Иудаизм на Юге России

Найдено 1 определение
Иудаизм на Юге России
В России последователи иудаизма - большинство верующих евреев. Среди иудаистов России можно выделить несколько групп: субботники, геры (молокане), ортодоксы и реформисты. Ростов - центр хасидизма евреев Ю.Р. Здесь похоронен пятый любавичиский раввин Дов. Здесь же находится хасидская ешива (еврейская школа с изучением основ иудаизма). Есть группа приверженцев секты караимов, не признающих Талмуда, но в остальном соблюдающих догмы иудаизма. Центр иудаизма на Сев.Кав. - г. Дербент. Восточных евреев, живущих на Кавказе (самоназвание - джухур), ошибочно именуют «горскими евреями» или «татами». Татами были армяне, ассирийцы, евреи, персы-маздокиты. В некотором родстве с евреями находится этногруппа лезгин. Местный царь Лезион тухум принял иудаизм в XIII-XIV вв. Большое влияние на иудаизм оказывает менталитет его носителей, что проявляется на Кавказе в сочетании ортодоксального иудаизма с кавказскими традициями и обычаями. В значит, мере сохраняется соблюдение иудаистических обычаев, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну). Строго разделяют евреев и иудеев. Евреем считается только рожденный от обоих родителей-евреев, поэтому здесь не признают европ. евреев как этнич. чистых. С перерывом при Александре I вплоть до распада СССР иудаизм на Сев.Кав. преследовался властями. В XVIII в. большие группы субботников, иудействующих молокан, были обнаружены властями на земле Войска Донского. Эти земли стали рассадником всевозможных сект с ярко выраженным приматом Ветхого Завета (напр., секта «духоносцев» есаула Котельникова Е.Н. (1775-1855)), что было связано с относительной грамотностью населения и частыми контактами с иноверцами. Обращенными соблюдались обрезание, кашрут, суббота; православные праздники, иконы, причастие, исповедь не признавались. Центром субботничества стали Закавказье, Ленкорания, и левый берег р. Хопер. Указом от 23 июня 1820 г. субботников из центральных губерний России сослали в Кавказскую губернию. Максимов С.В. (1831-1901), занимавшийся темой иудаизма на Кавказе, разделяет субботников и геров. Первые признают лишь Священное писание, явл. «представителями одной из форм христианского рационализма», а вторые полностью слились с еврейством и по религ. догмам и по бытовому складу. Иудаизм на Сев.Кав., история его распространения практически не изучены, а в годы СССР часто фальсифицированы (Иуда Черный «Евреи на Кавказе. Горские евреи» 1780 г.). Основной источник информации - архивные материалы, раввинские записи в синагогах. При переписях нас. 1970, 1979 и 1989 значит, число восточных евреев были записаны как таты. С увеличением эмиграции в Израиль, «тат», геров, «горских евреев» считают не только иудеями, но и евреями.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.