчества: идеи конспирации, антисемитизма и шовинизма. Ныне популистская риторика, граничащая с расизмом, рассчитана на широкие массы, взбудораженные далеко зашедшими структурными и культурными изменениями.
Проблема легитимности популизма представляется вариантом поиска социальной базы реформ и разума. Реформаторы, рационалистически настроенные, полагают, что народ восприимчивый к популистским обращениям, нуждается в воспитании, и они обвиняют популистов в упрощении реальных проблем, т.е. структурных деформаций, требующих структурных реформ. С высоты рациональности популисты видятся жаждущими популярности приверженцами упрощенных решений а они - иррациональны... Тем не менее политическая критика популизма должна занять платформу, усиленную анализом социальных болезней, чреватых взрывным эффектом. И сегодня рационалистические критики популизма должны, наконец, решить для себя проблему - каким образом системную рациональность можно санкционировать и защитить свободным народным выбором, чтобы она стала работающей.
Обсуждая проблему легитимации, нужно обратить внимание на технику популистских кампаний. Поскольку политика предполагает легитимацию, то вопрос об источниках финансирования популистских кампаний так же важен, как и сумма затраченных денег (Пожертвования должны быть заявлены, а сообщения о них опубликованы в печати).
Вершиной популистской практики является создание службы экспертов по общественным отношениям. Она обнаруживает болевые точки общественной жизни, эмоционально окрашенные политические ценности. Один из наиболее эффективных инструментов в этой работе - прямая связь.
При помощи прямой связи можно обратиться к различным общественным кругам без всякого риска попасться на противоположных утверждениях. Различные популистские обращения доходят до общественности не обязательно исповедующей одни и те же взгляды...
Популизм может быть выделен из сферы массовых чувств, таких как национализм, расизм, этноцентризм, на основе специфики его символических средств мобилизации гнева и обид людей. Он направляет их против институтов власти и элиты, которые, понятно, оторвались от "народа". Функционально популизм можно расценивать в качестве движения, корректирующего, наказывающего, но не революционного. Это, своего рода, моральный курс лечения демократии, а не ее истязание. Нападая, например, на службу социальной защиты и разбухшую бюрократию, популизм лечит преимущественно консервативно. Популистские наладки могут, в известной мере, ослабить интегративные структуры, привести к разъединяющим общество результатам. Сказывается его радение за индивидуальную свободу и мораль в противовес коллективной мысли и согласию, за потребление и в противовес инвестициям. Но популизм сам по себе не способен трансформироваться в рабочую систему, ибо популистские движения обходят молчанием способы реализации желаемого. Демократической системе можно навязать популистские атрибуты, конфликты, но это не означает возникновения нового способа перестройки системы, тем более универсального для всех случаев жизни. Чтобы прервать бесконечную цепь популистских выступлений, вероятно, нужны реформы, позволяющие вовлечь движения, базирующиеся на классах, в организацию и жизнедеятельность всего общества...