БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1814 – 1876) – теоретик и практик русского анархизма. Идеи Бакунина могут быть причислены к идейным провозвестникам национал-большевизма. Считал необходимым немедленное восстание российских масс против самодержавия. Отличался повышенной симпатией к славянским народам и неприязнью к народам Западной Европы (славяно-германцам). Стремился преобразовать масонское движение в панславистском, русофильском и социалистическом ключе. В результате споров с марксистами был изгнан из I Интернационала. Вместе с французскими, испанскими, итальянскими анархистами готовил провалившиеся в итоге революционные восстания. Умер в Берне.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

БАКУНИН Михаил Александрович
1814-1876) — русский философ и политический деятель, основатель русского народничества и теоретик международного анархизма, один из лидеров I Интернационала, идейный и политический противник К. Маркса. Исходным моментом анархической доктрины Бакунина являлась идея об уничтожении государственности, ограничивающей права и свободы личности во имя абстрактной идеи всеобщего блага. Анархия, по Бакунину, представляет собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. Отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. Автор манифеста «Воззвание русского патриота к славянским народам» (1848), в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. В 18481849 гг. — один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1864 г. создал первую анархистскую организацию «Интернациональное братство» (Италия). Под влиянием идей Бакунина сформировалось «бунтарское» направление революционного народничества, которое проявилось в середине 1870-х годов в виде массового «хождения в народ» с целью пропаганды социализма и призыва к восстанию. Основные работы — «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868); «Государственность и анархия» (1873).

Источник: Новейший политологический словарь

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(Bakunin, Mikhail) (1814–76) Русский анархист (см. anarchism) и революционный деятель. Будучи представителем либертарианского (libertarian) крыла I Интернационала (1864–76), вел борьбу с Марксом (Marx) по вопросам, которые считал следствием его авторитарных социалистических взглядов. Если Маркс ратовал за централизованную революцию, основанную на диктатуре пролетариата, то Бакунин стремился к "федеральному" решению вопроса путем установления рабочего контроля и упразднения государства при первой же возможности. Апокалиптическая революционная философия Бакунина делала упор на разрушение старого порядка в качестве прелюдии к созданию нового; его важнейший труд – "Государственность и анархия" (1873). Оказал влияние на развитие русского, итальянского, швейцарского и испанского анархизма и содействовал росту польского и итальянского национализма. Бакунин создал удивительную, даже невероятную сеть революционных организаций, наиболее значимой из которых был "Международный союз социалистической демократии" (основан в 1868 г.), призывающий к "окончательной отмене классов и к политическому, экономическому и социальному равноправию полов". Репутацию Бакунина подорвали отношения с Сергеем Нечаевым, революционное кредо которого было изложено в "Катехизисе революционера" (1870) и который был замешан в убийстве и шантаже (эту историю Достоевский поведал в "Бесах"). Маркс воспользовался этим как предлогом для исключения Бакунина из Интернационала и для перевода секретариата Интернационала из Европы в Америку, где он вскоре распался.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

БАКУНИН Михаил Александрович
революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков анархизма.
За деятельное участие в революции 1848-1849 Б. был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 он был выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 в Сибирь на поселение. В 1861 Б. бежал из ссылки и вновь включился в европейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям - борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала. В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1868), "Кнуто-германская империя" (1871) и "Государственность и анархия" (1873).
Узловой пункт бакунинской версии анархизма - концепция возникновения государства и путей к его разрушению во имя установления безгосударственного общественного самоуправления. Государство, по Б., это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.
Анархия, утверждал Б., явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. В бакунинской концепции исторического процесса свобода выступает как цель истории и одновременно как высший ее результат.
Б. выделял три элемента свободы. Первый, "в высшей степени положительный и общественный", заключается в возможности индивида познать законы развития природы и общества. Второй элемент - чисто отрицательный. Это элемент бунта человеческого индивида против "всякой божеской и человеческой, коллективной и индивидуальной власти". Всякая власть, рассуждал Б., не является "непосредственным продуктом природы", она создается внешними силами в "естественном обществе" и поэтому, в силу бунтарской природы человека, не может не вызвать протеста и бунта. Всякая власть есть ограничение индивидуальной свободы, а последняя, по его мнению, не может быть делима. Суть третьего элемента свободы - бунт индивида против "естественного влияния общества", против "общественного мнения".
Идеальный общественный строй, по Б., это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Исторический опыт общественного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (общественная солидарность) в концепции Б. отразились в идее федеративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества.

Источник: Политология: Словарь-справочник

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876)
революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков международного анархизма.
За деятельное участие в революции 1848- 1849 гг. он был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 г. Бакунин выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 г. в Сибирь на поселение. В 1861 г., бежав из ссылки, он вновь включился в западноевропейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям - борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала.
Бакунинская политическая программа вырабатывалась в период начальных этапов организованного рабочего движения и деятельности I Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий.
В конце 1860 - начале 1870-х гг. Бакунин - один из лидеров I Интернационала, идейный и политический противник К. Маркса.
В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1868), "Кнуто-германская империя" (1871) и "Государственность и анархия" (1873). Последняя оказала заметное влияние в России. Ряд высказанных в ней идей был использован при формировании программных целей бунтарского направления в русском Народничестве.
Исходным моментом анархической доктрины М.А. Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем. Государство, по Бакунину, это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности, и наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.
Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. В бакунинской концепции исторического процесса свобода выступает как цель истории и одновременно как высший ее результат. Свобода - это процесс "очеловечивания" человека, развитие его от "животного рабства" через познание природы, самого себя и общества к обществу социальной справедливости. Необходимым условием свободы является свобода всех.
Идеальный общественный строй, по Бакунину, это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Исторический опыт общественного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (общественная солидарность) в концепции Бакунина отразились в идее федеративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества. Именно федерализм, как основополагающий принцип социального бытия свободных граждан (такого определяли еще декабристы), в противоположность централизму с его ограничением человеческой свободы и самодеятельности, по утверждению Бакунина, должен "спасти в Европе свободу и мир".

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

БАКУНИН Михаил Александрович
(1814—1876) — известный русский революционер и теоретик анархизма. Закончил артиллерийское училище в Санкт-Петербурге и некоторое время служил в армии в чине прапорщика. Уже в период военной службы увлекся философией и после выхода в отставку продолжил занятия этой наукой. В 1840 г. он выехал за границу и поступил в Берлинский университет, где от изучения теории постепенно перешел к политической деятельности. За опубликованные в зарубежной печати статьи революционного содержания в 1844 г. Б. был объявлен царским правительством государственным преступником и заочно приговорен к лишению всех прав и пожизненной ссылке в Сибирь.
Б. был хорошо знаком и тесно общался с К. Марксом и П.Ж. Прудоном, что отразилось на его взглядах. Он принимал активное участие в революции 1848 г. После поражения Дрезденского восстания в 1849 г. был арестован и дважды — саксонским и австрийским судами — приговорен к смертной казни. В итоге Б. был выдан австрийским правительством русским властям и заключен в Петропавловскую крепость. Там он написал свою знаменитую «Исповедь», обращенную к Николаю I, в которой пытался изобразить раскаяние. После смерти Николая I взошедший на престол Александр II заменил Б. пожизненное заключение ссылкой в Сибирь. В 1861 г. Б. совершил побег за границу и через Северную Америку вновь попал в Западную Европу. Там он принимает активное участие в революционном движении, поддерживает связи с первыми русскими революционными террористами, в частности, с С. Г. Нечаевым. После создания в 1864 г. К.Марксом I Интернационала Б. стал его членом. Но затем, разойдясь с К. Марксом на идейной почве, основал собственный «Альянс социальной демократии». Несколько раз Б. пытался организовать революционные восстания во многих западноевропейских странах. Последняя такая попытка имела место в итальянском городе Болонья за два года до смерти русского революционера. Б. стал самым известным теоретиком анархизма второй половины XIX в. и горячим сторонником идей революционного насилия. Свои идеи Б. изложил в трех основных произведениях: «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «КнутоГерманская империя и социальная революция» (1873) и «Государственность и анархия» (1873). Он полагал, что русский народ является социалистом и революционером по своей природе, что русскому народу присущи традиции противогосударственности и бунтарские инстинкты. Задача же революционеров состоит в организации повсеместных стихийных вооруженных выступлений против государственной власти и ее представителей. Особую ставку Б. делал на маргинальные слои общества и даже уголовные элементы. Разбой, считал он, является «почетнейшей формой русской народной жизни», поскольку в нем проявляется важнейший «инстинкт свободы». «Разбойник, — утверждал теоретик анархизма, — это герой, защитник, мститель народный, непримиримый враг государства и всего общественного и государственного строя… боец на жизнь и смерть против всей чиновно-дворянской и казенно-поповской цивилизации».
Много говоря о стихийной природе революционных процессов, в действительности Б. возлагал надежды на деятельность небольших хорошо организованных групп революционеров. Такие группы должны исходить из принципов революционной целесообразности, т.е. фактически Б. взял на вооружение известную формулу: цель оправдывает средства. Он проповедовал двойную мораль, в соответствии с которой быть правдивым, честным, искренним можно только среди единомышленников, сторонников революционных идей, а с противниками следует быть хитрым, неискренним, по отношению к ним можно применять насилие. Такой подход существенным образом отразился на практической деятельности не только анархистов, но и представителей иных направлений революционного терроризма в России и в других странах.

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004