АРИСТОТЕЛЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Аристотель
(384-322 до н.э.) – древнегреческий философ, оказавший (наряду с Платоном) определяющее влияние на интеллектуальное развитие Европы. Один из основоположников политической науки. Видел в политике высшую форму общения людей. Основное произведение – трактат «Политика».

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Аристотель
384-322 до н. э.) – ученик Платона. Происходил из македонского города Стагира, откуда он прибыл в Афины для обучения философии в Академии у Платона. Позднее он организовал в Афинах собственную философскую школу – Ликей, а вскоре после этого был приглашен македонским царем Филиппом II ко двору в качестве воспитателя царского наследника, знаменитого в будущем Александра Великого. Аристотель в отличие от своего учителя Платона развивал имманентные, конкретные аспекты философии, тогда как Платон делал акцент на трансцендентном мире идей.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

АРИСТОТЕЛЬ
(384/383–322/321 до н. э.) – величайший философ Древней Эллады, как и Платон аристократ по происхождению. Аристотель стоял у начала политической науки, создав фундаментальные труды «Политика» и «Афинская полития». По сравнению с другими античными философами Аристотель оказал самое сильное влияние на развитие человеческой мысли. Основу его философии составляет логика (аналитика) и метафизика. По Аристотелю, Душа – есть энергия ума. Знать можно только то, что есть в душе. Душа придает смысл и цель жизни. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности (совести). В конце своей жизни, как и Сократ, философ не избежал судебного дела по обвинению в нечестии. Он бежит на Евбею, где умирает в изгнании.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

АРИСТОТЕЛЬ
Древняя Греция, 384–322 гг. д.н.э. Произведения: «Политика», «Органон», «О душе», «Афинская полития» и др. Исследовал политический опыт 158 полисов. Ввел диалектику и системный подход. Не разделял человека, общество и государство, человека рассматривал как общественное существо. Идею определял как отражение человеческого сознания, а совмещенную с ним деятельность определял как политику. Считал, что проявление политической сути человека в целесообразной деятельности, участии в делах общества и государства. Государство — высшая форма общения в сравнении с другими формами: семьей и общиной. Критерием правильного государства выступает, по Аристотелю, то, в чьих интересах правят властвующие элиты. Лучшие формы правления — монархия, аристократия, полития. Демократию относил к негативным формам правления. Правом считал все справедливое: именно оно, по мысли Аристотеля, законно. Право делится на естественное (не зависит от признания — непризнания) и волеустановленное. Оба вида права имеют политическую природу. Закон должен соответствовать справедливости и праву. Насильственное подчинение противоречит идее права.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle)
384-322 до н. э.) — древнегреческий ученый, один из величайших философов античности, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, автор термина «политика». Первым в истории научной мысли предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая оказывается неразрывно связанной с этикой. Главная цель политики по Аристотелю — достижение общего блага (справедливости). Аристотель рассматривает государство как продукт естественного развития общества, результат механического объединения семей, а человека по своей природе определяет как существо политическое. Сравнивая политическое устройство различных полисов, Аристотель выделяет «правильные» и «неправильные» формы правления (критерием правильности при этом выступает их возможность служить всеобщему благу). Тремя «правильными» формами государства, по Аристотелю, являются монархия, аристократия и полития, а соответствующими им «неправильными» формами правления — тирания, олигархия и демократия. Главные работы социально-политической направленности — «Политика», «Афинская полития». Цитата:«Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Аристотель. «Политика»

Источник: Новейший политологический словарь

Аристотель
384-322 до н .э.)
греческий философ и политический мыслитель. С именем Аристотеля связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству (городу-полису). Государство (по Аристотелю) существует ради «лучшей жизни» своих граждан. формы государственного устройства Аристотель определил по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В зависимости от этого он выделял три «правильных» формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три « неправильных» (тирания, олигархия, демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Формы государственного устройства Аристотель связывал с их «принципами»: принцип аристократии - добродетель, олигархии - богатство, демократии - свобода. Политию, которая включает эти три принципа, греческий ученый считает наилучшей формой правления, так как она объединяет интересы зажиточных и неимущих. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемента ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. Свое политическое учение Аристотель раскрывает в трактатах «Политика», «Афинская политая», «Этика».

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

АРИСТОТЕЛЬ
(Aristotle) (ок. 384–322 г. до н.э.) Греческий философ. Родился в богатой семье врача на севере Греции. В 367 г. до н. э. Аристотель приехал в Афины, где учился и преподавал в Академии Платона (Plato) до его смерти (347 г. до н.э.). После нескольких лет странствий и исследований на островах в восточной части Эгейского моря он был приглашен Филиппом Македонским в качестве учителя к тогда еще юному Александру Великому. В 335 г. до н. э. вернулся в Афины и основал здесь школу философии, Ликей, в котором работал до тех пор, пока сильные антимакедонские настроения не заставили его отойти от дел и уехать на остров Эвбея. На следующий год Аристотель умер. Его первые самостоятельные исследования касались в основном биологии, поэтому стиль его научного мышления определили методологические принципы и взгляды ученого-натуралиста. Диапазон интересов и знаний Аристотеля был очень широк. Помимо блестящих работ по биологии, он написал трактаты по физике, метафизике, логике, психологии, этике и политике. Науки Аристотель делил на три основные категории: теоретические, творческие и практические. Этика и политика – науки практические, цель которых – получение знаний ради практической деятельности, необходимой для изменения образа жизни людей. Отходя от учения Платона, Аристотель считал, что эти практические науки должны основываться на эмпирических данных и таксономии. Вместе с группой своих учеников он исследовал политическую структуру и историю 158 государственных устройств, хотя до нас дошла лишь одна работа этого рода – "Форма правления Афин" ("Constitution of athens", "Афинская полития"). Некоторые результаты этих исследований, однако, можно найти в его самом известном труде о политической науке "Политике" ("Politics"), где помимо анализов, предписаний и описаний содержатся сведения о разных государственных устройствах, в том числе о Спарте, Крите и Карфагене. Аристотель также излагает и анализирует политические теории других философов, особенно Платона (или свои варианты этих теорий). Склад ума ученого-биолога оказывается и на его понимании природы, происхождения и предназначения государства. Если некоторые софисты усматривают резкое противоречие между природой и обществом, то Аристотель стремится показать, что "человек есть политическое животное", естественной средой обитания которого является полис, т. е. город-государство. По его мнению, существуют две основные формы человеческих сообществ – объединение мужских и женских особей в целях продолжения рода и объединение господина и "естественного раба" в целях взаимного поддержания жизни. На базе этих объединений создаются домашние хозяйства, группирующиеся в сельскую общину, а сельская община в городскую – полис. Последний представляется Аристотелю как самодостаточное сообщество, связанное общими делами и ценностями. Другой аргумент, свидетельствующий в пользу отсутствия противоречий между природой и обществом, основывается на анализе природы человека и человеческого процветания, о чем вскользь упоминается в "Политике", и детально исследуется в "Никомаховой этике" ("Nicomachean Ethics"). Для того чтобы жизнь была успешна, мы должны использовать интеллектуальные и духовные качества, которыми обладаем как представители рода человеческого. Эти качества, и в первую очередь способность поступать справедливо, можно реализовывать, только живя в государстве. Государство самодостаточно именно потому, что оно обеспечивает – и в этом заключается его основное предназначение – все необходимое для счастливой и прекрасной жизни. И именно поэтому государство и природа человека находятся в гармонии. В самом деле, утверждает Аристотель, государство не только берет начало в естественных объединениях "мужчина – женщина", "господин – раб", но и само является естественной целью всех объединений, "природа сама по себе является целью". Отсюда следует, что "государство принадлежит к тому типу явлений, которые существуют по природе вещей" ("Политика" I. 2). В итоге Аристотель приходит к мысли о том, что государство – это некое сверхсущество, а люди – всего лишь его часть и никакой ценности сами по себе не представляют. Такая логика мышления привела Аристотеля к апологии тоталитаризма, вплоть до утверждения, что гражданин принадлежит государству ("Политика" VIII. 1). Но кого считать гражданином? Аристотель различает три основные функции управления: совещательную, исполнительную и судебную, – и определяет гражданство как активное участие по крайней мере в совещательной и судебной функциях. Такое участие возможно лишь в том случае, если человек образован, способен конструктивно мыслить и располагает досугом. Следовательно, гражданами могут быть только свободнорожденные мужчины, не занятые ремесленным трудом. Некоторые люди, по мнению Аристотеля, обладают такими низкими мыслительными способностями, что даже о себе подумать не могут. Это, безусловно, "естественные рабы", неспособные участвовать в принятии решений. Более того, они значительно счастливее, когда их жизнью управляет кто-то другой. Вот почему отношение "господин – раб" вполне естественно. Женщины также будут более счастливы, если ими кто-то управляет. Хотя они и способны мыслить, это качество в них ненадежно, ибо ими владеют эмоции. Ремесленники и лица, занятые физическим трудом, участвовать в политической деятельности, равно как и интеллектуально совершенствоваться, не могут, т. к. не имеют необходимого для этого активного досуга. Поскольку проживающим в государстве иностранцам в гражданстве также следует отказать, граждан в государстве остается совсем немного. Иногда в трудах Аристотеля проскальзывает мысль о том, что "неграждане" даже не считаются членами государства, а лишь его простым sine qua non (непременным условием) (см."Политика" III.3 и VII.8) – мысль, которая по крайней мере в отношении женщин и рабов, похоже, вступает в противоречие с утверждением о развитии государства из домашнего хозяйства. В Книгах III и IV "Политики" Аристотель делает попытку систематизировать и оценить различные типы государственного устройства. Чтобы понять, чем один тип государственного устройства отличается от другого, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: кто правит и от чьего имени правит? Править могут один, несколько и много человек, хорошее правление осуществляется от имени всего народа, плохое – от имени самих правителей. Три удачных типа государственного устройства – монархия, аристократия и "полити" (форма правления всего народа в интересах всех), а три соответствующих им отклонения – тирания, олигархия и демократия. На практике, однако, богатых – меньшинство, а бедных – большинство; экономический статус жителей государства представляется не менее важным показателем, чем такой характерный признак, как количество. Способствуя формированию целей и ценностей для власть предержащих, экономические условия вместе с тем придают каждому государственному строю отличительный признак. Так, цель олигархии – обретение еще больших богатств; демократии – обретение свободы. Позднее Аристотель дал качественную характеристику этой широкой таксономии. Он подчеркнул, что каждый из шести основных типов государственного устройства имеет несколько разновидностей, сочетающихся в различных вариантах. И вообще, точнее говорить о каком-либо типе государственного устройства с точки зрения наличия в нем, например, черт демократии. Давая всестороннюю характеристику государственных устройств, Аристотель считает несомненным то, что любые формы правления, стремящиеся к достижению всеобщего блага, предпочтительнее тех, которые отстаивают интересы отдельных групп. Ясно ему и то, что всеобщее благо должно прочно стоять на принципе справедливого распределения, согласно которому большую долю благ и почестей предоставляют гражданам, которые приносят больше пользы государству. Ответ же на вопрос о том, какая форма государственного правления лучше, зависит от конкретных обстоятельств. Если появится мудрый и хороший человек, который способен быть полезным государству, то, согласно принципу справедливого распределения, он должен получить право на высшую власть, стоящее выше закона. Те же соображения относятся и к группе чрезвычайно добродетельных людей. В случае отсутствия такой идеальной монархии или аристократии лучшей формой правления для большинства стран будет "полити", смешение демократии и олигархии, при которой власть находится в руках умеренно богатых. Представители среднего класса, вероятнее всего, будут действовать в соответствии со здравым смыслом, и совсем маловероятно, что среди них возникнут внутренние противоречия и они начнут впадать в крайности, которые являются уделом очень богатых и бедных. Аристотель недвусмысленно, хотя и не без оттенка сомнения, связывает средний класс с понятием "середины", которая, согласно "Никомаховой этике", и есть добродетель. Действия "полити" скорее всего получат всеобщее одобрение и обеспечат стабильность – одно из самых великих благ. Политической стабильности, факторам ее поддержания или расшатывания ученый отводит значительное место в книгах V и VI "Политики". Он считает необходимым сохранить даже "девиантные", отклоняющиеся от нормы государственные устройства, хотя в случае с тиранией допускает, что понимание тактики, к которой прибегает тиран, – лучшая гарантия от его появления. Главную причину революций и нестабильности государственного устройства Аристотель видит в недовольстве, порождаемом сознанием неравенства. Все понимают, что справедливость необходима и что она заключается в пропорциональном равенстве, но нет согласия в том, каковы должны быть критерии равенства. Демократы утверждают, что это свобода, олигархи – что это богатство. Таким образом, для поддержания стабильности необходимо предотвратить недовольство, предоставив как можно большему числу людей хотя бы некоторую долю почестей, должностей и доходов. Следует принять законы, которые не позволяли бы обогащаться сверх меры, а также способствовали росту среднего класса. В самом деле, поддержка с его стороны окажется решающим фактором для власть предержащих. Важно также стараться ввести оппонентов данного государственного устройства в его структуру. Но наиболее твердой гарантией является образование. Только с его помощью государство способно привить молодежи привычку жить в ладу с существующей формой правления. Без такой привычки законы окажутся бессильными. Прагматический подход к политической теории проявился также и в незаконченном наброске Аристотеля об идеальном государстве (книги VII и VIII "Политики"). Даже идеал, подчеркивает автор, должен быть всегда в рамках возможного. Коль скоро цель государства – обеспечить счастливую и прекрасную жизнь, т. е. жизнь добродетельную, идеальным будет то государство, которое способствует проявлению гражданами добродетельности. Для этого необходимы определенные условия, и Аристотель дает советы относительно территории, численности населения, продуктов питания (все современные государства он посчитал бы слишком большими, чтобы их вообще считать государствами). Нетрудно догадаться, что среди наиболее важных условий вновь называется образование, на котором лежит ответственность за воспитание хороших граждан. Поскольку счастливая и прекрасная жизнь и хорошие граждане рассматриваются Аристотелем как объективная реальность, воспитание должно опираться на объективные принципы и быть одинаковым для всех. Это также помогает сохранить стабильность. Единственная гарантия одинакового для всех образования – организация его государством. В какой мере женщины входят в число "всех", не ясно. Поскольку они не являются гражданами, то было бы странным ожидать, что им полагается такое же образование, как и мужчинам. Но все же Аристотель дает понять, что по крайней мере некоторое образование женщины должны получить. При всей своей склонности к умеренности и практичности Аристотель очень авторитарен. Его идеальное государство решает, когда индивид должен заводить детей и вступать в половые сношения без зачатия детей, какие произведения искусства можно смотреть или слушать и даже на каких инструментах можно учиться играть ребенку. Подобно Платону, Аристотель верит в то, что хорошая жизнь есть объективная реальность, познание этой объективной реальности вполне доступно и обязывает носителя знания рекомендовать его другим. Вопрос о праве отвергнуть подобную рекомендацию вообще не ставится. "Политика" оказала влияние на столь разных философов, как Фома Аквинский (Aquinas) и Гегель (Hegel) и стала основой для теорий Макиавелли (Machiavelli), Бодена (Bodin) и Хукера (Hooker). Позднее многие идеи Аристотеля сформировали "коммунитарное" мировоззрение таких философов, как Аласдейр Макинтайр и Майкл Сэндел.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
109.23 кб

Аристотель в современном мире (о Всемирном конгрессе по философии афины, 2016 год)

Елкина Ирина Михайловна
В статье говорится о Всемирном конгрессе по философии «Философия Аристотеля» в честь 2400-летия со дня его рождения, проходившем в июле 2016 г.
Читать PDF
2.59 мб

Аристотель как первый философ профессионал

Семенков В. Е.
Читать PDF
194.59 кб

Платон и Аристотель: спор о реальности

Евдокимцев Дмитрий Владимирович
Читать PDF
101.20 кб

Аристотель о природе общения

Агальцев Александр Матвеевич
Анализируется открытие Аристотелем онтологического основания природы человека и общения через развертывание их генетической сущности, самодетерминации и самооснованности.
Читать PDF
430.32 кб

Аристотель об универсальном, обыденном и деятельном знании в «Первой аналитике» ii 21

Орлов Евгений Викторович
Уточняется аристотелевское понимание «универсального», «обыденного» и «деятельного» знания и вносятся соответствующие поправки к существующим комментариям к фрагменту An. Pr. II 21, 67a8-67b11.
Читать PDF
83.92 кб

2001. 01. 022. Агасси Дж. Кому нужен аристотель? Agassi J. Who needs Aristotle?//Boston studies in t

Яковлев В. А.
Читать PDF
114.34 кб

Закон и поступок (Аристотель, И. Кант, М. М. Бахтин)

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
Читать PDF
112.16 кб

Душа, ум и пространство: как Аристотель (не) понимает Платона (de Anim. 406b–407b)

И. А. Протопопова
Читать PDF
293.33 кб

Аристотель на Востоке, на Западе и в России

Солопова Мария Анатольевна
В рецензии высказывается мнение о значимости исследований, посвященных античной философии и христианской мысли, для современного антиковедения, дается обзор структуры и содержания книги, приводятся выдержки из отдельных ее глав, о
Читать PDF
479.41 кб

«Государственное благо» и «Добродетель хорошего гражданина». Аристотель о полисной демократии

Мисюров Н. Н.
Существует мощный пласт материальных и духовных завоеваний человечества, который составляет базу современной цивилизации, в какой бы форме она ни выступала.
Читать PDF
382.76 кб

Аристотель и Г. В. Лейбниц о модальностях (алгебра формальной аксиологии как дискретная математическ

Лобовиков Владимир Олегович
Читать PDF
110.92 кб

Риторическое измерение философского дискурса: софисты, Платон, Аристотель

Алымова Елена Валентиновна
Как риторика, так и философия претендуют на господство над логосом. В данной статье высказывается предположение, согласно которому риторическое измерение является необходимым условием философского дискурса.
Читать PDF
589.89 кб

Аристотель о природе цвета

Месяц Светлана Викторовна
В статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие при попытке непротиворечивого изложения аристотелевской теории цвета и цветовосприятия.
Читать PDF
518.32 кб

Становление античной риторики:хронология риторических методов и стилей (платон, Аристотель)

Пантелеева И. А.
Цель.
Читать PDF
0.00 байт

Аристотель о происхождении греков (Meteor. 1,14, 352 а 29-352 b 4)

Верлинский A. Л.
В «Метеорологике» (1,14,352 а 29-352 b 4) содержится не замеченное ранее косвенное подтверждение гипотезь: Я.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н .э.)

    крупнейший древнегреческий мыслитель. С именем А. связано зарождение политической науки. Свое политическое учение А. раскрывает в трактатах "Политика", "Афинская политая", "Этика". Мыслитель утверж
  • АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle)

    384-322 до н. э.) — древнегреческий ученый, один из величайших философов античности, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, автор термина «политика». Первым в истории научной мысли пред