ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Государственный переворот
вооруженный захват государственной власти, осуществленный незаконными, «неконституционными», средствами и (в отличие от революции или восстания) силами небольшой группы людей.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо захват (присвоение) государственной власти кем бы то ни было.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Государственный переворот
разновидность политического переворота, представляющая собой одну из форм насильственного изменения политического режима, захват власти одной из политических сил в процессе политической борьбы.

Источник: Методические указания по политологии

Государственный переворот
Путч Staatsstreich/Putsch. Coup d‘etat / Putsch Противоречащий конституции (насильственный) переворот, с помощью которого заговорщикам удается захватить государственную власть. Другое используемое понятие: путч.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
внезапная нелегитимная смена правительства, предпринятая организованной группой для смещения или замены законной власти. Перевороты чреваты кровопролитием, хотя бывают и бескровными, могут осуществляться военными или гражданскими силами. Принципиальное отличие переворота от революции состоит в том, что последняя совершается в результате протестных действий (и в интересах) значительной группы людей, составляющей существенную часть населения страны и приводит к радикальной смене политического режима, что не является обязательным условием для переворота. В российской истории применяется распространенный термин «эпоха дворцовых переворотов». В условиях концентрации абсолютной власти при царском дворе и отсутствия совершеннолетних прямых наследников по мужской линии в России происходила постоянная борьба различных групп влияния в среде аристократии, порождавшая заговоры и перевороты. Одним из крупных дворцовых переворотом можно считать убийство 11 марта 1801 г. непопулярного в дворянской среде Павла I группой гвардейских офицеров во главе с графом фон Паленом, возведшими на престол императора Александра I. Г.п. или его попытка есть показатель существующей нестабильности, перекосов во внутреннем развитии общества. Он говорит о слабости демократических институтов и неразвитости гражданского общества, неотлаженности механизмов передачи власти законным путем.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Государственный переворот
насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя, захват государственной власти. Если государственный переворот совершен при решающем участии армии, он называется военным переворотом. Под государственным переворотом понимают внезапную нелегитимную смену правительства, предпринятую организованной группой для смещения законной власти. Отличием переворота от революции является в то, что революция совершается в результате протестных действий в интересах значительной группы населения, и приводит к радикальной смене политического режима. Термин «государственный переворот» (coup d’Etat) впервые ввел в оборот Габриель Ноде (библиотекарь кардинала Ришелье) в своем труде «Политические соображения о государственном перевороте» (1639). Описывая события Варфоломеевской ночи (1572), он оправдывал право власти прибегать к насилию. В российской истории период с 1725 до 1762 год называется «эпохой дворцовых переворотов». Последним дворцовым переворотом можно считать убийство 11 марта 1801 года непопулярного в дворянской среде императора Павла I Петровича группой гвардейских офицеров, приведших к власти Александра I Павловича. В Новом времени классическим образцом государственного переворота считается свержение Наполеоном Бонапартом власти Директории 18 брюмера 1799 года. Изменения конституции и политического строя Бонапарт осуществлял при сохранении старых республиканских правовых форм, а затем отбросил и их, установив, в конце концов, режим монархического правления. Термин как «ползучий государственный переворот» означает, что нелегитимная смена власти происходит не сразу, а по растянутому во времени плану, в результате многоходовых политических комбинаций. При этом достигается цель легитимации власти, которая отрицает обвинения в узурпаторстве и представляет себя защитницей конституционного строя. В 20 веке теория «государственного переворота» стала частью революционной стратегии последователей марксизма-ленинизма. Сравнительно-историческое исследование государственного переворота проделал итальянец Курцио Малапарте в книге «Техника государственного переворота» (1931). Он доказывал, что в массовом обществе в условиях социального кризиса сложная бюрократизированная инфраструктура государственного управления упрощает захват власти политическим меньшинством при умелом использовании специальной технологии переворота.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
(coup d´?tat) Внезапное, насильственное и незаконное смещение правительства, производимое обычно военными; нередко ему предшествуют длительные массовые волнения, а непосредственным поводом служит прямой выпад против военных. В большинстве случаев переворот приводит к замене одной правящей группы другой. Он может стать первым шагом к одной из форм правления военных – с большим или меньшим участием гражданских лиц (возможно, требующей сотрудничества государственных чиновников, специалистов и представителей среднего класса, сочувствующих политиков, партий и профессиональных групп, скажем, крестьянских объединений и профсоюзов). При государственном перевороте в центре внимания находится устранение нанесенного военным ущерба, поэтому он обычно не приводит к широкомасштабным изменениям в общественном устройстве. Чаще государственный переворот представляется как эффективное средство предупреждения революционных изменений "снизу" посредством проведения некоторых преобразований "сверху". Тем не менее вмешательство военных редко способствует решению накопившихся социально-экономических проблем. Было бы неправильным утверждать, что в развитых индустриальных странах не бывает государственных переворотов, тем не менее они исключительно редко случаются там, где правительство, независимо от его популярности, существует на легитимной основе и где широко практикуется регулярная и организованная смена администрации. В Европе случаи военного вмешательства были спровоцированы либо неудачами политики деколонизации (Франция в 1958 г. и Португалия в 1974 г.), либо стремительными экономическими переменами и политической поляризацией (Греция в 1967 г.), либо кризисом коммунизма в Восточной Европе (Польша, 1981 г.). Усиление Европейского Союза, непременным условием членства в котором является демократия, также рассматривается как стабилизирующий фактор. Более того, здесь в распоряжении военных имеются конституционные средства отстаивания своих корпоративных и профессиональных интересов. Однако в развивающихся и слаборазвитых странах вмешательство военных в политику было обычным явлением вплоть до 1980-х гг. Характер и частота государственных переворотов зависят от страны и конкретных условий. Латинская Америка имеет наиболее "богатый", начиная с зарождения республик; опыт вмешательства военных в политику; случались они и в таких сравнительно развитых странах, как Бразилия, Чили и Аргентина. В африканских странах, получивших независимость, при отсутствии системы свободных и регулярных выборов, и в условиях, когда правительства в значительной степени персонифицированы, обладают ограниченной властью и практически не имеют законной базы, государственные перевороты быстро стали распространенным средством их смены. Существует несколько различных, но связанных между собой теоретических школ, занимающихся исследованием характера и причин государственных переворотов. Одни пытаются объяснить их общественными потрясениями, экономическим упадком, политическими и институциональными неудачами. Согласно этой точке зрения, вмешательство военных в политику связано с их реакцией на сильные социальные и политические волнения в обществе с низким или минимальным уровнем политической культуры. Военные действуют почти что "заочно", заполняя вакуум центральной власти. Другие исследователи ищут объяснения вмешательства военных в политику в организационных преимуществах армии (дисциплина, централизованная командная структура, сплоченность) по сравнению с гражданскими институтами слаборазвитых стран. С их точки зрения, вмешательство в политику скорее всего порождено глубоким разочарованием в гражданском руководстве, вызванным его некомпетентностью и коррупцией. Некоторые обращают внимание прежде всего на внутреннюю политику вооруженных сил, настаивая на том, что перевороты, инспирированные личными амбициями, корпоративными интересами, соперничеством избирателей и нередко бурными проявлениями этнической и групповой преданности, в большей или меньшей степени случайны. В то же время возникновение в Латинской Америке в 1960–80-х гг. авторитарных военных режимов приписывается неудачной модели экономического развития, основанной на идее замены импортных товаров отечественными и необходимости привлечения крупных иностранных капиталовложений в восстановление основанной на экспорте экономики. Военные же были полны решимости оставаться у власти для перестройки общества и создания благоприятных условий для иностранных инвесторов. Сомнительно, чтобы рассматриваемый сложный и изменчивый феномен можно объяснить одной или несколькими переменными факторами. Между тем сами военные режимы все больше обеспокоены тем, как уйти со сцены; каким образом отстраниться от управления, не вызвав новый переворот. С 1980-х гг. ситуация еще более обострилась из-за долгового кризиса и ужесточения требований государств-кредиторов наладить эффективное управление. Международные валютные организации также начали настоятельно требовать создания многопартийной демократии в качестве условия дальнейшего предоставления помощи. Как следствие этого, в странах Третьего мира (Third World) резко уменьшилось число попыток военных государственных переворотов. Особенно заметна эта тенденция в Латинской Америке, но в других регионах военное руководство продолжает сопротивляться требованиям отдать власть. А вот например, в Гане, военные согласились на проведение выборов и вновь оказались у власти.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
210.01 кб

Политико-правовой анализ государственного переворота на Украине

Свечников Николай Иванович, Филюков Александр Русланович
В статье предпринята попытка политико-правового анализа государственного переворота на Украине и событий, предшествующих ему, дан прогноз развития чрезвычайной ситуации на ближайшую перспективу.
Читать PDF
584.58 кб

7 апреля — 29 июля 2009 года: государственный переворот в Молдове

Волков Эдуард Георгиевич
В статье обосновывается версия, что в период с 7 апреля по 29 июля 2009 г. в Республике Молдова (РМ) произошел в 3 этапа «ползучий» государственный переворот, который 23 марта 2012 г. завершился узурпацией власти.
Читать PDF
71.16 кб

Монополизм и конкуренция в практиках современных государственных переворотов

Жукова Елена Николаевна
Статья посвящена трансформации практик политического участия, процесс которой рассмотрен на примере государственных переворотов, произошедших в начале 2000-х гг.
Читать PDF
156.92 кб

Таиланд в 2013-2014 гг. От законопроекта об амнистии до государственного переворота

Фомичева Елена Алексеевна
Автор рассматривает ход политического кризиса в Таиланде в 2013 первой половине 2014 гг., констатируя, что противоборствующим политическим силам не удалось достичь национального примирения.
Читать PDF
413.01 кб

Политико-правовые технологии государственных переворотов на постсоветском пространстве

Палий Ю. А.
Статья посвящена необходимости как в политико-правовой науке, так и в правоприменительной практике более глубокого и всестороннего анализа характера «демократических переворотов», которые продемонстрировали многообразие форм, разн
Читать PDF
438.77 кб

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ НА УКРАИНЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ФЕВРАЛЕ 2014 Г

Курылев Константин Петрович, Станис Дарья Владимировна
Статья посвящена рассмотрению одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем современности церковному расколу на Украине, спровоцированному предоставлением т.н. УПЦ «автокефалии» со стороны Константинопольского патриархата.
Читать PDF
330.29 кб

РОЛЬ "КУРДСКОГО ФАКТОРА" В ПОПЫТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 15 ИЮЛЯ 2016 ГОДА В ТУРЦИИ

Сулейманов Р., Хикметов К.
В ночь с 15 на 16 июля 2016 г. в Турции силами военных была организована попытка государственного переворота, в результате которой, по официальным данным, погибли 240 человек, еще 2200 были ранены.
Читать PDF
302.34 кб

Использование ресурсов сети Интернет во время государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг

Нагорняк Кирилл Иванович
Используя системный подход, контенти ивент-анализ, автор рассматривает сеть Интернет как инструмент коммуникации протестующих в технологии государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг.
Читать PDF
14.92 мб

«Цветная революция» как разновидность государственного переворота: административный ресурс бюрократи

Федоровских А. А.
Цель.