Капитализм
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Словарь по политологии
- экономический тип общества, капиталистическая общественно-экономическая формация, в которой экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной собственности капиталиста на рабочую силу рабочего, на средства производства и личной собственности трудящегося на предметы потребления. Основное противоречие капитализма - противоречие между общественным характером производства и частным присвоением капиталистом рабочей силы рабочего (наемное рабство).
При капитализме социальная защищенность трудящегося-рабочего выше, чем трудящегося-крепостного при феодализме. Рабочий относительно свободен, общество его защищает, но не от эксплуатации, наемного рабства и безработицы. Рабочий принадлежит обществу, поскольку он уплачивает налоги и соблюдает законы. Если он нарушит закон, то общество имеет право его наказать, вплоть до смертной казни. Однако большие социальная защищенность и социальная справедливость приводят к тому, что производительность труда рабочего выше, чем крепостного. Это и определило победу капитализма над феодализмом.
Развитие производительных сил при капитализме приводит к появлению пролетариата, его росту и обнищанию, накоплению прибавочного труда у класса эксплуататоров, к обострению из-за этого основного противоречия капитализма и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Результатом этой борьбы могут быть либо вынужденные частичные уступки эксплуататорского класса трудящимся при сохранении наемного рабства (тогда дальнейшее развитие капитализма будет эволюционным), либо происходит социалистическая революция, которая приводит к установлению власти трудящихся и к социализму.
Капитализм представляет собой экономическую систему, в которой средства производства, распределения и обмена находятся в частных руках (в руках тех, кого Карл Маркс (1818–1883) именует буржуазией). В основе данной экономической системы лежит аккумулирование буржуазией прибыли, которая формируется в результате эксплуатации рабочего класса (его Карл Маркс именует пролетариатом). Получаемая прибыль в дальнейшем инвестируется. Кроме того, капитализм предполагает продажу и приобретение товаров и услуг на относительно свободном и конкурентном рынке. Исходная концепция капитализма представляет собой «модель совершенной конкуренции», в рамках которой владельцы небольшого бизнеса с минимальными для себя издержками нанимают работников, которые обеспечивают максимально возможный выпуск продукции или услуг, реализуемых по минимально возможной цене.
Такая экономическая система кардинально отлична от плановой экономики, при которой средства производства, распределения и обмена товаров и услуг контролируются государством. Последнее характерно для коммунистических стран. Между тем во многих либеральных демократических странах функционирует экономика смешанного типа, то есть средствами производства владеет как государство, так и частный сектор. Как следствие государство является крупнейшим работодателем, а его вмешательство в экономику может выражаться в регулировании уровня заработной платы, условий найма и поддержке убыточных предприятий с целью поддержания достаточно высокого уровня занятости.
Вера в возможности свободного рынка лежала в основе политики, проводившейся, в частности в Великобритании и США, в 1980-е годы «новыми правыми», которые стремились ограничить вмешательство государства в экономические процессы. «Новые правые» считали, что экономический рост и занятость должны обеспечиваться естественным действием факторов спроса и предложения, а не интервенциями со стороны государства. Политика «новых правых» выражалась в дерегулировании экономики, приватизации и ограничениях на деятельность профсоюзов, которые обвинялись в противодействии эффективному проявлению рыночных сил через требования о росте заработной платы в отсутствие соответствующего повышения производительности труда.
См. также статьи «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Новые правые», «Приватизация».
Источник: 101 ключевая идея политика
2) экономическая система, основанная на рыночном обмене. Под "капиталом" понимаются богатство или деньги, инвестируемые на рынке с целью получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими - их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Цель капиталистического производства - получение максимально возможной прибыли. Продукт создается для продажи и только для продажи. Каждый капиталист выходит на рынок со своим товаром. Цена на него устанавливается не государством, а рынком, поэтому рыночные цепы все время колеблются, причем независимо от воли и сознания продавцов и покупателей. Капитализм с неизбежностью сталкивается на рынке с конкурентами, предлагающими такой же товар. Чтобы побелить и получить прибыль, он должен либо продавать товар по той же цене, что и конкуренты, но более высокого качества, либо продавать свой товар того же самого качества, но по более ниткой цене. Но существует объективный предел снижения цены - издержки производства, транспортные расходы и т. п., потому продавать товар по цене, равной издержкам производства, тем более не окупающей издержек, капиталист не может, он в таком случае с неизбежностью разорится. Это обстоятельство - одна из самых существенных причин высоких рыночных цен и в зоне Всемирной торговой организации; вступление в ВТО России создает труднопрогнозируемые и потенциально тревожные результаты: российские граждане вынуждены покупать товары западных стран по мировым ценам (зоны ВТО), но при российской зарплате, которая на порядок ниже, чем в государствах развитых стран - производителей промышленной и особенно сельскохозяйственной продукции, что с неизбежностью порождает новые социальные и политические риски, вт. ч. для отечественной промышленной и особенно сельскохозяйственной продукции. Значительный вклад в понимание с позиций научного подхода сущности рыночных отношений внесли создатели трудовой теории стоимости А.Смит и Д.Рикардо: (Адам Смит (1723-1790) - шотландский экономист и философ, автор работы «Исследование о природе и причинах богатства народов»; Давид Рикардо (1772-1823) - английский экономист, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии). Они показали: единственный источник стоимости - труд работника, который оплачивается меньше. чем того стоит. Ответ на многие вопросы капиталистического производства дал Карл Маркс (1818-1883). Во многих своих трудах он показал, что неоспоримо в глазах всех добросовестных экономистов мира, начиная от Германии. США и кончая всеми государствами (в т. ч. Азии, Африки и др.), в которых существуют рыночные экономические и буржуазные политические отношения, что разница между стоимостью, созданной рабочей силой и стоимостью самой рабочей силы, и есть прибавочная стоимость, выступающая на поверхности как прибыль (См.: К.Маркс «Капитал». «Критика Готской программы» и др. труды гения XX века, как назвал К.Маркса Н.А.Бердяев).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
На рубеже 1920 вв. в результате роста концентрации и централизации производства и капитала К. вступил в свою высшую стадию монополистический К., империализм, к-рый характеризуется господством монополий и финансовой олигархии, усилением реакции в области политики, идеологии, культуры.
Для современного К. характерно значительное развитие государственно-монополистического капитализма, соединяющего силу монополий с мощью государства. В результате капиталистической концентрации и интернационализации производства усилились рост и влияние транснациональных корпораций. С победой Великой Октябрьской социалистической революции начался общий кризис капитализма. Он обострился после второй мировой войны, образования мировой социалистической системы и распада колониальной системы империализма. На современном этапе общий кризис К., несмотря на попытки регулирования экономики капиталистических стран и использование достижений научно-технической революции, находит выражение в усилении неустойчивости экономики, замедлении общих темпов ее роста, в переплетении и углублении циклических и структурных кризисов, в милитаризации экономики.
Хроническими стали массовая безработица, инфляция, колоссальные бюджетные дефициты и государственные долги. Усилился идейно-политический кризис буржуазного общества. Антигуманная идеология современного К. наносит все больший ущерб духовному миру людей.
История капитализма это история экономических кризисов, социально-политических потрясений, захватнических войн и конфликтов, приносящих неисчислимые бедствия людям труда. Дав мощный толчок развитию производительных сил, К. в ходе своего развития превратился в преграду на пути социального прогресса. Укрепление позиций мирового социализма, нарастание классовой борьбы рабочего класса в капиталистических странах, победы национально-освободительного движения, рост массовых демократических движений свидетельствуют о развитии мирового революционного процесса.
В современных условиях взаимозависимого и целостного мира, обострения глобальных проблем и угрозы термоядерной катастрофы противоречия мирового развития могут разрешиться только в условиях мирного соревнования и мирного сосуществования К. и социализма.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Слово «капитализм» было внедрено в общественное сознание К. Марксом, автором знаменитого «Капитала». Марксисты определяют капитализм как общественно экономическую формацию, которая, достигнув зрелости, создаст предпосылки для возникновения коммунизма. М. Вебер видит в капитализме воплощение на практике этических представлений немецких и английских протестантов. Многие исследователи характеризуют капитализм как «открытое общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное», «информационное», «постинформационное»…
Если для коммунистов капитализм — всего лишь предыстория человечества, то для либерала Ф. Фукуямы он — ее конец. В странах «третьего мира», живущих по вполне капиталистическим экономическим законам, капитализм, тем не менее, воспринимается как абсолютное зло и синоним неоколониализма. До сих пор спорят о том, что же на самом деле есть капитализм? Общество классового неравенства и беспощадной эксплуатации или, напротив, общество всеобщего благоденствия и равных возможностей? Исторически преходящая стадия в мировой истории или просто образ мысли («капиталистический дух») и жизни?
Разнообразие точек зрения на природу этой специфической модели мироустройства не отменяет того, что является его родовой чертой: капитализм — это тотальное товарное производство, где товар определяется как продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для продажи. Этим определяются все остальные атрибуты и характеристики капитализма: и господство частной собственности (и ее сакрализация), и подробно описанный К. Марксом в «Капитале» механизм получения прибавочной стоимости, и эксплуатация наемной рабочей силы, и связанное с этим отчуждение человека от результатов своего труда, и демократическое государство, закрепляющее этот порядок, и идеология, оправдывающая существующее положение вещей.
Производство товаров и извлечение прибыли является главной целью капиталистической экономики, смыслом ее существования. При капитализме товаром является буквально все — вплоть до тех, кто их производит и кто потребляет: и люди, и идеи, и общественные институты, и моральные устои. Даже складывавшиеся тысячелетиями, задолго до возникновения буржуазного миропорядка, религиозные каноны в условиях рыночного общества были пущены с молотка и «капитализированы» — как, например, это сделали протестанты. У них отношения с Богом (как, впрочем, и у иудеев) оформлены в виде торгового соглашения, где стороны несут взаимные обязательства.
Эту природу капитализма убедительно раскрыли К. Маркс и Ф. Энгельс: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». Нигде до возникновения капитализма — ни в античную эпоху, ни в Средние века в Европе, ни в экономиках восточных цивилизаций (Индии, Китая, исламского мира) — производство не носило исключительно товарного характера, свойственного капитализму. А он проявился уже с момента зарождения нового экономического уклада, когда в XIII–XIV вв. в городах-коммунах Северной Италии (Ломбардии — отсюда название распространенного ныне финансового учреждения) возникли первые институты рыночной экономики — прообразы современных банков.
У многочисленного купечества ввиду рискованности их промысла возникла необходимость в иных способах расчетов при ведении торговых операций, нежели наличными деньгами или путем натурального обмена (товар на товар). В те времена имели хождение самые разнообразные монеты, и без специального сословия людей, способных быстро сориентироваться в курсе обмена, торговые операции были бы просто невозможны.
Именно менялы и ростовщики, дававшие купцам средства в долг для закупки товара, и стали первыми банкирами. Они не только выдавали кредиты, но брали деньги на хранение, переводили через своих агентов средства клиентов в другие города и страны. Тогда и появились долговые письменные обязательства — векселя, и возникло некое подобие рынка ценных бумаг.
Все это имело для развития экономики колоссальное значение. Вопервых, создание финансовой структуры, основанной на безналичном расчете, значительно снижало риски купцов и делало их в меньшей мере зависимыми от произвола королей, феодалов, разбойников и пиратов. Это, естественно, способствовало расширению географии торговли. Во-вторых, сами деньги стали постепенно превращаться в товар, а финансы выделились в особый, самостоятельный вид экономической деятельности.
Многие купцы, менялы, ростовщики накопили значительные средства, которые, говоря современным языком, инвестировали в производство. Но существовавшая в те времена цеховая система с ее жесткой регламентацией к этому явно была не приспособлена. Она вступила в противоречие с интересами набирающего силу финансово-ростовщического капитала и фактически была обречена.
Предприимчивые коммерсанты скупали сырье у крестьян и раздавали на переработку ремесленникам. Так закладывались основы будущей мануфактуры, которая на первом этапе своего становления носила дисперсный характер: производители жили в разных городах и деревнях, и хозяину приходилось ездить и собирать произведенную продукцию. Такой способ кооперации еще не носил характера массового производства, свойственного капитализму, так как отсутствовало разделение труда. Но начало было положено: ремесленники постепенно стали превращаться в наемных рабочих, что потребовало отмены крепостного права и иных форм феодальной зависимости.
Значительно изменилось и само купечество. Экономические интересы класса потребовали и новых форм его самоорганизации. Гильдии, построенные по цеховому принципу, уступали место торговым компаниям. Первоначально они были немногочисленными и нередко состояли исключительно из родственников.
Но с началом эпохи великих географических открытий положение радикально изменилось, и роль торговых компаний резко возросла. Они стали главным двигателем мировой торговли и, в свою очередь, инициировали процесс открытия новых земель и финансировали экспедиции в Новый Свет, Африку, Южную и Юго-Восточную Азию. Не случайно, что именно в Англии, где начиная с XVI в. действовали наиболее крупные и богатые компании — Ост-Индская, Гвинейская, Левантийская, Московская — бурно начал развиваться капитализм. Эти компании обеспечивали идеальные условия для экспорта английских товаров по всему миру, что давало мощный стимул для развития промышленного производства в стране.
Архаичная цеховая структура не в состоянии была обеспечить достаточный объем для экспортных поставок. Появляется мануфактура, главным признаком которой является разделение труда. Теперь каждый наемный работник уже не занимался производством изделия от начала до конца, а выполнял часть работы или вовсе только одну трудовую операцию. Это резко повысило производительность труда. Изделия отдельных ремесленников были более качественными, носили отпечаток индивидуального мастерства мастера. Но, естественно, более дорогими, ведь их изготовление требовало много времени. Мануфактурное же производство позволяло выпускать пусть менее качественные, но куда более дешевые товары и, что самое главное, в большом количестве для насыщения растущего спроса. Но и оно не в состоянии было обеспечить все более возрастающие потребности внешнего и внутреннего рынков, т. к. использовались те же примитивные технические средства времен цехов.
Подлинно революционные изменения начались с началом промышленного переворота в XVIII в. Ряд изобретений: создание парового двигателя, гребнечесальной и многоверетенной прядильных машин, а также использование в металлургии каменного угля вместо древесного, появление новых транспортных средств — паровой машины, парохода и т. д., позволили многократно повысить эффективность производства. Именно в это время и сформировались основы того экономического и социального уклада, который со значительными изменениями, в модифицированном виде существует и ныне, определяя развитие всей мировой экономики.
Промышленная революция, завершившая формирование капиталистического строя, привела к серьезным изменениям не только в экономике, но и в социально-классовой структуре общества. Окончательно оформилась буржуазия, четко осознающая свои интересы и отстаивающая их в борьбе с дворянством. Возник и класс наемных рабочих. Формирование его в стране классического капитализма — Англии — шло драматично.
Окончательному оформлению капитализма предшествовал период первоначального накопления капитала. Ведь для организации машинного производства необходимо, помимо значительных материальных средств (ими английские буржуа, разбогатевшие на торговле с колониями, располагали) и наличие свободных рук.
В XVI–XVII вв. в Англии помещики повсеместно сгоняли крестьянарендаторов с земли. На ней лендлордам выгоднее стало разводить овец, потому что резко вырос спрос на шерсть для текстильных мануфактур. Бездомные, безземельные, не обладающие ничем, кроме собственных рук, вчерашние крестьяне шли на мануфактуры и фабрики, превращаясь в пролетариев.
В эпоху раннего капитализма они, так же как античные рабы или крепостные крестьяне, подвергались беспощадной эксплуатации, и их жизненный уровень был столь же низким.
Буржуазное государство всеми силами отстаивало «свободу» даже самого последнего босяка, закрепило ее в законах; оно готово защищать права и свободы всех без исключения граждан любыми способами, даже воевать за них. Потому что только свободный человек может свободно продавать свою рабочую силу. Хозяин и рабочий одинаково равны и свободны. Но последний не может на рынке предложить иного товара, кроме своего труда. А поскольку рабочий не обладает средствами производства — техникой, оборудованием, то его труд сам по себе слишком дешев, чтобы прокормить его самого. Он сможет прожить, только предложив свою рабочую силу владельцу орудий труда. Естественно, что условия сделки ему диктует капиталист. Рабочий может их принять или не принять — он свободный человек. Такой же, как и хозяин, который вправе приобрести его услуги или отказаться от них.
Различие между пролетарием и рабом в том, что, как писал Ф. Энгельс, «раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспеченно, как бы жалко оно не было. Отдельный же пролетарий является собственностью всего класса буржуазии. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания».
В современных условиях, конечно, уже нет основной дихотомии эпохи классического капитализма «буржуазия — пролетариат». Нынешний капитализм в его постиндустриальном, информационном варианте размыл границы, разделяющие классы и страты, изменил очертания социального пространства. Ныне рабочие в развитых странах являются совладельцами предприятий, на которых трудятся, и мало напоминают обездоленных пролетариев XIX в. По уровню доходов они входят в «средний класс» и не помышляют ни о какой классовой борьбе, чтобы уничтожить источник эксплуатации — частную собственность. Но ни сами по себе отношения собственности (в экономиках западных государств действует мощный государственный, «социалистический» сектор), ни степень развития демократических институтов не способны изменить капиталистического характера нынешнего мироустройства — общества тотального товарного производства.
Из-за глобализации и международного разделения труда развитые страны стали средоточением буржуазии и высококвалифицированных кадров, тогда как пролетариат переместился в Китай, Латинскую Америку, Африку, Индию. Благодаря еще одному институту капитализма — фондовому рынку, рабочие развитых стран сами стали владельцами акций предприятий, тогда как в странах третьего мира условия существования рабочих напоминает зарю капитализма.
Современный капитализм характеризуется ростом роли транснациональных корпораций (ТНК), глобализацией и интернационализацией хозяйственной жизни, межгосударственным регулированием экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития и т. д.
В России после 70 лет господства социалистических методов ведения экономики возврат к капитализму начался в эпоху перестройки и продолжился в 1990-е гг. «Построение справедливого капиталистического общества», т. е. возврат к способам хозяйствования столетней давности, сопровождался грабительской приватизацией, кровавым переделом собственности, полным беззаконием и произволом.
О перспективах капитализма идет много споров. Но в основном борются 2 подхода: или капитализм есть нечто естественное и вечное, или он уступит место совершенно иному типу общества и станет некой «предшествующей стадией», как когда-то и сам капитализм сменил феодализм, считавшийся «естественным», вечным и «основанным на божественных законах».