АНАРХИЗМ

Найдено 31 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНАРХИЗМ
теория и политическое течение, ориентированное на достижение безгосударственной организации общества.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Анархизм
идейно-политическое течение, отрицающее государство и связанное с ним принуждение и предполагающее заменить его свободной, добровольной, самоуправляющейся ассоциацией граждан.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Анархизм
от греч. "анархия" - безвластие) - политическая идеология, провозглашающая целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего государства.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

АНАРХИЗМ
греч. anarchia - безвластие) - политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Анархизм
политическое течение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности людей, ставящее целью замену любых форм принудительной власти добровольными ассоциациями граждан.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Анархизм
идеологическое течение, ставящее своей целью уничтожение государства и характеризующееся неприятием политической власти во всех ее проявлениях; в основе анархизма — безграничная вера в идеалы свободы и равенства.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Анархизм
утопическая теория и основанная на ней, как правило, неконвенциональнаяполитическая практика, настаивающие на отрицании любой государственности, рассмотрении общества как самоорганизующейся системы, живущей вне политики.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Анархизм
политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. "Анархизм - это вывернутая наизнанку буржуазность" (В.И. Ленин).

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Анархизм
социально-политическое учение, основная идея которого заключается в том, что общество может и должно быть организовано без принудительной власти государства, а личность освобождена от любой власти - экономической, политической, идеологической.

Источник: Политико-терминологический словарь

Анархизм
гр. anarchia безначалие, безвластие) – теория и политическое течение, ориентированные на безгосударственную организацию общества. Государство отождествляется анархизмом с насилием и принуждением, несовместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Анархизм
от греческого "a", "an" - "отрицание", "не" и "arce" - "начало", "власть". Политическое учение из разряда левых идеологий, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики - Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки. Анархизм считает "власть" и "государство" источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".

Источник: Политическая философия: глоссарий

АНАРХИЗМ
гр. anarchia безвластие) - политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства, и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в А. отождествляется с насилием и принуждением, не совместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П. Ж. Прудон, М. Л. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. Пик популярности А. пришелся на конец XIX-начало XX в.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Анархизм
(от греч. «anarchia» – безвластие) – общественно-политическое течение, учение, обосновывающее необходимость уничтожения посредством социальной революции, стихийного бунта масс государственной или иных форм принудительной власти и создание самоуправляемой федерации свободных и добровольных ассоциаций (коммун) производителей. Анархизм отвергает организованные, легальные формы и методы политической борьбы. Стремясь добиться поставленных целей, сторонники анархизма часто прибегают к террористическим видам и формам деятельности.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

АНАРХИЗМ
от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).

Источник: Словарь по политологии

Анархизм
(греч. - безвластие) - учение об обществе, в основу которого положена идея безвластия, безгосударственного устройства. В качестве руководящего начала эта теория признает только волю отдельной личности. Как политическое течение анархизм ставит целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан. Основателями научной теории анархизма являются: Уильям Годвин (Англия, книга "Исследование о политической справедливости" (1793 г.)), Макс Штирнер (Германия, книга "Единственный и его собственность" (перевод на русский в 1922 г.)), Пьер Жозеф Прудон (Франция, книга "Что такое собственность?" (1840 г.)), М.А. Бакунин (Кропоткин П.А. журнал "Хлеб и воля" 1903 г.).

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

АНАРХИЗМ
от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - 1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм [Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. - М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 556; Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / Под ред. А.В. Малько. -М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2000. - С. 71].

Источник: Сводный словарь по политологии

АНАРХИЗМ
anarchy anarchia - безналичие, безвластие) - 1) социально-политическое течение, обосновывающее целесообразность и необходимость реализации "анархии", то есть освобождения личности от какой бы то ни было экономической, социальной, политической духовно-идеологической власти. Это освобождение личности анархизм усматривает в преодолении сложившегося на определенных этапах общественного развития отчуждения человека от государства, власти, собственности путем ликвидации этих социальных институтов, в отрицании какого бы то ни было государства, отстаивании идей создания федерации автономных ассоциаций производителей. Главными идеологами А. были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А Кропоткин. Переживает полосу подъема в конце XX в.; 2) в обыденной жизни - непризнание авторитетов, дисциплины, порядка.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Анархизм
реакционное, враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазное политическое течение, сложившееся в 40—60-х годах прошлого века в Европе. Его главные идеологи — Макс Штирнер, Прудон, Бакунин и Кропоткин. Анархисты отрицают необходимость всякой государственной власти, в том числе и диктатуры пролетариата, выступают против пролетарской дисциплины и руководящей роли партии пролетариата в революционном движении, проповедуют «культ свободной личности». Их тактика индивидуального террора, отказа от политической борьбы ослабляет революционное рабочее движение, подрывает единство действий рабочего класса. По существу, анархисты стремятся подчинить рабочий класс буржуазной политике. Победа Октябрьской революции в России привела к краху анархистского движения. Анархизм ныне сохранил кое-какое влияние в некоторых странах Латинской Америки и в Испании.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

АНАРХИЗМ
от греч. unarchiа — безначалие, безвластие) как течение выступает в роли особого политического идеала, представляющего собой направление общественного мировоззрения, отрицающее необходимость государственной власти как таковой, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Своей целью анархизм ставит освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Анархизм как идеал политического устройства общества воплощает в себе идею свободы личности, идеальной формой которой является отсутствие государственной и всякой иной власти. Анархисты полагают, что такое государственное устройство дает подлинную свободу личности. Цель движения, предел общественного стремления, по мнению сторонников теории анархизма — свободного самоуправления. Однако анархизм до настоящего времени остается лишь утопической теорией, не нашедшей практического воплощения в реальности.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Анархизм
от греч. anarhia безвластие)
общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

АНАРХИЗМ
(от греч. anarchia безначалие, безвластие) мелкобуржуазное общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной политической власти, проповедующее неограниченную свободу личности; непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Сложилось в сер. 19 в., выражает социальную психологию и идеологию мелкособственнических и деклассированных слоев го, рода и деревни, разоряемых и притесняемых крупным капиталом, склонных к стихийному бунтарству и не привыкших к строгой дисциплине в труде и борьбе. В противоположность марксизму анархисты, как писал В.И. Ленин, «хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничтожения... отрицают использование государственной власти революционным пролетариатом, его революционную диктатуру», отрицают необходимость подготовки революции и руководящей роли в ней пролетарской партии. Ныне в ряде стран анархистские группы прибегают к террористическим актам, враждебно относятся к коммунистическому движению. Марксисты-ленинцы последовательно раскрывают теоретическую несостоятельность и мелкобуржуазную, антисоциалистическую сущность А., ведут последовательную идеологическую и политическую борьбу против авантюристической тактики анархиствующих групп, за привлечение находящихся под влиянием А. революционно настроенных слоев трудящихся на свою сторону.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

АНАРХИЗМ
греч. anarchia — безвластие) — идейнотеоретическая и общественно-политическая теория, в основу которой положены идея отрицания политического принуждения, стремление к уничтожению государственной власти и замене политической организации добровольной ассоциацией граждан. Это течение общественно-политической мысли, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти, отрицающее государство как форму организации общества и его властное влияние и проповедующее полную, неограниченную свободу личности. Как общественно-политическое течение складывается в Европе к середине XIX в. Отрицая и парламентские формы борьбы, и вооруженные выступления, основными средствами достижения своих целей анархисты признают разнообразные формы политического протеста — забастовки, демонстрации, бойкоты и пр. К основным направлениям анархизма относят индивидуалистическое (М. Штирнер), мютюэлистское (П. Прудон), коллективистское (М. Бакунин) и коммунистическое (П. Кропоткин). Идея свободного самоуправления, близкая к социалистической, в современном мире развивается в течениях неоанархизма и анархо-синдикализма. Цитата: «Если есть государство, то однозначно есть и властвование, соответственно, и рабство; государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо — вот почему мы враги государства». Бакунин М. «Государственность и анархия»

Источник: Новейший политологический словарь

Анархизм
(греч. - безначалие, безвластие) - общественно-политическое течение, политико-социологической основой которого является антиэтатизм. Возникновение анархизма связано с именами Шмитта. Прудона и др. западных мыслителей. В России наиболее ярким представителем анархизма были: Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский ученый, революционер, теоретик анархизма, автор сочинений «Государственность и анархия», малоизвестная работа: «Коррупция. Развитие государственности» (впервые напечатана в «Вопросах философии», 1990 и др.): Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) - русский социолог, философ, революционер, левый радикальный теоретик, продолживший концепцию анархо-коммунизма, автор ряда сочинений, среди которых: «Речи бунтовщика» (1885): «Хлеб и воля» (1892): «Современная наука и анархия» (1892): «Анархия и ее философия» (1905) и др. Если у М.А. Бакунина центральная идея анархо-коллективизма - концепция полного разрушения государственности: и буржуазной, и социалистической, и установления бсзгосударствснного общественного самоуправления путем формирования «человеческой всеобщности» на базе рабочих ассоциаций (земледельческих и фабрично-заводских), то у П.А. Кропоткина главный замысел состоит в том, чтобы придать оригинальному принципу анархо-коммунизма научное обоснование и выработать мировоззрение, которое позволило бы осуществить идеи анархизма на практике в результате уничтожения (как и у Бакунина) государства как «абсолютного зла» революционным путем. Именно эту идею Кропоткина высоко оценивал В.И.Ленин.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

АНАРХИЗМ
от греч. anarсhia — безначалие, безвластие) — политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. А. проповедует освобождение личности и предоставление ей неограниченных возможностей для самореализации. Государство, независимо от его форм, для А. являет собой изначальное зло, поэтому должно быть разрушено революционно-насильственными методами. А. выступает в защиту мелкой частной собственности, мелкого землепользования. Идеальный общественный строй представляется в виде добровольной федерации производственных ассоциаций. Идеи А., содержащиеся в зародышевой форме в трудах целого ряда античных и средневековых мыслителей, были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином (1736–1838), который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «Рассуждение о политической справедливости» (1793). Как общественно-политическое течение А. сложился в 1840–1870 годы в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М. Штирнера (1806–1856), П.Ж. Прудона (1809–1865), М.А. Бакунина (1814– 1876), П.А. Кропоткина (1842–1921). Пик популярности А. пришелся на конец ХIХ — начало ХХ в. В настоящее время он частично находится в идейном арсенале некоторых левоэкстремистских групп, а также в ряде стран сохраняется в виде федераций и иных организаций анархистов. А. никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

АНАРХИЗМ
(от греч. άv – без и ἄρχή – власть, то есть безвластие) – это идеология такого общественного строя, который исключает всякую государственность, какую бы то ни было правительственную власть, законы и даже заработную плату. А. – это утопическая идеология, поскольку нигде и никогда не была осуществлена. В настоящее время под А. могут пониматься любые направленные против государства как такового идеи, а также соответствующая им практика. А. используется англосаксами на территории врага как один из инструментов для разрушения государства противника (как, например, А. в России в начале XX в.). В России А. был влиятельной революционной силой. Крупнейшими идеологами анархизма были М. Бакунин и П. Кропоткин. М. Бакунин выступал за немедленное всенародное восстание рабочих масс. П. Кропоткин выдвинул концепцию анархо‑коммунизма, в которой идеалом будущего строя провозглашался «союз вольных коммун» без центральной государственной власти. Целью действий анархистов‑коммунистов объявлялась социальная революция, то есть полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом. Они выступали за использование террора и грабежей как способов борьбы и отрицали всякие нравственные устои общества. Уже с 1904–1905 гг. анархистский террор и грабежи (называемые эксами, то есть экспроприациями) стали в России заметным явлением. Самым известным анархистом‑практиком стал Нестор Махно, который возглавил повстанческую армию численностью до 50 тыс. человек. Значимость движения анархистов была обусловлена всесторонней поддержкой Великобритании. Осознанно или нет, но на этапах своего становления русские анархисты (как, впрочем, и большевики, эсеры, а также либералы), по сути, являлись агентами влияния империи англосаксов, а истинная цель движения заключалась в развале Российской империи.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

АНАРХИЗМ

Анархизм буквально означает «безвластие» и представляет собой общественно — политическое течение, которым отвергаются традиционные формы государственного правления на том основании, что ими налагаются на индивидов ограничения без их, индивидов, ясно выраженного на то согласия. Исходя из этих представлений, анархисты призывают к упразднению государства и всех форм политической власти, в особенности института правопорядка, который рассматривают как основу угнетения, обеспечивающую власть одних членов общества над другими. Большинство анархистов считают насилие необходимым инструментом уничтожения государства.
Анархисты объявляют государство ненужным злом, полагая, что социальный порядок способен сложиться естественным путем. Взаимопомощь людей будет основана на личной заинтересованности индивидов и регулироваться их здравым смыслом и стремлением к рациональному разрешению проблем. Анархисты заявляют о том, что традиционные формы правления далеко не обеспечивают гармонии и, напротив, порождают социальные конфликты. Частное владение собственностью, краеугольный камень в фундаменте капитализма, по их мнению, является главным источником разногласий в обществе.
Марксизм в некоторых своих положениях (особенно в утверждении о том, что при коммунизме функции государства отомрут) перекликается с воззрениями анархистов. Анархическая мысль развивалась в поиске социальных структур, помимо традиционных форм правления, питая веру в то, что ликвидация государства выбьет почву из-под ног эксплуататоров, а взаимопомощь и братские отношения между людьми, справедливое разделение труда и товаров станут с успехом развиваться в локальных формах социальной организации. К последним относятся синдикализм (стремление установить рабочий контроль над предприятием путем забастовочных действий), коммуны и широкий спектр кооперативных объединений с относительно небольшим числом участников, в качестве владельцев работающих на производстве, которое управляется к общей экономической выгоде.
Среди наиболее видных идеологов анархизма можно упомянуть русских мыслителей Михаила Бакунина (1814–1876) и Петpa Кропоткина (1842–1921). Последний считал средневековый город идеальной единицей общества.
См. также статьи «Капитализм», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Социализм».

Источник: 101 ключевая идея политика

Анархизм
враждебное марксизму мелкобуржуазное политическое течение, главными представителями которого были Прудон, Бакунин, Кропоткин. Характерной чертой анархизма является отрицание всякого государства (в том числе и диктатуры пролетариата), отрицание организованной политической борьбы против капиталистического строя, отрицание пролетарской дисциплины и руководящей роли пролетарской партии. Анархисты тормозят сплочение рабочих капиталистических стран, мешают им вести последовательную и решительную борьбу против капитализма. Анархисты применяют индивидуальный террор и этим отвлекают внимание рабочих от массовой революционной борьбы против всего класса капиталистов. Ленин характеризовал миросозерцание анархистов, как вывороченное наизнанку буржуазное миросозерцание. Товарищ Сталин еще в 1906 г. в своей теоретической работе «Анархизм или социализм» показал, что анархисты своим лозунгом «всё для личности» обманывают народные массы и отвлекают их от революционной борьбы. Анархисты находят сторонников главным образом среди ремесленников и отсталых слоев рабочего класса. Анархисты оказывали большое влияние на рабочее движение некоторых слабо развитых капиталистических стран (Испания, Италия, Аргентина и другие), но с развитием в этих странах крупной промышленности, ростом промышленного пролетариата и с возникновением подлинно пролетарских, коммунистических партий влияние анархистов исчезает. Во время империалистической войны 1914-1918 гг. анархисты поддерживали империалистов. Уже перед Октябрьской социалистической революцией анархисты в России превратились в буржуазную контрреволюционную партию. В годы гражданской войны в Советской России анархисты по заданию иностранных разведок устраивали взрывы, покушения, убийства партийных и советских работников, организовывали кулацкие банды (махновщина). Значительная часть анархистов состоит на службе у разведок разных капиталистических государств. В революционной войне испанского народа анархистские руководители играли предательскую роль: они саботировали создание регулярной народной армии, насаждали бандитизм, открывали фронт противнику. Они организовали в мае 1937 г. совместно с троцкистами контрреволюционный путч (см.) в Каталонии, активно участвовали в контрреволюционном перевороте Миаха-Касадо-Бестейро (март 1939 г.). Часть рабочих Испании, шедших за анархистами, честно и активно боролась против контрреволюции.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

АНАРХИЗМ
бывает двух видов:
1. анархизм, вытекающий из стремления человека к возможно большей свободе,
2. анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека.
Анархизм исходит из требования самой неограниченной свободы личности и отрицает какую бы то ни было принудительную власть, государство для него есть организация меньшинства для эксплуатации большинства, и кроме механизма эксплуатации не может быть ничем иным.
Теория анархизма, вытекающего из стремления человека к возможно большей свободе, развивается в направлении проведение принципа крайнего либерализма в его чистом виде с признанием возможно большей свободы личности и отрицанием государственного вмешательства. Для сторонников этого направления анархизма жизнь в идеальном обществе должна обеспечиваться свободными компаниями помимо вмешательства принудительной власти. Философию одной из разновидностей этого анархизма представляет Ницше.
Теория анархизма, вытекающая из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека, развивается в направлении создания идеального общественного строя в виде союза автономных и свободных общин. Этот вид анархизма называют анархизмом революционным или анархизмом социалистическим. Впервые теория этого анархизма была разработана Прудоном (1840), который первый также употребил слово анархия для обозначения идеального, по его мнению, общественного строя, до него анархия была просто безначалием, отсутствием власти. Для Прудона анархизм – это теория преимущественно для крестьянства и мелкой буржуазии. За Прудоном последовал Штирнер (1844). Дальнейшему развитию идея анархии обязана Михаилу Бакунину. Бакунин отрицал государство во всех его проявлениях и основаниях, даже всеобщее голосование, по его мнению, при нынешнем народном невежестве, из него извлекают выгоды только лучше организованные классы, только насильственный переворот признавал он подходящим орудием для водворения на земле идеального строя, в котором не было бы ни частной собственности, ни власти, ни богатства, ни бедности, ни властелинов, ни рабов; все должны работать по мере сил и получать по потребностям. Дальнейшее развитие теории совершил Кропоткин (1890), в которой доказывается, что анархия есть исторически неизбежная дальнейшая ступень общественного развития. По его мнению, и теперь уже многое, что прежде составляло предмет монополии и частной собственности, является предметом всеобщего, совершенно неограниченного пользования; мостами, дорогами, даже публичными библиотеками пользуются все по мере потребности, а не средств или заслуг.

Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com

АНАРХИЗМ
(от греч. anarchia — безвластие, безначалие) — идеологическое течение, ставшее в XIX—XX вв. теоретическим основанием ряда групп, практикующих революционный терроризм. А. возник как направление политической мысли в середине XIX в. У его истоков стояли французский философ Пьер Жозеф Прудон (1809—1865) и немецкий философ Макс Штирнер (1806—1856). Большой вклад в развитие А. внесли русские мыслители М. А. Бакунин и П. Л. Кропоткин. Основной идейный принцип А. — отрицание государства и его отдельных институтов, а также всякой насильственной власти в целом. Центральным программным пунктом этого течения считается освобождение человеческой личности от всех форм экономического, политического и духовного порабощения. Главным инструментом этого порабощения анархисты называют государство и официальную религию, поэтому весь пафос отрицания направлен против них. Как политическая идеология А. связан с либерализмом и социализмом. С ними его связывает идущее от Ж.-Ж. Руссо (1712—1748) представление о разумной природе человека, обладающего внутренней потребностью в свободе. Следовательно, реализация этой потребности должна стать основным принципом общественного устройства.
А. включает в себя три основных течения: анархо-коммунизм, анархо-индивидуализм и анархосиндикализм. Представители анархо-коммунизма считали, что на смену государству должна прийти децентрализованная конфедерация самоуправляющихся коммун, основанных на общественной собственности. Анархо-индивидуалисты выступали против государства и против капиталистических форм организации крупного производства, но признавали возможность частной собственности для мелких производителей — крестьян и ремесленников, полагая, что социальной гармонии можно достичь организацией справедливого товарообмена. Анархо-синдикалисты делали ставку на революционные профсоюзы, поскольку в них видели зародыш будущего децентрализованного, эгалитарного и неиерархического общества.
Большинство анархистов отрицали легальные формы политической борьбы и призывали к революционному насилию, с помощью которого можно разрушить и само государство, и связанные с ним неразумные и несправедливые общественные отношения. В середине XIX в. анархисты отдавали предпочтение организации массовых восстаний, позже перешли к тактике индивидуального террора (см. террор). В конце XIX — начале XX вв. в Западной Европе и Северной Америке именно они в большей мере использовали революционный терpop. Видимо, анархисты первыми применили захват заложников и совершили ряд громких политических убийств. 24 июня 1894 г. анархист Казерио ударом кинжала убил президента Франции Сади Карно. Кроме того, анархистами были убиты императрица Австро-Венгрии Елизавета (10 сентября 1878 г.), премьер-министр Испании Кановас дель Кастильо (8 августа 1897 г.), король Италии Умберто (29 июля 1900 г.), президент США Мак-Кинли (6 сентября 1901 г.).
Наибольшим влиянием анархистское движение пользовалось в странах Южной Европы, а в Испании оно приобрело массовый характер. В годы гражданской войны в Испании анархистские и анархо-синдикалистские организации- «Федерация анархистов Иберии» (ФАИ) и «Национальный конвент трудящихся» (НКТ) вошли в состав «Народного фронта». Но главной целью для них была не борьба против франкистского мятежа, а осуществление «социальной революции». В ряде мест Испании, особенно в Каталонии, анархисты приступили к созданию системы так называемого «либертарного коммунизма», что на практике означало массовое насилие и террор против всех инакомыслящих. Анархисты сгоняли крестьян в коллективные хозяйства, «коммунизировали» даже мельчайшие ремесленные мастерские, разрушили монастыри, преследовали верующих католиков. В результате таких «революционных экспериментов» тысячи людей бежали на контролируемые войсками генерала Франко территории, пополняя ряды противников Республики. Вооруженные формирования ФАИ и НКТ долго препятствовали созданию регулярной республиканской армии, тем самым косвенно способствуя победе франкистов. После Второй мировой войны А. в классическом, традиционном виде утратил свое значение, но его идеи и сегодня оказывают влияние на деятельность многих левоэкстремистских организаций и группировок (см. экстремизм).

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004

АНАРХИЗМ
(anarchism) Общественно-политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Существующие примитивные общества, отвечающие данному критерию, обычно называют "ацефальными", т.е. неуправляемыми; в то же время анархизм рассматривается как один из путей трансформации современных развитых обществ. В бытовом употреблении термин означает отсутствие морального и политического порядка. Отрицательное значение "анархизма" такое же древнее, как греческое слово, его обозначающее, усилилось на рубеже XIX–XX вв., когда анархисты совершили несколько громких политических убийств: русского царя Александра II (1881), французского президента Карно (1894) и американского президента Маккинли (1901). Единой позитивной доктрины анархизма не существует, и, если не считать отрицания государства, его теоретики расходятся по самым фундаментальным вопросам, высказывая абсолютно противоположные точки зрения – от пропаганды крайнего индивидуализма (individualism) до призыва к полному коллективизму (collectivism). Если сторонники государства смотрят на него как на необходимый инструмент, служащий в основном для обеспечения безопасности и порядка в обществе, то анархисты, напротив, именно в государстве видят источник проблем, связанных с безопасностью. Самая ранняя разработка теории анархизма, хотя этот термин тогда и не употреблялся, содержится в трактате Уильяма Годвина (Godwin) "Рассуждение о политической справедливости" ("An Enguiry Conserning Political Justice") (1793). Он утверждал, что правительства существуют только за счет обмана и развращения своих подданных. По мере роста интеллекта и здравого смысла граждане непременно осознают идеи справедливости и права и правительствам будет все труднее удерживать власть. В конечном счете они исчезнут. Штирнер (Stirner) употреблял термин "анархизм" по отношению к либерализму, но был самым большим индивидуалистом и отвергал саму идею об обязательности или правдивости. Когда человек осознает себя как единственную ценность, он отвергнет все моральные и институционные структуры; в итоге образуется "союз эгоистов", основанный исключительно на личных интересах каждого. Другие анархисты-индивидуалисты в такие крайности не впадали. Бенджамин Таккер (Tucker) (1854–1939), например, считал, что каждый человек должен пользоваться максимумом свободы, но совместимой со свободой других, а что касается общества, то для его хорошей организации необходимы свободный рынок и отсутствие авторитарных институтов. Эти идеи возродились в 1945 г., порой в форме либертарианизма (libertarianism). Пьер Жозеф Прудон (Proudhon) (1809–65), которого Маркс (Marx) считал основателем научного социализма (до 1846 г., когда Прудон отказался стать французским корреспондентом социалистических изданий, решив, что Маркс слишком авторитарен), прославился как ведущий революционный мыслитель Европы после выхода в свет его книги "Что такое собственность?" ("What is Property?") (1840). На вопрос, вынесенный в заглавие книги, он ответил: "Собственность – это кража". Прудон рассматривал человеческое общество (и Вселенную в целом) как нечто противоречивое, неспособное к изменению, но, во избежание катастрофических крайностей, поддающееся регулированию путем уравновешивания различных сил. Прудон отвергал идеи Бога и государства, а также институты, которые они порождают, считая их двумя взаимосвязанными источниками порабощения человека. Он одним из первых утверждал, что отдельные группы и общество в целом существуют как единое целое, а не являются совокупностями индивидов. В своей теории эксплуатации Прудон в отличие от Маркса, рассматривал прибавочную стоимость, которую присваивают капиталисты, как результат кооперирования труда рабочих, а не как продукт, производимый сверх прожиточного минимума. Он также предлагал заменить государство экономическим и территориальным федерализмом, при котором каждая производственная ячейка управляется рабочими, а каждый регион – людьми, его населяющими. Взаимоотношения между различными уровнями организации, от самой небольшой группы до всего человечества, должны определяться в ходе переговоров делегатов. При таком устройстве, по мнению Прудона, в современном обществе мелкое ремесленное и сельское производство может сосуществовать с производством промышленным. Такой подход более точно отражал картину французской экономики, чем модель Маркса. Михаил Бакунин (Bakunin) (1814–76) был последователем Прудона. Широко распространенный тип наемного рабочего, он рассматривал как раба и по этой причине предлагал ввести коллективную собственность. Государство, по мнению Бакунина, развращает своих граждан, как подчиненных, так и управляющих, уничтожает их человеческий статус. В I Интернационале Бакунин критиковал Маркса, считавшего целесообразным трансформацию государства вместо его полной ликвидации. Эти разногласия привели к развалу организации в 1876 г. Петр Кропоткин (Kropotkin) (1842–1921) пытался научно обосновать свою концепцию анархизма, опираясь на труды Дарвина (Darwin). В работе "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1897) он утверждал, что успех эволюции зависит от степени развития взаимопомощи между особями какого-то конкретного вида, причем не обязательно выгодной каждому из них. Рассматривая эволюцию человечества с этой точки зрения, Кропоткин пришел к выводу, что оптимальной организации общественной жизни отвечает средневековый город. Сохранившиеся с тех времен некоторые формы кооперации могут занять доминирующее положение только в результате революции, объединяющей народные массы и идеи анархизма. Почти по определению, концепций анархизма столько, сколько и его теоретиков. Главный критерий, позволяющий отличать их друг от друга, – это степень признания законности различных действий – от терроризма до пацифизма Толстого (Tolstoy) (1828–1910) и социального переустройства. В противостоянии так называемым тоталитарным (totalitarianism) государствам Гитлера и Сталина анархизм, в отличие от либерализма (liberalism), значительной роли не сыграл, хотя оба течения слились в либертарианизм (libertarianism).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

АНАРХИЗМ
от греч. anarhia — безначалие) — общественно-политическое течение, представители которого считали, что права и свободы индивидуума являются главной ценностью, выступали за немедленное уничтожение всякой власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и обосновывали право каждого на неподчинение государственным и социальным институтам.
Отвергая любой авторитет и государственный строй, в качестве руководящего начала анархисты признают только волю отдельной личности (анархисты-индивидуалисты) или власть общины (анархисты-синдикалисты).
Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом. Анархические настроения были распространены уже в античном мире (например, у киников) и в Средневековье (прежде всего в хилиазме).
Теорию анархизма впервые разработал У. Годвин (1756–1836). Он сформулировал концепцию «общества без государства», основанную на тезисе о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты. Будучи приверженцем идей Просвещения, Годвин верил в возможность преобразования общества за счет убеждения, пропаганды.
Немецкий мыслитель М. Штирнер (1806–1856), напротив, уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии. Исходя из представления о «Единственном» — уникальной личности, не сводимой к каким-либо социальным ролям, он призывал к низвержению надличностных и деспотических учреждений, экспроприации собственности и объединению «Единственных» в «Союз эгоистов», который бы основывался на взаимном уважении «уникальности» личности каждого и обмене товарами между независимыми производителями без какого-либо институционального посредничества.
Свое развитие анархическое мировоззрение получило в трудах французского философа П. Ж. Прудона (1809–1865), во многом подготовивших появление поколения парижских коммунаров. Утверждая, что источником неравенства и несправедливости в обществе выступает «неэквивалентный обмен», Прудон выдвинул тезис «Собственность есть кража». Вместо современной ему общественной системы, характеризующейся круговой порукой буржуазии и власти, сочетанием централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти», Прудон предлагает организовать безденежный эквивалентный обмен продуктами труда между всеми членами общества как автономными частными производителями.
К центральным идеологам анархизма относят русских мыслителей М. Бакунина и П. Кропоткина. М. Бакунин (1814–1876) резко характеризовал государство как «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности», объединяющее лишь узкую группу людей «с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных». В силу того, что, по мнению Бакунина, никакое государство не может существовать, не совершая преступлений, государство должно быть ликвидировано как институт с предоставлением абсолютной свободы всем его членам объединяться или не объединяться «согласно действительным потребностям и естественным стремлениям всех частей, через свободную федерацию индивидов и ассоциаций, коммун, округов, провинций и наций в единое человечество» («Федерализм, социализм и антитеологизм», 1867).
Русский князь П. Кропоткин (1842–1921) выдвинул коммунистическую версию анархизма, предполагавшую переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. В основе теоретических построений Кропоткина лежал т. н. «биосоциологический закон взаимной помощи». «Мы представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, наследием исторического гнета и прошлого варварства, не какими бы то ни было властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками и обычаями, также свободно признанными, — писал он. — Каждому отдельному лицу предоставляется, таким образом, свобода действий, чтобы оно могло развить все свои естественные способности, свою индивидуальность… Общество ничего не требует от отдельного лица, чего это лицо само не согласно добровольно в данное время исполнить. Наряду с этим — полнейшее равенство в правах для всех» («Современная наука и анархия», 1913).
К идеологам анархизма часто относят и Л. Толстого (1828–1910), который отрицал государство, считая его преступлением перед Богом. «Лжеучение государства, — заявлял писатель, — состоит в признании себя соединенным с одними людьми одного народа, одного государства, и отделенным от остальных людей других народов и других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человек только тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, которое одно и то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено Богом» («Суеверие государства», 1910).
В России идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества (XIX в.), в деятельности различных анархистских групп в годы революции 1905–07 гг. и особенно в годы Гражданской войны (Н. Махно и др.). Реально эта абстрактная и высокая теория верховенства прав индивидуума выродилась в движение пьяных, обвешанных пулеметными лентами матросов или банд казаков, грабивших, убивавших, насиловавших всех подряд.
Противники анархизма, наоборот, доказывали, что т. н. «права личности» вообще могут возникать только в государстве и гарантироваться государством, т. к. в противном случае возникает «война всех против всех», где никакие права не соблюдаются, а прав всегда сильнейший.
В последние десятилетия XX в. идеи анархизма о верховенстве прав личности и непризнании прав государства и социальных институтов были подхвачены частью советской интеллигенции и интегрированы в мировоззрение либерализма. Последствия были схожи с тем, что происходило в годы революции в результате разрушения государства и ослабления социальных институтов: Россию заполонили банды «новых русских» в малиновых пиджаках, каждый день страну потрясали сообщения о заказных убийствах и проч. Эпоха безвластия, анархизма 1990-х гг. была названа в народе временем «беспредела».
К современным последователям анархизма на Западе относят представителей движения антиглобалистов, «новых левых» и т. п. Борясь против всемирного владычества ТНК и мировых торговых организаций за свободный доступ к интеллектуальной собственности, к результатам научных исследований, за открытые «исходники» компьютерных программ они рассчитывают, что роль государственных институтов в общественной жизни будет ослабляться естественным образом, и общество эволюционным путем подведет себя под анархические идеалы.
Идеи классического анархизма были взяты на вооружение идеологами т. н. трайбализма, объявившими войну самому принципу государственности (напр. чеченский теоретик Х. Нухаев) и ратующих за возрождение кровнородственных ячеек общества. Западный вариант неотрайбализма (см. книгу «Нетократия» А. Барта и Я. Зодерквиста) отвергает принцип этатизма в пользу самоорганизующихся сообществ, сетевых «племен» с более узкими идентичностью и лояльностью.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.53 кб

Аналитический анархизм: проблема определения и демаркации

Константинов М. С.
В статье впервые в отечественной науке рассматривается новое направление анархистской мысли аналитический анархизм.
Читать PDF
295.92 кб

О соотношении между понятиями "левый либертаризм/либертарный социализм" и "анархизм"

Сапон В. П.
В статье выявляются различные варианты использования терминов "либертарный социализм/левый либертаризм" и "анархизм" в исторической и политологической литературе, определяется соотношение между этими понятиями.
Читать PDF
190.48 кб

«Мистический анархизм» в России начала XX в

Кошарный Валерий Павлович
Рассматривается концепция «мистического анархизма», сформировавшаяся в кругах творческой интеллигенции в России начала XX в. Делается вывод о том, что «мистический анархизм» Вяч. Иванова и Г.
Читать PDF
170.14 кб

Представления о будущем государства в политической мысли (марксизм, анархизм, либерализм)

Нестеренко А. Н.
В представленной статье автор показывает, что представители различных направлений политической мысли, таких как марксизм, анархизм и либерализм, в целом едины в том, что совершенное общество, к которому придет социум в результате
Читать PDF
119.25 кб

2008. 02. 016. Матюхин А. В. Русский анархизм. Радикальная модель модернизации общества. Монография.

Беспалов С. В.
Читать PDF
332.44 кб

Анархизм как выражение онтологического хаоса, его роль в биполярной системе политического сознания

Поляков Дмитрий Борисович
В статье предпринимается попытка осмыслить философию анархизма с точки зрения его аналогии с категориями синергетики, а также представить характеристику этого феномена в системе политического сознания.
Читать PDF
389.34 кб

Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда в контексте политического анархизма П. Кропоткина

Кравченко Андрей Михайлович
Сопоставляя эпистемологический анархизм П. Фейерабенда и политический анархизм П.А.
Читать PDF
202.31 кб

Мифическая космология Д. Андреева как «Методологический анархизм»

Сорокин Геннадий Вениаминович
В истории науки можно найти много примеров, когда в методике, приводящей к открытию, нарушались рациональные и даже логические постулаты соответствующей научной эпохи.
Читать PDF
367.14 кб

Методология современного естественнонаучного образования и эпистемологический анархизм П. Фейерабенд

Баксанский Олег Евгеньевич, Емелин Илья Анатольевич
В настоящее время происходят кардинальные изменения в современной научной картине мира, которые настоятельно требуют пересмотреть существующее мировоззрение, и прежде всего его социальногуманитарную составляющую.
Читать PDF
225.72 кб

Мистический анархизм Георгия Чулкова

Дорынек Корнелия Янушевна
Статья посвящена концепции мистического анархизма, созданной Георгием Чулковым. Рассматриваются источники концепции западный и русский анархизм, творчество Достоевского и религиозная философия Соловьева.
Читать PDF
1.30 мб

Аристократический анархизм Льва Толстого

Зубец Ольга Прокофьевна
Статья посвящена аристократической природе толстовских идей, а также сущности его аристократизма как утверждения тождества себя и мира.
Читать PDF
975.75 кб

ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ В РАКУРСЕ АНАРХИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ А. БОРОВОГО

Семиглазов Г.С.
Ницшевские идеи, несмотря на возможность их разностороннего прочтения, обладают цельной характеристикой в качестве «аристократического радикализма».
Читать PDF
15.21 мб

Классик анархизма (к 190-летию со дня рождения М. А. Бакунина)

Каримов Владислав Александрович
The article contains a detailed profile of M.A. Bakunin's life and work as an outstanding thinker of the 19th century.
Читать PDF
79.73 кб

Книга по философии анархизма

Самарская Елена Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Духовные истоки философского анархизма, этапы его развития и проблема определения

Ежова Е. А.
В статье представлены античные философские идеи о государстве, обществе, свободе, человеке, которые к XIX в. оформились в классическую анархистскую доктрину. Раскрываются этапы развития анархического учения.

Похожие термины:

  • АНАРХИЗМ В РОССИИ

    В формировании политической идеологии А. в целом огромную роль сыграли М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин (см. выше). Их идеи оказали также большое влияние на русское революционное народничество. Но собс