БЕНТАМ Иеремия

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Бентам Иеремия
1748 – 1832) – родоначальник философии утилитаризма. Считал, что «понятие блага совпадает с понятием полезности».

Источник: Философия политики: словарь персоналий

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия
английский философ-утилитарист, социолог, юрист. Согласно Б., высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей.

Источник: Политология: Словарь-справочник

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия
1748-1832) — английский ученый, основатель теории утилитаризма, сторонник либерализма, решительный противник концепции естественного права. Будучи активным сторонником либеральных реформ в области законодательства, Бентам критиковал смертную казнь, выступал за демократизацию избирательного права, совершенствование системы судопроизводства и процедур принятия правительственных решений, принимал участие в учреждении института полиции, системы государственной службы и других важнейших общественных реформах. Созданные Бентамом с целью систематизации законодательства кодексы были использованы в правовых системах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а также некоторых американских штатов. В своей работе «План всеобщего и вечного мира» (1789) осуждал агрессивные войны и колониальные режимы, обосновывал необходимость создания международной организации для предупреждения войн. Либеральные взгляды Бентама нашли свое отражение в работах «Введение в принципы морали и законодательства» (1789); «Катехизис парламентской реформы» (1809); «Теория наказаний и наград» (1811); «Деонтология, или Наука о морали» (1834) и др.

Источник: Новейший политологический словарь

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ
(Bentham, Jeremy) (1748–1832) Экономист, юрист, политолог и общественный реформатор. Родился в Хаундсдиче (Лондон), в семье преуспевающего адвоката и предпринимателя, крещен в Алдгейте. В возрасте семи лет поступил в Вестминстерскую школу, затем в Королевский колледж. В двенадцать лет отправлен в Оксфорд и спустя четыре года, в 1764 г., получил степень бакалавра. Для продолжения юридического образования по протекции своего честолюбивого отца посещал Королевский суд на правах студента. Всю жизнь был сторонником правовых реформ, в частности в области уголовного права, однако юриспруденция не была его единственным занятием. Хотя Бентам и был принят в коллегию адвокатов, практикой он фактически не занимался. Его интересовали различные науки: экспериментальная химия, физика, а также труды классиков – от Цицерона до Гомера. Был хорошо знаком с европейской философией, особенно с трудами Юма (Hume), Монтескье (Montesquieu), Джозефа Пристли, Дейвуда Гартли и Чезаре Беккариа (Beccaria), взяв в итоге на вооружение близкий ему ортодоксальный эмпиризм. В 1768 г. прочел в "Очерке о правительстве" Дж. Пристли ("Essay on Government") выражение: "наивысшая польза для наибольшего числа". Это открытие довело Бентама почти до экстаза. С этого момента он становится неутомимым проповедником созданного им философского направления – утилитаризма (utilitarianism). Именно утилитаризм заставил Бентама рассматривать каждого человека как "одного, и не более". Эти взгляды, близкие к радикальному эгалитаризму, привели к падению его популярности среди современников. Тем не менее позже радикализм был подтвержден и развит благодаря знакомству в 1808 г. с Джеймсом Миллем (Мill James). Бентам никогда не выступал в печати и открыто не участвовал в кампаниях за всеобщее избирательное право, но после 1817 г. становится твердым сторонником представительной демократии, открытого правительства и ежегодно избираемых парламентов, хотя и не перестает критиковать французский революционный радикализм. Классические доктрины о неотъемлемых естественных правах и о расторжимом общественном договоре (social contract) на французской почве представлялись ему не только политически опасными, но и бессмысленными в философском плане. Поскольку Бентам был либеральным мыслителем и приверженцем конституционного пути, его можно с известной долей осторожности считать провозвестником тех, кто в наше время выступает за государство всеобщего благоденствия. Бентам считал, что бесспорная цель законодательства –обеспечение средств существования, безопасности, изобилия и равенства, и в разное время в разных местах выступал в пользу пособий по болезни, бесплатного образования, установления минимальной заработной платы. Пожалуй, решающее слово о Бентаме сказал Джон Стюарт Милль (Mill, John Stuart), радикал, по своему образованию имевший все данные, чтобы всесторонне развивать наследие основоположника утилитаризма. По его мнению, Бентам поставил под сомнение сложившиеся привычные процедуры; благодаря своему беспокойному и пытливому уму он сыграл главную роль в ниспровержении "ярма авторитета" и в развитии представлений о том, что у людей должно войти в привычку иметь собственное мнение, а не руководствоваться шаблонами, вошедшими в традицию или обиход, или заимствованными у авторитетов. До Бентама фактически никто не осмеливался усомниться в британской конституции и хитросплетениях английской правовой системы. Бентаму удалось благодаря своему огромному энтузиазму подтолкнуть проведение в жизнь реформ. Без него – и наперекор его чрезмерным заботам об образцовой тюрьме Паноптикон – дело либерального реформаторства выглядело бы намного слабее и опиралось бы на значительно менее глубокую интеллектуальную основу.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
486.50 кб

«Логика воли» Иеремии Бентама

Глинчикова Анна Владимировна
В статье описывается роль в становлении деонтической логики британского философа Иеремии Бентама, которому принадлежала идея о создании некой новой логики: логики воли, отличной от алетической модальной логики; однако он ее не раз
Читать PDF
610.73 кб

«Логика воли» Иеремии Бентама

Глинчикова А. В.
В статье описывается роль в становлении деонтической логики британского философа Иеремии Бентама, которому принадлежала идея о создании некой новой логики: логики воли, отличной от алетической модальной логики; однако он ее не раз