НАЦИЯ
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Новейший политологический словарь
Исторически сложившаяся форма общности людей. Для Н. характерны общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни, языка, черт характера, проявляющихся в общности культуры.
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Источник: Политология: Словарь-справочник
-исторически устойчивое социальное или этническое образование, выступающее основой государства и обладающее единой экономической, социальной и духовной жизнью, общей территорией, общностью культуры, языка, социальной психологии, организации.
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
1) историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству;
2) тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Война и мир в терминах и определениях
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
Решающим фактором формирования Н. из предшествующих им народностей является экономический. Прежде всего, под влиянием расширения и углубления рыночных отношений происходит все более тесная, устойчивая и прочная консолидация населения в рамках определенной этнической территории, преодоление средневекового партикуляризма, раздробленности и этнической неоднородности, включая и постепенное преодоление глубоких диалектных различий и складывание единого литературного языка. Конкретные пути возникновения той или иной Н. могут быть различны: прямое продолжение этнической линии развития от данной народности к данной Н.; появление Н. на основе этнической конвергенции (сближения) двух или не- скольких народностей; образование двух или нескольких Н. в результате этнической дивергенции (расхождения) частей одной народности. Важным фактором образования и развития Н. является государство. Не случайно важнейшей тенденцией национальных движений всегда было стремление к созданию народом своего национального государства. Следует иметь в виду, что понятие Н. нередко используется не в этническом, а в государственно-политическом смысле («национальная безопасность», «национальная экономика», «национальный доход», «национальные интересы» и т.д.). В этом случае под Н. понимается все или почти все население страны, ее граждане независимо от их этнической принадлежности.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Будучи наиболее развитой историко-культурной общностью людей, нация продолжает развиваться, культурно обособляться и интернационализироваться. Выделяют две взаимопересекающиеся тенденции в развитии национальных отношений - тенденция экономической интеграции и интернационализации всех сторон человеческой жизни и тенденция к национальному самоопределению, самовыражению, самоуправлению. Эти тенденции часто находятся в состоянии острых конфликтных ситуаций, противоречий, которые обусловлены объективными и субъективными факторами и причинами, имеющими корни в экономической, социальной, политической и особенно духовной областях. В сознании, культуре, психологии отдельной нации заключен основной источник и причина всех возможных и реальных противоречий современной жизни. Каждая нация в острых ситуациях обязана искать корень неразрешимой проблемы в себе, а потом во взаимосвязи предметности спора, конфликта с другими нациями. Жизнь, практика показывают, что пробуждение национальной жизни, национальная суверенизация довольно часто вступают в противоречие с тенденцией интернационализации, взаимного обогащения отношений сотрудничества и единства, что ведет к перманентным национальным конфликтам. Национально-государственные образования строят свою политику на традиционной политической целесообразности, а не на строгом учете интересов людей.
В результате многих причин объективного и субъективного характера резко обострились межнациональные отношения на посткоммунистическом пространстве общественной жизни. Экономическая неразвитость, социальная рыхлость и неопределенность, политическая неустроенность и духовно-ментальная традиционность, сопряженная с односторонним, автономным пониманием своего национального сознания и самосознания ведут к сепаратизму и конфликтным ситуациям, преодолеть которые в одночасье невозможно. Национальная проблема стала ведущей в постсоциалистических странах, и эффективной национальной политики и демократического решения ее до сих пор нет.
Источник: Словарь по политологии
- исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности территории, экономической жизни, языка и психического склада, проявляющегося в общности культуры (С., 2, 296). Нация формируется на общей или соседствующих территориях в результате установления общего экономического уклада, что способствует выработке единого языка общения, взаимопроникновению культур и духовному сближению различных народов, населяющих эти территории.
Право наций на самоопределение (право народа добровольно войти в состав общего с другими народами государство, а также право выйти из него) прогрессивно в первой части и регрессивно во второй. Соединение наций позволяет более оптимально построить общее хозяйство, осуществить рациональное разделение труда, создать более оптимальные хозяйственные связи в интересах трудящихся всех объединившихся наций. Разъединение наций ведет к нарушению сложившихся связей, разрушению общего хозяйственного механизма, к натурализации хозяйства, а далее к разобщению и вражде народов, в чем может быть заинтересована только национальная буржуазия.
Признак "русский" - это признак национальности, а не нации, т.к. русские живут во многих странах мира, где сохраняют язык и некоторые традиции. Но они оторваны от территории России и имеют иной экономический уклад. Русские в России также являются национальностью, а не нацией в связи с большим смешением кровей самых разных народов. Под русской нацией до революции можно было подразумевать все население России, перевязанное многочисленными родственными и экономическими связями.
За 70 лет существования СССР на его территории сформировалась новая советская (или социалистическая) нация, советский народ, включающий в себя около ста различных народов и национальностей, в котором русские составляли большинство, но в котором принадлежность к той или иной национальности практически потеряла значение. Общий экономический уклад, ликвидация эксплуататорских классов, зависимость благополучия каждого гражданина от благополучия страны и общества в целом формировали единство интересов трудящихся в укреплении социалистической экономики и общей для всех народов СССР Родины. Особенно ярко это проявилось в годы Великой отечественной войны.
В перспективе после восстановления единого экономического социалистического уклада следует принять меры к исключению возможности разъединения и самоизоляции народов по национальным признакам, например, путем замены территориально-национального административного дробления на территориально-хозяйственное, исключением отметки "национальность" в паспортах и т.п.
В условиях классового общества Н. представляет собой не что иное, как этническую форму сосуществования социально различных сил. Антагонизм наций, этнические и расовые конфликты составляют основное содержание национального вопроса при капитализме. Межнациональная вражда, национальные раздоры и распри неизбежные спутники капитализма (см. Национализм).
С победой социализма коренным образом меняется облик Н., они преобразуются в Н. нового, социалистического типа. Для социалистических Н., базирующихся на общественной собственности на средства производства и соответствующем ей политическом строе, характерны дружественный союз и морально-политическое единство составляющих их классов и др. социальных групп, равноправие во всех областях жизни, интернациональная солидарность, ведущая роль рабочего класса, преобладание интернационалистской, марксистско-ленинской идеологии.
В условиях социализма наивысшие достижения каждой Н. во всех сферах жизни становятся общим достоянием, накапливаются общие интернациональные черты в культуре, образе жизни и духовном облике Н. Для национальных отношений в нашей стране Характерны как дальнейший расцвет наций и народностей, так и их неуклонное сближение, к-рое происходит на основе добровольности, равенства, братского сотрудничества. Сложилась и крепнет новая социальная и интернациональная общность советский народ, — объединяющая более 100 наций и народностей. В резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О межнациональных отношениях» многонациоиальность в условиях СССР рассматривается как «могучий источник развития и духовного обогащения народов».
«...Всякое стремление к национальной замкнутости, отмечал в своем докладе на конференции Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, может привести только к экономическому и духовному оскудению. Наш, социалистический, подход иной: мы добиваемся того, чтобы человек любой национальности был на деле полноправным в любом районе страны, чтобы он везде мог реализовать свои права и законные интересы».
Становление и развитие Н. важный фактор национально-освободительных движений и революций. Антиимпериалистическая борьба угнетенных Н. и народов развивающихся стран является важной составной частью мирового революционного процесса.
Н. являются объектом острой идеологической борьбы, находящей свое выражение в противоборстве интернационализма и национализма, испытывают на себе неоднозначное воздействие интернационализационных и интеграционных процессов. Интернационалисты выступают как против искусственного подталкивания, форсирования национальных процессов, так и против их намеренного сдерживания. Оии за свободное развитие национальных отношений. И это, как отмечается в Программе КПСС, «несет с собой в отдаленной исторической перспективе полное единство наций».
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Сталин И.В. дал развернутое определение нации как исторической общности людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка особенностей культуры, психологии и национального характера.
Современные нации зарождались вместе и на основе формирования буржуазных отношений начиная с XV-XVII вв. Но нации формировались и развивались и до капитализма. Согласно концепции К.Каутского, важнейшими факторами консолидации людей в нации, их сближения и общения были товарное производство и торговля. Нации напрямую связаны с формированием национальных государств. Современная мировая практика показывает возрастание роли национальной государственности, которая становится нормой, мировым правилом, особенно целесообразной с точки зрения прогресса национальной жизни, исходным пунктом и началом их сближения и сотрудничества, дает толчок прогрессивным интеграционным процессам на истинно демократической и добровольной основе. (Литература: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М..1999: Рассел Б. Человеческое познание. Киев,1997; Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М..1999 и др.).
Существует и такой подход к определению нации: нация - совокупность людей, объединенных наличием общего отечества. В отличие от этноса, с которым нередко отождествляют нацию, сущность нации наиболее отчетливо проявляется в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, во главе с политическими лидерами, направленную на достижение национальной независимости от экономического и политического господства, от положения государств - сателлитов (сателлит - от лат. - слуга, исполнитель чужой воли).
Нации первоначально возникли в Западной Европе, их появление связано со становлением и развитием капитализма. В процессе преодоления феодальной раздробленности шло формирование централизованных государств и рыночных отношений. Вместе с появлением каждого такого, единого в экономическом отношении социоисторического организма, возникли и его объективные интересы, которые не могли не быть интересами значительной массы людей, входивших в его состав. В результате единый социоисторический организм, который одновременно был и централизованным государством, выступал в глазах его членов как их общее отечество, а они, все вместе взятые, стали общественной силой, отстаивающей интересы этого отечества, т. е. идея национального единства, без которой нет нации, могла оформиться только в борьбе за интересы социоисторического организма. В ходе буржуазных революций окончательно утвердилась идея отечества, оформилось национальное самосознание и, тем самым, завершился процесс формирования нации.
Появление нации не устранило и не могло устранить национального гнёта. Он с неизбежностью порождал у представителей дискриминируемой этнической общности общие интересы, отличные от интересов социоисторического организма, вынуждал их объединяться для борьбы за свои экономические и политические права. Таким образом, дискриминируемый этнос становился политической силой, преследующий свои собственные цели. Если дискриминируемый этнос сравнительно велик и члены его более или менее компактно населяющие определенную территорию, то они начинают осознавать как свое отечество только данную область, данный регион, а не весь социоисторический организм, в котором живут. В результате они становятся особой нацией, противопоставляющей себя всему остальному населению сраны, а их борьба против дискриминации приобретает характер борьбы за интересы своего отечества против его угнетателей. Чаще всего новая нация начинает стремиться к созданию собственного независимого государства, а тем самым самостоятельного социоисторического организма.
Необходимо отметить, что всегда причиной движений за отделение и создание самостоятельного государства является национальный гнёт. Иногда у его истоков - корыстные интересы местной политической элиты, столь же эгоистические интересы местного чиновничества, местных предпринимателей, старающихся вытеснить опасных конкурентов, желающих монополизировать экономическую сферу и получить в результате монопольно высокую прибыль. Но и они, исходя из политических соображений, апеллируют к народным массам, спекулируя на различного рода теневых сторонах жизни государства, и стремятся выдать себя за истинных защитников национальных интересов. Типичный пример - создание в России в конце 2011 года новой партии Правое дело во главе с Михаилом Прохоровым, одним из крупнейших олигархов - миллиардеров страны, он тоже обещал бороться за национальную гармонию в России. Многие российские политологи подобного рода политические движения называют псевдо-национальными.
Очевидно, целесообразно отметить важное обстоятельство, замалчиваемое в научной литературе, начиная с хрущевского «великого десятилетия» в бывшем СССР, что первым, кто лал классическое определение нации, был Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879-1953) - подобно тому, что первым, кто дал развернутое определение «класса» как научной категории, был В.И.Ленин. В интерпретации И.В.Сталина, нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны общность материальных условии жизни: территории и экономической жизни, общность языка, психического склада, а также особых черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии, и её культуры. С тех пор и до начала XXI столетия это классическое определение нации прочно утвердилось на страницах монографий многих отечественных политологов, хотя и без упоминания автора, что, по мнению составителя настоящего словаря политологических терминов, по крайней мере не отличается политкорректностью и морально-этическими нормами, какие бы тяжелые политические процессы не происходили в тоталитарном советском государстве в сталинский период его существования. (Литература: Семенов Ю.И. Философия и политическая история от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М.. 1999: Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М.,1974; Мур Дж. Принципы этики. М..1984: Соловьев В.С. Оправдание добра/ соч, в 2-х т. T.I.M..I991.C.152-169; Тойнби А. Постижение истории. М..1991; Сартр Ш.-П Бытие и ничто. М.,2000 и др.).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Одна из характерных черт сталинского марксизмаленинизма - принижение роли национального в общественной жизни, подчинение национального как второстепенного общесоциальному или интернациональному. Вульгарная политология, стремясь преодолеть сталинизм и предоставить национальному должное место, вообще отказалась от всякой субординации национального и социального.
Исходным пунктом для правильного понимания сути национального и его роли в общественной жизни является признание того, что человек - биосоциальное существо. А это значит, что природа человека не может быть сведена ни к "совокупности общественных отношений", как это делал вульгарный марксизм, сталинизм, игнорировавший роль биологических сторон человеческой сущности (антропологические, этнические, половозрастные, эмоционально-волевые, психические и другие особенности), ни к "комплексу биологических качеств", что свойственно социал-дарвинизму, расизму и другим учениям, недооценивающим общественную сторону человеческой сущности (общецивилизационные, социальнопроизводственные, общественно-политические и другие качества).
Однако признание человека биосоциальным существом, ориентирующее на учет и биологических и социальных сторон человеческой сущности, вовсе не означает, что на разных этапах антропогенеза, на различных исторических переломах и для любых этнических общностей эти аспекты человеческой сущности всегда выступали и выступают в статических, а не динамических взаимосвязях и взаимодействиях, что можно хоть в какой-то мере игнорировать исключительную сложность, подвижность и все еще слабую изученность протекающих здесь процессов (скажем, влияние особенностей развития этноса, его возраста на социальное поведение наций, на взрывы межэтнических, расовых и межнациональных конфликтов и т.д.).
Нации и национальные отношения, развившиеся уже в новое время, все еще не имеют адекватной своей важности теории. Несмотря на все претензии марксизм не решил эту проблему. Выпячивание социальной сущности человека в ущерб его биологической стороне, характерное и для Маркса, и для Ленина, привело не только к постоянному подчеркиванию интернационализма в ущерб национальному, но и к постоянной критике любой защиты национального, к отождествлению такой защиты с чуждым прогрессу национализмом. В действительности идеология национализма, понимаемая как идеология защиты прав и свобод граждан своей нации, как защита языка, национальной культуры, обычаев и привычек (традиций), сама по себе не содержит ничего реакционного. Другое дело, если национализм превращается в шовинизм, в деление всех наций на высшие и низшие, в отождествление своей нации с общностью, которой уготована особая миссия, чем оправдываются неуважение к другим нациям и народам, агрессивность и другие несправедливые действия.
Отождествив национализм с шовинизмом, некоторые марксисты часто противопоставляли свои демократические лозунги, осененные знаменем интернационализма, вполне естественной защите национальных интересов. Сталинизм довел эти односторонности до крайностей, осуждалась всякая защита своей нации, национального языка и культуры, считалось, что сама нация уже принадлежит прошлому, что уже идет всемирный процесс слияния наций. Советский Союз, задуманный и провозглашенный как федеративное объединение суверенных народов и наций, был шаг за шагом перестроен в деспотически централизованное унитарное государство со многими чертами империи с бесчисленными национальными неравенствами и несправедливостями. Такой подход, выдававшийся за марксистско-ленинский, был повторен во всех многонациональных странах "реального социализма". Под прессом репрессий и идеологической демагогии, скрывавших действительное положение дел, накапливались и множились национальные противоречия и обиды.
Национальный вопрос, провозглашенный в "социалистическом мире" подчиненной частью социальноклассового вопроса и объявленный во всех многонациональных странах чуть ли ни решенным раз и навсегда, сразу же обнаружил и свою нерешенность и крайнюю остроту, как только с началом перестройки в СССР (1985) развернулась демократизация и пришла свобода печати.
При всех особенностях межнациональных отношений в СССР, СФРЮ, Чехословакии и других европейских странах общими для всех стали взрыв национализма и полная неспособность как партийно-государственной бюрократии, так и пришедших ей на смену демократов найти разумное теоретическое и практическое решение национального вопроса: началось разрушение прежних отношений, структур и многонациональных государств. Фактический недемократизм прежней и новой власти исключал возможность действительного решения национального вопроса.Советский Союз первым пошел на сознательную перестройку прежних отношений, встал на путь подготовки нового Союзного договора, подписание которого было сорвано августовским переворотом 1991 г., а затем упразднением СССР в результате второго, декабрьского переворота (Беловежское соглашение). Захлестнувшая распадающийся СССР суверенизация республик стала угрожать целостности Российской Федерации, Украины, Грузии. Где же выход?
В настоящее время есть основания утверждать, что социальное и национальное находятся в столь сложном взаимодействии, что эта сложность не допускает ни примата социального (выражением чего являлась ошибочная формула "ограниченного суверенитета" или "делегирования прав республик центру"), ни примата национального над социальным (выражением чего стала ошибочная формула "брать суверенитета столько, сколько переварите"). Жизнь обнаружила очевидную несовместимость принципа суверенизации и принципа нерушимости границ, роста производительных сил, интернационализации и интеграции экономик с суверенизацией и т.д.
С учетом сложившейся ситуации выход видится в следующем: всюду, где налицо развившиеся нации и народности, должен быть провозглашен и обеспечен абсолютный и неотчуждаемый суверенитет каждой нации или народности. Если такая нация входит в более широкое, многонациональное объединение (федерацию, конфедерацию, содружество, союз), в этом более широком объединении должны быть учреждены постоянные совместные органы, которым вовсе не делегируются какие-либо права и полномочия наций (республик), и где их представители совместно решают представляющие для них индивидуальный и общий интерес вопросы. При этом каждая нация имеет неотчуждаемое право принимать или не принимать участие в том или ином акте, соглашении, действии. Причем представляющая нацию республика как независимое государство будет участвовать в решении общих проблем либо в федеративных, либо в конфедеративных формах, либо как ассоциированный член. При этом никакие решения совместных государственных (политических) органов, как и национальнореспубликанских, затрагивающих интересы данной нации (народа), не могут иметь места без законодательно предусмотренного согласия нации (народа), их полномочных представителей.
В течение всей истории человечества любое организованное человеческое общество считалось нацией. Под нацией подразумевался народ со своей историей, культурой и языком, у которого даже не всегда было официальное правительство или четко определенное место проживания. Многие нации, по сути, представляли собой племена, как, например, чероки из штата Оклахома. В XVII в. определение нации изменилось, т.к. политические ценности сместились в сторону понятия "нация-государство". С появлением современной концепции национализма, под которым понимается сильно развитое чувство культурного исторического и территориального единства, люди осознали свое право проживать в своих собственных национальных государствах. Сегодня понятие нации или национального государства определяется как минимальная численность людей с четко выраженным чувством культурного единства, которые проживают на территории с официально признанными границами и имеют независимое национальное правительство.
Стремительное развитие современного понятия нации вызвало за прошедшие века серьезные изменения в мире. Преданность монархам, церкви или своим владыкам сменилась преданностью делу нации. В двадцатом столетии мировая политическая структура продолжала коренным образом меняться, что было вызвано развитием современных средств связи и передвижения, вследствие чего национализм стал еще более заметной политической силой. Обширные империи, подобно Австро-Венгрии или Британской империи, раскалывались по мере того, как покоренные народы начинали борьбу за права своих наций на самоопределение. Это вызвало появление многих новых государств, особенно в Америке, Азии и Африке. Сейчас в мире насчитывается 160 отдельных наций, и процесс их образования еще не закончился, хотя это происходит и не так быстро.
Что такое нация? Различные нации мирового сообщества являют собой пример разных стадий социального, экономического и культурного развития. Некоторые из них, например, американцы и японцы, представляют собой сильно развитые в техническом отношении государства с высоким жизненным уровнем. Другие же, как Индия и Заир, пытаются побороть у себя нищету. Но несмотря на все их различия, все нации имеют ряд общих характерных особенностей, которые делают их национальными государствами.
Каждая нация занимает и контролирует независимую географическую территорию с признания (если не одобрения) этого мировым сообществом. Например, весь мир признает, что Уэльс является частью Великобритании, а Украина - частью Советского Союза, хотя и Уэльс и Украина имеют свои культурные традиции и говорят на национальных языках. Иногда одна нация может отказаться признать дипломатический статус другой нации, действуя при этом из политических или идеологических соображений. В течении почти 25 лет Соединенные Штаты отказывались признать Китайскую Народную Республику как законный политический режим на территории Китая. Но КНР была признана в качестве независимого государства большинством наций мирового сообщества.
Территориальные претензии наций иногда приводят к спорам вокруг границ из-за того, что оба государства считают, что они вправе контролировать данную территорию. Разногласия вокруг территории Техаса привели в 1846 г. к войне между Мексикой и США; а между Индией и Пакистаном возник вооруженный конфликт вокруг территории Кашмира и Бангладеш. Подобные конфликты обычно не урегулируются, пока не начнется война, и нацияпобедительница не получит право на признание законности своих требований.
Способность людей к единению; национализм. Национализм является главной опорой существования нации. Во времена перемен политических сдвигов и беспорядков чувство национального единства выступает как объединяющая сила, которая позволяет народу почувствовать себя нацией, что облегчает действия правительства по урегулированию ситуации. Национализм помогает оправдать действия государственной власти, т.к. люди, обладающие чувством национального единства, вряд ли будут считать свое правительство чуждой политической надстройкой. Национализм, таким образом, помогает оправдать применение властями силы против собственного народа или в отношении других государств.
Важным моментом национализма является эмоциональная приверженность людей какому-либо географическому региону. Каждый народ питает свои чувства по отношению к родине. Английские колонизаторы тоже пытались захватить в Америку частицу родины, поэтому они давали своим поселениям такие названия, кал Джорджия, Вирджиния и Нью-Йорк. Сейчас русские говорят о "Матери-России", а японцы считают гору Фудзияма символом своей нации.
Но на одной привязанности к географической территории чувства национального единства не построишь. Для его возникновения также необходимы общие исторические и культурные корни. Сознание общего прошлого, общей истории очень объединяет людей, подобно тому как оно объединяет граждан Республики Ирландии, которые гордятся вековой борьбой своего государства с Англией. Точно так же сознание общего культурного наследия, такого как религия, национальная литература, художественные или музыкальные традиции, могут помочь формированию чувства национального единства. Римская католическая церковь и памятники архитектуры и искусства эпохи Возрождения в Италии, русское литературное наследие таких писателей, как Лев Толстой, - все это в немалой степени способствовало формированию чувства национального единства итальянцев и русских. Отсутствие общих традиций - один из источников нестабильности политических режимов многих африканских и азиатских государств. Этим странам приходилось рассчитывать на пропаганду с помощью средств массовой информации, на "внушения" в школах, на воспитание на примере новых национальных героев, чаще всего военных, чтобы развить в людях чувство национального единства, которое на самом деле не смогло восполнить исторический и культурный вакуум.
Подобно исторической и культурной общности, языковая общность также является важной частью национализма. Именно с помощью языка происходит передача исторических, культурных и социальных традиций из поколения в поколение; кроме того, язык - основной признак, по которому различаются этнические группы. В некоторых странах, как, например, в Индии и Швейцарии, используются два языка. Но в принципе существование и функционирование в стране нескольких языков лишь ведет к расколу общества, в то время как национальный язык выступает как его объединяющая сила. Деление Канады на англоговорящее население и франкоговорящее население, пожалуй, один из самых трудных моментов в истории нации. В некоторых азиатских и африканских государствах, состоящих из множества племен, наряду с национальным языком получил распространение английский или французский, поскольку ранее эти государства были английскими или французскими колониями.
Что же удерживает от распада государство, в котором вроде бы нет общих традиций и народы которого составляют различные в этническом отношении группы со своей религией, историей и традициями? В Соединенных Штатах отсутствуют многие признаки национального государства: в стране нет единой национальной религии, а культура США представляет собой "синтез" культурных традиций других стран. Деннис Броган, английский политический обозреватель, заметил, что американский национализм опирается в первую очередь на некие символические понятия: в качестве объединяющей силы выступают идеалы нации, выраженные в Конституции и Билле о правах. В самом деле, религиозное учение мормонов гласит, что Конституция была божественным вдохновением и написана рукой Господа.
Независимость и законность. Важной составной частью национализма является историческая и культурная общность, но другой, не менее важной - стремление наций к независимости. Под независимостью нации подразумевается управление страной без вмешательства извне. Как уже говорилось.., оплотом национальной независимости служит законность, которая может быть определена как способность правительства поддерживать в народе доверие к себе. Как происходит развитие наций? Что появляется вначале - государства или нации? Нация - это общность людей, обладающих самосознанием, чувством единства, сходностью позиций и идеалов и чаще всего (но не всегда) говорящих на одном и том же языке. Государство - это правительственная структура, чаще всего независимая и обладающая достаточной властью, чтобы заставить выполнять свои предписания (надо заметить, что здесь слово "государство" используется в своем прямом значении, в этом смысле 50 штатов США государствами не являются). Многие, возможно, возразят, что нации появились задолго до возникновения государства. Государства, в конце концов, довольно искусственные образования: они рождаются, умирают и претерпевают изменения. Естественно, что именно нации лежат в основе государств, а не наоборот; люди с их общими национальными чувствами важнее, чем правительственные структуры.
Исторические исследования, однако, опровергают эту точку зрения, основанную на здравом смысле. Почти во всех случаях сначала появлялись государства - правительственные структуры - и только затем вокруг них формировались нации.
Толпы мятежников, выкрикивая антиправительственные лозунги, разливаются по улицам столицы страны третьего мира. Они устали от постоянного голода, в то время как друзья и родственники президента живут в роскоши. Даже привилегированные деловые круги отдают себе отчет в том, насколько коррумпировано правительство, и выступают за отставку президента. Президент, опасаясь за свою жизнь и благосостояние, дает армии приказ стрелять в мятежников. Вместо этого армия встает на сторону бунтовщиков, и президент спасается бегством, прихватив с собой чемоданы с деньгами, драгоценностями и произведениями искусства. И хотя он провозглашал себя отцом и спасителем своей страны, оказалось, что мало кто поддержал его.
На другом континенте члены радикальной подпольной группы встречаются в маленькой квартире для разработки плана террористического акта. Они раздражены и возмущены тем, что они принимают за нарушение их национальных прав. Каждый человек имеет родину, почему они не могут ее иметь? Правительство, которое они ненавидят, отказывается их признать; более того, оно определяет их как врагов государства, их мирный политический протест был встречен полицейскими дубинками и арестами, поэтому террористы решают добиться своего более действенными средствами. Они начиняют машину взрывчаткой и ставят ее на стоянку возле правительственного здания; часовой механизм приводит в действие взрывное устройство, в результате чего погибают прохожие. Террористы считают, что они сделали важное дело и гордятся своей работой.
В это время американский президент пытается осторожно отказаться от своих обещаний по ряду политических вопросов. На выборах победил его простой лозунг, продвинувший его далеко вперед от соперников по одному из событий текущего момента. Однако, вступив в президентство, он осознал, насколько затруднительно будет выполнять свои обещания по данному вопросу и как сложно провести этот вопрос через Конгресс, бюрократическую систему и через слои с различными интересами. Президент пытается ослабить свою политику, высказывает стремление к компромиссам и старается выглядеть уверенным в данном политическом вопросе. Критики говорят, что он становится слабым и нерешительным. По иронии судьбы именно в таких выражениях президент высказывался о своем предшественнике, которого он победил на выборах. Быть президентом, молчаливо размышляет он, значительно труднее, чем он себе представлял.