СОЦИАЛИЗМ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Социализм
социально-экономическое устройство, противоположное капитализму. Включает кроме догматического марксизма социалистическое учение Третьего пути, к которому тяготеет Евразия с общинным, коллективным менталитетом социума.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Социализм
идеологическое течение, определяющими чертами которого являются приверженность идеалам сотрудничества, равенства и общественной собственности. Спектр социалистических движений простирается от коммунизма до социал-демократии.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Социализм
система политических и экономических идей (и основанный на ней экономический и общественно-политический строй), подчеркивающая коллективную основу современного общественного производства и необходимость достижения социального равенства.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Социализм
лат. sosialis общественный) – теория, отрицающая строй жизни, основанный на частной собственности, и утверждающая идеал общественного устройства, основанного на общественной собственности, отсутствии эксплуатации и справедливом распределении продуктов и благ в зависимости от затраченного труда.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

СОЦИАЛИЗМ
-а, м. (лат. socialis). Переходная форма социально-политических отношений, которая сменяет капитализм в результате установления диктатуры пролетариата. По теории Маркса, социализм необходим для постепенного преодоления эксплуатации и построения коммунистического общества. Возможно ли подружить монархию с социализмом (НГ. 2015.28.04).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

СОЦИАЛИЗМ
лат. socialis — общественный) — 1) идеология, утверждающая систему общественного устройства, основанную на общественной собственности, отсутствии эксплуатации, социальной справедливости, свободе и равенстве. Социалистическая идеология формируется в XIX в. Выделяют такие ее формы: марксизм, социал-демократия, утопический социализм, коммунизм, неомарксизм и др.; 2) в классической теории научного социализма (К. Маркс, Ф. Энгельс) — первая фаза коммунистической общественноэкономической формации.

Источник: Новейший политологический словарь

Социализм
1) идеология, общественно-политический идеал, движения, политические режимы (левые варианты тоталитаризма), в основу существования которых положены утопические идеи о создании бесклассового общества, в котором будет ликвидирована какая-либо форма эксплуатации и угнетения человека человеком, утверждаются идеи свободы, солидарности, социального равенства и справедливости; 2) в соответствии с марксистским учением, общественно-экономическая формация, первая стадия коммунизма, общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия труда и средства производства и власти трудящихся, закономерно посредством революционного преобразования общества сменяющий капитализм.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

СОЦИАЛИЗМ

Общественный строй. При С. отсутствует частная собственность на средства производства. Она заменена общественной собственностью, организовано плановое развитие хозяйства, уничтожена национальная рознь. Основные социалистические принципы: "От каждого - по его способностям, каждому-по его труду", "Кто не работает, тот не ест". С. возник в результате социальной революции, в результате свержения власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата. После победы в 1917 Великой Октябрьской социалистической революции на территории бывшей Российской империи возникло первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян, развернулось социалистическое строительство.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

СОЦИАЛИЗМ
обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин "социализм" появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о "золотом веке", они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма. Т. н. теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.

Источник: Словарь по политологии

Социализм
(лат. - общественный) - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Социализм - в этом его громадный прогресс, по сравнению с капитализмом - устраняет возможность эксплуатации труда одного человека другим. После Октябрьской революции 1917 г. идеи социализма развивались в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение - коммунизм, по преимуществу большевистского толка (тоталитарная система, командно-волевые методы, монополизация государственной собственности, всемерная централизация, репрессии, партийная диктатура), и западноевропейский социал-демократизм с его абстрактной идеей "демократического социализма", достигаемого посредством постепенных реформ.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Социализм
одна из «больших идеологий» и основанная на ней политическая практика, рассматривающая как безусловную ценность формальное равенство граждан, справедливость, «свободу от нищеты». Появившись как утопическая доктрина в традиционном обществе, в ХIХ в. социализм стал синонимом непосредственной демократии, в ХХ в. - идеологией низших слоев. Ныне идеи социальной справедливости восприняты социал-либерализмом и, до некоторой степени («государство всеобщего благоденствия», «вэлфер стэйт»), неоконсерватизмом. На Западе влиятельные левые партии все в большей мере опираются на средние слои и придерживаются неолиберальных (см.неолиберализм- 2) концепций. Классическая леворадикальная идеология в развитых странах трансформировалась в концепции широкого развития местного самоуправления, экологизма, антиглобализма. В странах «второго и третьего» миров левые ныне нередко используют консервативные идеологемы – противостояние вестернизации и сохранение самобытности.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Социализм
латинское "socium", "общество", "совокупность") - учение о необходимости перераспределения доходов между богатыми и нуждающимися членами общества, о коллективной ответственности всех граждан за благополучие остальных. Социализм настаивает на том, что государство (или иные социально-политические институты) должно брать на себя функцию регулирующей инстанции в осуществлении хозяйственной деятельности, перераспределять доходы, полученные в ее результате, приоритетно поддерживать экономически слабых и малоимущих граждан. Основной принцип социализма (и левых политических идеологий в целом) - социальная справедливость. Общество понимается как нечто цельное, целостное, а, следовательно, ответственность за общее благосостояние распределяется более или менее равномерно (справедливо) на всех его членов. Государство мыслится как инструмент обеспечения социальной справедливости. Социализм в основных своих чертах противоположен либерализму. Может сочетаться с демократией (социал-демократия) или с национализмом, государственным консерватизмом (национал-социализм, национал-этатизм - от французского слова "Etat", "государство").

Источник: Политическая философия: глоссарий

СОЦИАЛИЗМ
фр. socialisme лат. so-cialis общественный) - 1) учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение, утверждается социальное равенство и справедливость. Термин "С." впервые появился в политическом лексиконе в 30-х гг. XIX в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма понятие С. приобрело содержание, враждебное содержанию понятия "индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок". Своеобразный набросок модели социалистического общества многие ученые обнаруживают у Платона в книгах "Политика", "Государство". Идеи С. развивали в своих произведениях ТМор, Т.Кампанелла, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., их пытались осуществить на практике мирным путем Р.Оуэн, Ш.Фурье, и вооруженным - Г.Бабеф, МА.Бакунин, К.Маркс, В.ИЛенин и др.; 2) движение, выступающее с критикой либерализма, получившее распространение в XIX в. и существующее в мире прежде всего в формах социал-демократии и коммунистического движения; 3) общественная система, основанная на базе марксистско-ленинских представлений о С.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Социализм
первая, низшая фаза коммунизма. Общественный строй, в котором уничтожена эксплуатация человека человеком, ликвидированы эксплуататорские классы, частная собственность на средства производства. Социализм утверждает общественную собственность (государственную всенародную и кооперативно-колхозную) на средства производства. Обеспечивает плановое и пропорциональное развитие народного хозяйства высокими темпами, все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества путем непрерывного роста общественного производства. При социализме всем членам общества гарантировано право на труд, образование, отдых, обеспечение в старости и другие социальные и демократические права, ликвидирован национальный гнет, установлено равноправие наций. На базе общности двух форм социалистической собственности и общности коренных интересов рабочих, крестьян и интеллигенции складывается нерушимое социально-политическое единство советского народа, миллионы граждан привлекаются к активной общественной деятельности, управлению государством (через Советы, профсоюзы, кооперацию и другие массовые организация). Социализм и мир неразделимы, утверждает принципы мирного сосуществования (см.), войны чужды самой его природе. В СССР социализм победил полностью и окончательно. Советская страна вступила в период постепенного перехода от социализма к коммунизму (см.).

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Социализм
понятие, объединяющее несколько явлений: 1) идеал общественного устройства, положенный в основу многих утопий периода становления капитализма (утопический социализм Т.Кампанеллы, Т.Мора, Ш.Фурье, К.Л.Сен-Симона. Р.Оуэна и др.) - негативная реакция на частную собственность и индивидуализм (в этой трактовке он ведет свою интеллектуальную родословную еще от Платона); 2) оформившаяся в XX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями как идеал общественной собственности, классовый подход - защита интересов обездоленных путем классовой борьбы, идеал равенства и принцип эгалитаризма (эгалитаризм: фр. равенство), упор на общество (класс) и общественные (классовые) потребности, г. с. коллективизм); 3) низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации в трудах К. Маркса. Ф. Энгельса, В.И. Ленина: (XIX век, начало XX столетия); 4) нерадикальные (в отличие от коммунистических, национал-социалистических. национал-большевистских) партии и политические движения, руководствующиеся различными социалистическими или социал-демократическими доктринами и строго придерживающиеся легальной, электоральной практики политической борьбы; центральные программные идеи социалистов - политический либерализм (плюрализм, терпимость, демократия и т. п.), многоукладная экономика, социальное «государство всеобщего благоденствия», экономическая политика в духе Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) - британского экономиста, считавшего несостоятельной концепцию саморегулирующейся экономики и выступавшего за её государственное регулирование, равенство, сели не прямое - «равенство результатов», то косвенное, реализуемое через социальные программы.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

СОЦИАЛИЗМ
от лат. socialis — общественный) — различные учения, теории, ставящие целью обоснование социалистического идеала и путей его достижения; политические движения, выступающие за реализацию С. на практике; общество, организованное в соответствии с определенным пониманием социалистического идеала. Социалистическая идеология получила распространение в виде широкого спектра теоретических идей, включающих научный социализм Маркса, Энгельса, Ленина; социал-демократические концепции; леворадикальные концепции (неомарксизм, «новые левые», экосоциализм, Франкфуртская школа и др.); различные социалистические учения, возникшие на базе национальноосвободительного движения (исламский социализм, африканский социализм); многообразные концепции, сложившиеся в истории общественной мысли прошлого, но сохранившие влияние и в современном мире (утопический социализм, христианский социализм). В рамках каждой из этих концепций развивались собственные представления о социалистическом идеале и путях его достижения. Однако общим для всех мыслителей-социалистов прошлого было то, что под С. они имели в виду общество, в котором осуществлены социальное равенство и социальная справедливость, где средства производства находятся под контролем или во владении общества, вся жизнь организована на коллективистских началах, отсутствует эксплуатация человека человеком. Все эти идеи были представлены в трудах социалистов-утопистов XVI — ХVIII вв. — Мора, Кампанеллы, Мюнцера, Мелье, Бабефа, а также в работах мыслителей ХIХ в. — Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Герцена, Чернышевского. От этих идей отталкивались Маркс и Энгельс, создавая свою концепцию социализма как учение об освобождении человечества от всех видов социального угнетения.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Социализм
общественное устройство, при котором в результате социалистической революции и утверждения диктатуры пролетариата упразднена частная собственность на средства производства, установлена общественная, социалистическая собственность как основа общества и уничтожены эксплуататорские классы. При социализме «уже нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых. Произведенные продукты распределяются по труду согласно принципа: «кто не работает, тот не ест». Взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются здесь, как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Здесь производственные отношения находятся в полном соответствии с состоянием производительных сил, ибо общественный характер процесса производства подкрепляется общественной собственностью на средства производства. Поэтому социалистическое производство в СССР не знает периодических кризисов перепроизводства и связанных с ними нелепостей. Поэтому производительные силы развиваются здесь ускоренным темпом, так как соответствующие им производственные отношения дают им полный простор для такого развития» (Сталин). Социализм является первой фазой коммунизма (см.). Принцип социализма: от каждого по его способностям, каждому по его труду. При социализме интересы личности сочетаются с интересами общества. Личность не подавляется, как при капитализме, а становится действительно свободной; общество управляется социалистическим государством, в котором граждане свободны и равны. В СССР в основном построен социализм. СССР вступил в третьем пятилетии в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. При коммунизме основным принципом общества будет: от каждого по его способностям, каждому по его потребностям.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

СОЦИАЛИЗМ

Социализм возник как реакция на эксплуататорскую сущность капитализма. Социализм отвергает общество социальной несправедливости с неравномерным распределением благ и политической власти, привержен идеалам равенства. Социалисты стремятся к построению такого общества, в котором совместный труд и братство пришли бы на смену различиям, обусловленным классовой принадлежностью, что характерно для мира капитализма. Между тем между социалистами существуют значительные разногласия как по природе эгалитарного[10]общества, так и по способам его построения. В основе разногласий лежат различные исходные модели реализации социалистической идеи.
К истокам социализма относят экономические теории Давида Рикардо (полагал, что интересы труда и капитала взаимно противоположны), реформаторскую деятельность Роберта Оуэна (ратовал за владение средствами производства небольшими группами производителей, объединенных духом взаимопомощи), идеи христианства (близкого социализму в своей заботе о бедных и историей ранних последователей религии, живших в обществе, где собственностью владели сообща) и труды Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), утверждавших, что корни неравенства — в праве на частную собственность и в порождаемой этим правом классовой системе.
Наличие в социализме различных течений объясняется различием подходов, которых придерживаются сторонники идеи. Основной водораздел проходит между ортодоксами и реформаторами (или социал-демократами). Социалисты-фундаменталисты считают государственный контроль над всеми средствами производства непременным условием создания общества всеобщего равенства и ставят перед собой соответствующие политические задачи. Они выступают против свободного рынка, которому противопоставляют централизованное планирование экономики и национализацию (или обобществление) ключевых отраслей.
Социалисты-реформаторы (или ревизионисты), со своей стороны, полагают, что эгалитарное общество может быть построено путем реформирования капиталистической системы, а не ее разрушения.
См. также статьи «Капитализм», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Равенство», «Социал-демократия».

Источник: 101 ключевая идея политика

СОЦИАЛИЗМ
от лат. socialis) - переходная форма социально-политических отношений, которая сменяет капитализм в результате установления диктатуры пролетариата. По теории Маркса социализм необходим для постепенного преодоления эксплуатации и построения коммунистического общества.
Реальное содержание социалистических отношений теоретически разработано не было. Общим местом представлений о социализме является только общественная собственность на средства производства и диктатура пролетариата. Все остальные моменты вытекают из конкретной ситуации. По мысли Маркса, в таком обществе все его члены должны заниматься как производительным трудом, так и остальными общественными функциями непрофессионально, на общественных началах.
В результате победы пролетарской революции в России возникла необходимость в практической реализации идеологии большевиков. Попытка построения коммунизма при помощи организации государственного распределения материальных благ выявила утопичность этих представлений, во всяком случае, для условий нашей страны. Социализм в реальности воспроизводил многие формы капиталистических отношений на фундаменте общественной собственности на средства производства. Это привело в определенной степени к архаизации, примитивизации производственных отношений по типу сословных, феодальных при усилении фактической эксплуатации наемной рабочей силы. Необходимость эксплуатировать рабочую силу в большей степени, чем при капитализме, привело к развитию политического тоталитаризма.
Руководить обществом и осуществлять сверхэксплуатацию можно было только в результате проникновения политических отношений во все общественные процессы, включая личную жизнь граждан и образ их мыслей, а также высокий уровень военизации всех общественных сфер. Все эти деформационные моменты привели к определенной деградации рабочей силы - падению отдачи от труда и извращению многих производственных, распределительных и культурных отношений. Рост милитаризации и деструктивные моменты в сфере труда, политики и образа жизни народа привели к господству стихийных процессов при попытке реформирования (перестройка и т. д.) застойных отношений. Неспособность власти контролировать ситуацию привела к разрушению социализма и СССР, падению производства и многим другим серьезным последствиям.

Источник: Словарь по политологии

СОЦИАЛИЗМ
от лат. socialis - общественный) - понятие, объединяющее несколько явлений: 1) идеал общественного устройства, положенный в основу многих утопий периода становления капитализма (утопический социализм Т. Кампанеллы, Т. Мора, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симона, Р. Оуэна и др.); негативная реакция на частную собственность и индивидуализм (в этой трактовке он ведет свою интеллектуальную родословную, видимо, от Платона и некоторых религиозных учений), в силу чего социализм выступает оппонентом прежде всего либерализма; 2) оформившаяся в XIX в. политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности (что предполагает или национализацию частной собственности з пользу «социалистического государства», или совместное, акцио-нерно-кооперативное владение - по предложениям современных социалистических концепций); классовый подход - защита интересов обездоленных путем классовой борьбы; идеал равенства и принцип эгалитаризма; упор на общество (класс) и общественные (классовые) потребности, т.е. коллективизм, и др.; 3) низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации в трудах К. Маркса и его последователей; 4) нерадикальные (в отличие от коммунистических, национал-социалистических или национал-большевистских) партии и движения, руководствующиеся различными социалистическими или социал-демократическими доктринами и строго придерживающиеся легальной, электоральной практики политической борьбы; центральные программные идеи социалистов - политический либерализм (плюрализм, терпимость, демократия и т.д.), многоукладная экономика, социальное «государство всеобщего благоденствия» (англ. welfare state), экономическая политика в духе Дж.М. Кейнса, равенство (если не прямое «равенство результатов», то косвенное, реализуемое через социальные программы). Эти партии входят в состав так называемого Социалистического Интернационала (Социнтерна); 5) название общественного строя, основанного на социальных и экономических представлениях К. Маркса и В.И. Ленина (социализм в СССР и странах созданного им «социалистического лагеря»), а также национальные модели «государства всеобщего благоденствия»: самый известный вариант - «шведский социализм»; в последней трактовке социализм -одна из тенденций развития общества индустриального типа.
В XX,в. социализм как идеология значительно изменился, заимствовав ряд положений у либерализма. Крушение мировой соцсистемы заметно уменьшило его авторитет, однако социалистические ценности все равно присутствуют в идейно-политическом дискурсе, что способствует появлению новых.идейных течений (экологический социализм и т.п.) [Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. -М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 590].

Источник: Сводный словарь по политологии

Социализм
1) система политических и экономических идей (и основанный на ней экономический и общественно-политический строй), подчеркивающая коллективную основу современного общественного производства и необходимость достижения социального равенства;
2) обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин «социализм» появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке», они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма. Так называемая теория научного социализма рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. После Октябрьской революции 1917, провозгласившей своей целью воплощение на практике идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, - коммунистическом и социал-демократическом. В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма, опиравшаяся на идеи Э. Бернштейна (см. Реформизм). Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма, по которой социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма, утверждения политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства. Политика социал-демократии оказала влияние на демократизацию отношений власти и собственности, на рост уровня и качества жизни наемных работников и в совокупности с др. факторами привела к значительной трансформации капиталистического общества. В коммунистическом движении получили распространение представления о социализме, связанные с утверждением с кон. 20-х - нач. 30-х гг. тоталитарного строя в СССР, а после 2-й мировой войны и в др. странах (мировая социалистическая система). Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), - монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию. Господство тоталитарной системы привело к экономическому, политическому и духовному кризису, значительному отставанию от развитых стран мира, изоляции от мировой культуры. Преобразования, начавшиеся с кон. 80-х нач. 90-х гг. в СССР, России и др. странах, направлены на переход к рыночной экономике и демократии.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Социализм

- экономический тип общества, социалистическая общественно-экономическая формация, в которой экономический базис представляет собой целостную систему отношений общенародной собственности на средства производства и прибавочный труд трудящихся и личной собственности на предметы потребления и деньги. Этот базис, так же как и базис предыдущих формаций, служит экономической основой социализма и обусловливает все его экономические законы.
Аналогично предыдущим формациям экономический базис социалистического общества содержит в себе основное противоречие социализма - между общественным характером производства и неполностью общественным характером присвоения предметов потребления.
Неполная степень обобществления социалистического производства обусловлена необобществленной сферой распределения и потребления в виде личного присвоения предметов потребления и денег.
Подобно тому, как существует только один капитализм, определямый одним экономическим базисом с различными политическими надстройками, есть только один социализм. Нет социализмов "казарменных", "сталинских", "демократических", с национальной спецификой и т.п. Построить социализм - значит обеспечить господство отношений общенародной собственности на средства производства и рабочую силу, которая перестает быть товаром при запрещении наемного труда и отсутствии частной собственности на средства производства. К середине З0-х годов в нашей стране эти положения были реализованы, и тем самым построены основы социализма. Но социализм, как и всякая общественно-экономическая формация, может иметь различные надстройки.
Социализм является последней классово-антагонистической формацией, поскольку только при коммунизме в силу полного обобществления производства и разрешения всех экономических противоречий не будет ни классов, ни классовой борьбы.
При социализме социальная защищенность трудящегося значительно выше, чем трудящегося-рабочего при капитализме. Общество защищает трудящегося от эксплуатации и безработицы и обеспечивает ему социальные гарантии в общественной сфере потребления в виде бесплатного жилья, образования, здравоохранения и низких цен на предметы личного потребления. Трудящийся свободен в выборе профессии и сферы деятельности, но обязан соблюдать социалистические законы и не имеет права тунеядствовать за счет общества.
Большая социальная защищенность и социальная справедливость приводят к тому, что производительность труда трудящегося при социализме выше, чем рабочего при капитализме, что предопределяет победу социализма над капитализмом.
Развитие производительных сил при социализме при сохранении личной собственности на предметы потребления и деньги приводят к неравномерному их распределению, к росту товарных и рыночных отношений, и появлению нового класса буржуазии, занимающейся эксплуатацией трудящихся - присвоению чужого неоплаченного туда через накопление личной собственности и денег. Это приводит к обострению основного противоречия социализма и к кризису. Кризис может быть разрешен либо с помощью контрреволюции путем восстановления капиталистических производственных отношений, либо с помощью коммунистической революции путем установления коммунистических производственных отношений.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Социализм
Sozialismus. Socialism (франц. socialisme – социализм, social – общественный; лат. socialis – товарищеский, socius – товарищ, спутник). Полити ческое мировоззрение, нацеленное на создание солидарного общества, в котором будут претворены в жизнь основные ценности свободы и равенства. При этом центральную роль занимает изменение частнокапиталистического экономического строя, который, согласно воззрениям социалистов, основан на социальной и экономической зависимости и противостоит личному и общественному освобождению. С. берет свое начало от идей эпохи Просвещения и своими принципами обязан Французской революции. Он выступает против одностороннего превышения индивидуальных прав на свободу и абсолютизации частной собственности. Традиционно существует несколько направлений С.; основная идея – уничтожение господства человека над человеком – существенно способствовала его международному распространению. Понятие С. возникает в первой трети xIx в., сначала в среде неимущих ремесленников, живших в условиях некапиталистической экономической и общественной системы, где преобладали кооперативные, общественные или государственные формы собственности. Эти представления базируются на раннехристианских мотивах, античных учениях и раннебуржуазных социальных утопиях о новых, человечных формах совместного существования, производства совместной продукции и организации снабжения; эти установки нашли отражение и в идеях анархизма. Идеи социализма бурно расцвели во время индустриализации, когда они становятся опорой движения против массового социального обнищания и эксплуатации рабочего класса. Возникают различные национальные и культурные варианты С. В Германии развивается широкое рабочее движение, которое порождает как влиятельное представительство профсоюзных интересов, так и – в противовес авторитарному государству – политически оформившуюся организацию – СДПГ. В Великобритании формируется множество профсоюзных организаций, объединений, из которых намного позже образовалась партия лейбористов (1900), которая долгое время была от них зависимой. Во Франции и прочих романоязычных государствах, где рабочие объединения (синдикаты) являются существенным компонентом социалистического движения, политические партийные объединения формируются позже. В США социалистическая идея укоренилась слабо (из-за высокой пространственной и социальной мобильности, постоянного притока иммигрантов и т. д.). При превращении С. в массовое движение углубляется теоретическая дискуссия, в которой сначала берет верх марксизм, но на рубеже xIx–xx вв. разгорается мощное противостояние между марксизмом и реформизмом (ревизионизмом). При этом укрепляются два основных направления: 1) реформаторский С., направление, последователями которого по большей части являются профсоюзные движения и которое предполагает последовательные изменения существующих экономических, социальных и политических отношений; 2) революционный С., который предполагает насильственный политический переворот с последующими политическими (в переходной фазе в случае необходимости – диктатура), контролируемыми радикальными нововведениями в экономике и обществе. Уже в 1864 г. была первая попытка создания т. н. I Интернационала для объединения рабочего движения на международном уровне. Непреодолимые политические трения и национальная привязанность все же привели к его распаду и к повторным попыткам создания Интернационалов (II, III, IV Интернационалы). После революции в России и раскола рабочего движения в Германии (1917) развились два противоположных варианта, последователи которых, в особенности после Второй мировой войны, употребляют понятие С.: 1) свободный, демократический С., который отмежевывается от марксизма, представляет интересы дифференцированного слоя рабочих и обращен к широким слоям населения в условиях развития демократического государства всеобщего благосостояния (например, в скандинавских странах), и 2) авторитарный Марксистско-ленинский государственный С. Советского Союза, где диктатурой рабочего класса средства производства были национализированы, а экономические процессы подчинены государственному централизованному планированию и управлению. Между этими двумя полюсами и в ходе международного распространения С. после Второй мировой войны образовались дальнейшие варианты: 1) китайский С., колеблющийся между маоизмом и ревизионизмом, 2) менее авторитарный, ориентирующийся на принципы демократии советов, реформаторский С. в бывшей Югославии, или реформаторский С. Пражской весны, при котором должна была развиваться социалистическая рыночная экономическая система, 3) С. т. н. народных республик различных развивающихся стран, который представляет различные социалистические модели, связанные с постколониальными интересами (например, в Египте, Алжире, Танзании). В дальнейшую дифференциацию марксизма с середины 1960х гг. внесли вклад различные неомарксистские направления в Южной Европе (еврокоммунизм). В ФРГ неомарксистские идеи оказали влияние на студенческое движение конца 1960х гг. См.: Просвещение – Демократический социализм – Интернационал – Коммунизм – Консерватизм – Либерализм – Маоизм – Система советов – Реформизм – Ревизионизм – Социал-демократическая партия Германии (СДПГ)

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

СОЦИАЛИЗМ
(socialism) Политическая и экономическая теория или система социальной организации, основанная на коллективной или государственной собственности на средства производства, распределения и обмена. Подобно капитализму, имеет много различных форм и является постоянно развивающейся концепцией. Термин "социализм" был впервые применен в 1830-х гг. последователями Оуэна (Owen) в Англии и Сен-Симона (Saint-Simon) во Франции. К середине XIX в. мировая общественность уже свободно оперировала разнообразными реформистскими и революционными идеями, родившимися в Великобритании, Европе и США. Эти идеи объединяло стремление превратить капиталистическое индустриальное общество в более эгалитарную систему, в которой всеобщее благосостояние станет реальностью, а стремление к личной выгоде будет подчинено таким ценностям, как объединение, сообщество и сотрудничество. Таким образом, делался явный упор на солидарность, взаимозависимость и возможность достижения истинной гармонии, которая придет на смену конфликтам, нестабильности и общественным потрясениям. Критика общественно-классовой основы капитализма сопровождалась провозглашением приоритета интересов рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat); иногда в качестве альтернативы правлению господствующих классов и элиты предлагался принцип прямого социалистического рабочего контроля (workes control). В качестве символа полной отмены в будущем социально-экономических различий была провозглашена идея бесклассового общества, которой марксисты придавали исключительно важное значение. Однако социалисты редко приходили к общему знаменателю относительно стратегии достижения этой цели, поэтому различия и противоречия между мыслителями, движениями и партиями, особенно в контексте деятельности 1-го и 2-го Интернационалов (основанных соответственно в 1864 и 1889 гг.), постоянно росли. По мере приближения нового столетия теории все чаще рисовали социалистическое общество в виде национального государства (несмотря на риторические заявления о социализме как международной и даже глобальной силе) и все больше говорили о необходимости поставить на службу социализму современную науку, технику и промышленность. Но наряду с этой основной тенденцией всегда существовали другие видения социалистического будущего, подчеркивавшие, например, потенциальное значение небольших общин и развитие аграрного комплекса в отличие от всеобщей индустриализации. Кроме того, на основные ценности социализма опирались такие доктрины, как анархизм (anarchism), коммунизм (communism) и социал-демократия (social democracy), и зачастую различить разные направления и движения было трудно. Так, Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) считали себя "научными социалистами" (в отличие от более ранних социалистов-утопистов), но рассматривали социализм как переходный период от капитализма к коммунизму. По мере того как социалистические движения и партии во многих странах стали приходить к власти, интерес к социализму неизбежно из теоретической плоскости перешел в практическую. Основные разногласия между социалистами касались роли государства в контроле над собственностью и организации экономики (см.: state socialism – государственный социализм), взаимоотношений между социализмом и демократической политикой, а также противоречий между эволюционной (парламентской) и революционной стратегией достижения перемен. К 1930-м гг. образовались две весьма отличающиеся друг от друга социалистические системы, представлявшие противоположные крайности (но обе доктринерские) в интерпретации социализма: социализм в СССР под руководством Сталина и гитлеровский национал-социализм (National Socialism) в Германии. Либеральные, консервативные и даже склоняющиеся к анархизму критики подчеркивали тоталитарную тенденцию социалистического мышления как такового. Раскол Европы после 2-й мировой войны на западный плюралистский либерально-демократический блок и восточный блок с господством марксистской идеологии еще более обострил различия между многочисленными концепциями социализма. В Западной Европе социал-демократические и лейбористские партии для выработки отличного от марксистского подхода к регулированию и контролю капитализма использовали идеи Кейнса (Keynes), подчеркивая, что социальная справедливость и равенство будут достигнуты эффективным управлением экономикой, включая частичную, но, разумеется, не полную национализацию (nationalization) промышленности и перераспределением социальных благ (см.: welfare state – Государство всеобщего благоденствия). Социал-демократы взяли на вооружение реалии "смешанной экономики", отвергнув марксистский анализ капитализма, а также идею социализации основных средств производства, распределения и обмена. В 1980–90-х гг., когда государство всеобщего благосостояния оказалось под все возрастающим экономическим прессом, а социал-демократическим методам кейнсианского управления экономикой был брошен вызов со стороны альтернативных теорий неолиберализма и "новых правых" (new right) социализм в западных странах вступил в новую фазу кризиса. Крушение марксистского социализма в СССР и Восточной Европе в конце 1980-х гг., неудачи многих социалистических режимов стран Третьего мира (Third World) подтвердили: в настоящее время социалистическая доктрина ищет новые формы. Попытки модернизировать, переосмыслить и приспособить социализм к новым историческим условиям привели за последние 25 лет к появлению целого ряда идей и теорий "новых левых" (new left). Некоторые из них до сих пор существуют в социалистических движениях и партиях, а иные проводят мобилизацию и ищут поддержки в таких доктринах, как "новая политика", постматериализм (post-materialism), феминизм (feminism) и энвайронментализм (environmentalism). Происходит также достойное внимания пробуждение интереса к радикальной демократии, включая новые взаимоотношения между государством и гражданским обществом (civil society), новые оценки общественного плюрализма, возрастание возможностей для политического участия (participation) и вопрос о правах гражданства (citizenship). Как всегда, социалисты находят множество тем для споров, не в последнюю очередь – друг с другом.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

СОЦИАЛИЗМ
от лат. soсialis — общественный, товарищеский) — политическая и экономическая система, характеризующаяся контролем со стороны общества процессов производства и распределения доходов.
Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность. Аргументация передачи собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль основывается на декларации устранения эксплуатации человека человеком, снижении отчуждения человека от результатов его труда, снижении дифференциации доходов, обеспечении свободного и гармоничного развития личности. При этом на практике сохраняются элементы экономического неравенства, но они не декларируются как временные.
Социализмом также называют идеологию, обеспечивающую построение социалистического общества. Разделяют:
государственный социализм — в социалистических странах — тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийногосударственным аппаратом;
демократический социализм — концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность;
катедер-социализм — толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы;
утопический социализм — концепция социального устройства, основанная на утопии идеального бесклассового общества;
христианский (клерикальный) социализм — направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан;
этический социализм — теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.
Термины «социализм» и «социалистический» впервые употребил Роберт Оуэн (1771–1858), просвещенный промышленник из Уэльса, создавший образцовые условия труда на своих фабриках в Нью-Ланарке и стремившийся сплотить всех британских рабочих в едином профсоюзе, который смог бы парализовать экономику страны всеобщей забастовкой, а затем мирно взять власть в свои руки, чтобы преобразить общество на основе общего труда и процветания.
Почти в то же время (1830–40) эта терминология появилась и во Франции. У истоков французского социализма стояли граф Анри де Сен-Симон (1776–1825), веривший в мирный и рациональный государственный строй, при котором, учитывая влияние технического прогресса, народом будут руководить высокообразованные управленцы, и Шарль Фурье (1772–1837), проповедовавший, в духе Роберта Оуэна, жизнь в «фаланстерах» — общинах на основе самоуправления.
В дальнейшей истории социализма подобные коренные различия во взглядах проявлялись не раз, приводя к резким спорам и столкновениям между сторонниками того, что рабочие должны сами решать, как им жить, и приверженцами доктрины о пользе профессионального руководства. На сегодняшний момент в социализме существует 2 основных направления: марксизм и анархизм.
Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.
По мнению анархистов, при государственном социализме, к которому стремятся марксисты, сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства.
На будущее социалистического учения существенное влияние оказала работа немецких философов Карла Маркса (1818–83) и Фридриха Энгельса (1820–95) «Манифест Коммунистической партии» (1848), провозгласившая неизбежность революции, изменяющей общественный и экономический строй, и переход власти к пролетариату.
По Марксу, переход власти к пролетариату возможен лишь в результате насильственного переворота. Победившим рабочим придется на время установить диктатуру пролетариата до окончательной победы мирового социализма. Все средства производства и распределения материальных благ будут под контролем рабочих. Затем, когда социализм принесет всеобщее изобилие, общество выйдет на новый, высший этап развития — коммунизм.
В 1864 г. Карл Маркс создает Первый Интернационал трудящихся для координации рабочего движения. Первый Интернационал распался в 1872 г. после острейших дебатов между Марксом и русским революционером Михаилом Бакуниным (1814–76), одним из основателей анархизма.
Теория анархистов отрицала марксистский взгляд на государство как на орудие угнетения, которое пролетариат должен отвоевать у эксплуататоров и обратить против них же. Анархисты желали устранить все формы государственного управления, полагая, что субъекты политических и экономических процессов могут осуществлять управление без посредничества со стороны государства.
Учение анархистов не завоевало такого влияния, какое имели социалисты, но сторонники одного из его направлений встали на путь насилия и террора, громко заявив о себе в последнее десятилетие XIX в. убийствами целого ряда видных политиков, включая президента США Мак-Кинли.
Второй Интернационал, созданный в 1889 г., также не избежал внутренних раздоров: в 1890-х гг. отдельные немецкие марксисты выступили с идеей пересмотра учения Маркса. Немецкие социал-демократы полагали, что социализм сможет взять верх мирным, парламентским путем. Второй Интернационал распался в 1914 г.
Дальнейшее развитие социалистической идее обеспечила победа в вооруженном восстании в октябре 1917 г. пролетариата в России под руководством Российской социал-демократической партии (см. Октябрьская революция). Результатом революции стало образование СССР с официальной государственной социалистической идеологией, ликвидацией оппозиции и установлением однопартийной политической системы, просуществовавшей до 1990-х гг.
В 1919 г. в Москве состоялся международный съезд коммунистов. Этот съезд основал Третий Коммунистический Интернационал — Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах. Экспансия советской идеологии была распространена на целый ряд стран в Восточной Европе, Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, образовав лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации, к настоящему моменту практически распавшийся. Сегодня к социалистическим государствам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.
Партии социалистической ориентации представлены практически во всех странах, где установлен демократический политический режим. В России к партиям социалистического толка, оказывающим влияние на политические процессы, в настоящее время можно отнести КПРФ — Коммунистическую партию Российской Федерации (лидер партии Геннадий Зюганов) и партию «Справедливая Россия» (лидер партии Сергей Миронов).

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

СОЦИАЛИЗМ
(фр. socialisme, от лат socialis общественный) социальный строй, возникающий в результате победы социалистической революции, первая фаза коммунизме.
Неизбежность крушения капитализма и создание нового, коммунистического общества научно доказали К, Маркс и Ф. Энгельс. В.И. Ленин в новых исторических условиях всесторонне развил учение основоположников научного коммунизма, вооружил рабочее движение теорией социалистической революции и социалистического строительства. Под руководством созданной В.И. Лениным партии нового типа боевой революционной организации пролетариата рабочий класс России в союзе с трудовым крестьянством сверг буржуазное правительство и взял власть в свои руки. Впервые в истории возникло и утвердилось государство диктатуры пролетариата, ставшее первопроходцем С.
Руководствуясь ленинскими идеями, рабочий класс, объединяя вокруг себя всех трудящихся, осуществил в стране коренные социально-экономические преобразования по созданию основ С. В руки народа были переданы осн. средства производства: земля, заводы, фабрики, банки, что обеспечило предпосылки для утверждения и развития общественной социалистической собственности, проведены индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства, осуществлена культурная революция, ликвидированы национальный гнет и неравноправие наций и народностей.
За короткий срок практически заново была создана тяжелая индустрия и Советская страна превратилась в могучую промышленную державу. Укрепились позиции С. в деревне. Произошло коренное изменение всего уклада жизни крестьянства на социалистических основах. В стране была ликвидирована неграмотность, рождалась новая культура, сформировалась социалистическая интеллигенция. Марксистско-ленинская идеология стала господствующей в сознании советских людей. На добровольных началах свободные, равноправные народы объединились в едином многонациональном государстве Союзе Советских Социалистических Республик (СССР). Было обеспечено быстрое социально-экономическое развитие национальных окраин. Утвердились международные позиции Советской страны.
Тем самым был осуществлен социальный переворот всемирно-исторического значения: навсегда покончено с вековым господством частной собственности, ликвидирована эксплуатация человека человеком. Коренным образом изменилась социальная структура общества: оно стало состоять из двух дружественных классов рабочего класса и колхозного крестьянства, а также народной интеллигенции. Между людьми труда возникли отношения коллективизма и товарищеской взаимопомощи, между народами Советской страны отношения братской дружбы и тесного сотрудничества. На основе общих интересов рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции, трудящихся всех национальностей сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества.
Преобразование всех сторон жизни общества проходило в обстановке острой идейной борьбы, отражавшей интересы классов, социальных слоев и прослоек, условия враждебного окружения Советской республики, другие факторы жизни. Руководящее ядро партии отстояло в этой борьбе ленинизм, сформулировало стратегию и тактику на начальном этапе социалистического строительства. Однако в ходе социалистического строительства были допущены ошибки и отступления от принципов С. (культ личности, нарушения законности, произвол и репрессии 30-х гг.), имевшие тяжелые последствия для Советского государства.
Суровым испытанием для жизнеспособности социалистического строя, крепости многонационального государства стала навязанная фашистской Германией война 194145 гг. Для советского народа она стала Великой Отечественной войной, поскольку в ней решался вопрос о существовании социалистического государства. В этой самой жестокой и разрушительной войне С. не только выстоял и одержал победу, но и вышел из нее морально и политически окрепшим, укрепившим свой авторитет и влияние во всем мире. Война привела к огромным материальным и людским потерям. Советский народ под руководством КПСС в кратчайшие сроки восстановил хозяйство, поднял из руин города и села.
В последующие годы советское общество продвинулось вперед на всех направлениях экономического, социально-политического и духовного развития. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс. Были освоены новые районы на севере и востоке страны. Значительно возросли экономический и научный потенциал, уровень народного благосостояния, образованности и культуры советских людей. Был осуществлен ряд мирных внешнеполитических акций. Достигнут стратегический паритет с США.
Несмотря на трудности, а также крупные ошибки, допущенные в социалистическом строительстве, С. продемонстрировал неоспоримые преимущества перед капитализмом в решении жизненно важных задач в интересах трудящихся. С. навсегда избавился от таких постоянных спутников капитализма, как социальное угнетение, безработица, национальное неравноправие, нищета и неграмотность миллионов людей. Всем гражданам в Советской стране обеспечено равное право на труд, женщинам предоставлены равные права с мужчинами, утверждено фактическое и юридическое равенство, дружба и братство всех наций и народностей. Трудящиеся пользуются такими социальными благами, как бесплатное медицинское обслуживание, просвещение, жилье с минимальной оплатой, молодежи открыт надежный путь в завтрашний день, гарантировано социальное обеспечение ветеранам труда.
Вместе с тем в силу и внешних и внутренних причин в Советском Союзе не были достаточно полно реализованы ленинские принципы С. Серьезно помешали этому культ личности, сложившаяся в 30-е гг. командно-административная система партийно-государственного руководства, ограничивавшая развертывание демократического потенциала в стране, бюрократические, догматические и волюнтаристские извращения, произвол, а в конце 70-х начале 80-х гг. безынициативность и тормозящие явления, приведшие к застою.
КПСС — руководящая и организующая сила социалистического общества, проявляя большевистскую принципиальность и самокритичность, провела большую работу по ликвидации последствий культа личности, отступлений от ленинских норм партийного и государственного руководства, выправлению волюнтаристских и субъективистских ошибок. КПСС глубоко проанализировала причины замедления темпов развития советского общества в Кон. 70 нач. 80-х гг., следствием чего явились негативные процессы в экономике, многие аномальные явления в социальной и духовно-нравственной сфере, и дала им принципиальную оценку. На апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС она выдвинула концепцию и стратегию ускорения социально-экономического развития страны, курс на обновление С., к-рые получили теоретическое и политическое развитие в решениях XXVII съезда партии, последующих пленумов ЦК и оформились в генеральную линию революционной перестройки всех сторон жизни социалистического общества. Партия рассматривает перестройку не только как средство избавления от застойности и консерватизма предшествующего периода, но и, как отмечал на XIX Всесоюзной конференции КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, как путь «к качественно новому состоянию нашего общества, к новому, гуманному и демократическому облику социализма». Важнейшую роль в реализации задач перестройки, в придании новых импульсов развивающемуся С. КПСС отводит человеческому фактору, творческой деятельности масс во всех сферах жизни, гласности и демократизации советского общества.
В основу внешней политики было положено новое политическое мышление, отразившее реалии современного мира. Включение нового мышления в международную практику ознаменовалось крупными практическими результатами и прежде всего заключением Договора по РСМД, заметным улучшением международного положения Советского Союза, созданием более устойчивой ситуации в мире, уменьшением прямой угрозы войны с участием крупных держав. В результате этого открывается возможность на более широкой, чем раньше, социальной и политической основе противостоять угрозе миру, создавать почву для решения глобальных проблем современности.
С., первоначально ставший действительностью в Советской стране, превратился в мировую систему (см. Мировая социалистическая система). Он утвердился на значительной части Земли, в целой группе стран. Опыт, накопленный в этих странах, обогатил практику социалистического строительства. В то же время он свидетельствует об огромном значении общих закономерностей С. (власть трудящихся при ведущей роли рабочего класса, руководство развитием общества со стороны Коммунистической партии, вооруженной идеологией научного социализма, общественная собственность на средства производства и планомерный рост экономики в интересах народа, осуществление принципа «От каждого по способностям, каждому по труду», развитие социалистической демократии, равноправие и дружба всех наций и народностей, защита революционных завоеваний от посягательств классовых врагов).
Практика жизни подтверждает неразрывную связь С. как силы международной с мировым прогрессом. Это проявляется как в борьбе за предотвращение ядерной катастрофы, так и в возможности разных народов при новом соотношении сил в мире более успешно отстаивать свой выбор социально-политического развития.
«Социализм превратился в мощную, растущую, развивающуюся реальность, отмечается в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, посвященном 70летию Великой Октябрьской социалистической революции. Именно Октябрь, именно социализм указывают человечеству маршруты, ведущие в будущее, новые ценности истинно человеческих отношений».

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

СОЦИАЛИЗМ
от латинского слова socialis - общественный) - совместный строй людей труда, основанный на социальной справедливости и равенстве, строй, устраняющий эксплуатацию и угнетение человека человеком. Идея справедливости возникла вместе с обществом; идея социальной справедливости появляется с частной собственностью, неравенством, с разделением общества на богатых и бедных, а идея социализма- порождение и спутница общества, основанного на эксплуатации и угнетении человека человеком.
Появившись в древности и заметно заявив о себе уже в раннем христианстве, идея социализма на протяжении многих столетий развивалась и совершенствовалась, превращаясь в концепцию, в учение об освобождении угнетенных и эксплуатируемых. Это учение шаг за шагом обретало все более многоплановый и аргументированный характер. Существенный вклад в разработку социалистических идей внесли: Томас Мор (1478-1535), Томмазо Кампанелла (15681639), Мелье и Морелли, Клод Анри Сен Симон (17601825), Шарль Фурье (17721837), Роберт Оуэн (17711858) и др.
В середине XIX в. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) написали "Манифест Коммунистической партии", где сформулировали свое социалистическое и коммунистическое кредо с тем, чтобы посвятить жизнь разработке концепции освобождения рабочего класса, трудящихся, которую они рассматривали как теорию "научного социализма". Во второй половине XIX в. под знамена этого учения - марксизма - стало почти все революционное движение континентальной Европы, оно стало знаменем и российской социал-демократии, возглавлявшейся сначала Г.Плехановым, а затем также В.Лениным и др. В начале XX в. вся социал-демократия Европы разделила идеи марксистского "научного социализма". После раскола II Интернационала (изза разного отношения к войне 1914 г.) на "революционное" (большевистское) и "реформистское" течения, наметился поворот к практической реализации теоретических концепций: первому путевку в жизнь дала Октябрьская революция 1917 г., второму - давно уже начавшееся сотрудничество с властью, своими правительствами.
Становление и развитие "реализуемого социализма", начавшееся в Октябре 1917 г., наложило свою печать на весь XX век: расколов мир на две части - прежнюю, капиталистическую, и новую, желающую социализма, - эта революция положила начало полосе практического экспериментирования, попыткам осуществления на деле верных и ошибочных, обоснованных и утопических идей "научного социализма". Более 70 лет развития по этому пути завершились в 80- 90-х гг. XX в. падением того устройства, которое в СССР и других странах называлось "реальным социализмом". В чем причина случившегося? Чтобы разобраться в происшедшем, нужно знать, что приверженцы "научного социализма", называвшие себя марксистами и строившие социализм в СССР и других странах, знали только часть работ К.Маркса и Ф.Энгельса по проблемам строительства нового общества. Но они не знали важнейшего научного комплекса работ К.Маркса - "Экономических рукописей", написанных в конце 50-х гг. XIX в. и опубликованных у нас в 50-е гг. XX в. Согласно мыслям К.Маркса, изложенным здесь, социализм становится возможным только тогда, когда уже не ТРУД в его непосредственной форме, а НАУКА как непосредственная производительная сила становится главным источником общественных богатств: только в этих условиях, освобождаясь от БЕДНОСТИ и всех МЕРЗОСТЕЙ старого мира, связанных с частной собственностью и эксплуатацией, общество достигает рубежа, когда "с самого непосредственного процесса материального производства совлекается форма скудости и антагонистичности" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.II, с.214). Сегодня экономически наиболее развитые страны - США и Япония - топью подходят к этому рубежу. А если это так, то все случившееся в XX в. со всемирно-исторической попыткой трудящихся создать общество СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ и РАВЕНСТВА было ни чем иным, как огромным ИСТОРИЧЕСКИМ ЗАБЕГАНИЕМ - ЗАБЕГАНИЕМ В БУДУЩЕЕ или, если угодно, ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИЕЙ перехода к социализму, неудачу конторой мы сейчас и переживаем.
С этих позиций Ленин и большевики, победив в Октябре и утвердив власть Советов, выиграли гражданскую войну и, повернув экономически неразвитую Россию от неудач "военного коммунизма" к успехам "новой экономической политики", верили в то, что опосредованно, "нэповским путем" Россия придет к социализму. Но после смерти В.Ленина в 1924 г. к руководству большевиками и страной пришел И.Сталин, который, действуя по принципу "цель оправдывает средства", варварскими способами осуществил индустриализацию, коллективизацию и модернизацию страны и, отождествив формальное обобществление с социализацией, когда миллионы советских граждан расстреливались, сидели в тюрьмах и лагерях, объявил во второй половине 30-х гг., что в СССР в основном построен социализм. Обнаружившаяся внутренняя несостоятельность созданного общественного устройства (казарменный псевдосоциализм) привела после смерти Сталина (1953) к попыткам реформировать созданный строй (сначала во время "оттепели Хрущева", а затем с помощью "перестройки Горбачева"), но это не привело к положительным результатам. Вопреки широковещательным заявлениям коммунистов, правящей номенклатуры социализм так и не был построен ни в Советском Союзе, ни в других странах "реального социализма". Почему?
Причины и в проекте социализма и в действиях экспериментаторов. Само осуществление социализма как общества людей труда было сведено к уничтожению частной собственности, ошибочно считалось, что жить без частной собственности и капиталистов-эксплуататоров - значит жить при социализме. На протяжении многих десятилетий слепленный Сталиным официальный "марксизм-ленинизм" доказывал, что суть социализма в общественной собственности на средства производства, что замена частной собственности общегосударственной и кооперативной - важнейший показатель или ключевой критерий "социалистичности" того или иного общества. В соответствии с таким подходом считалось: чем большим является объем или удельный вес национализированных и кооперированных средств производства в стране, тем ближе она подошла к социализму. При таком подходе оказывалось, будто монгольские араты, живущие в юртах, в 70-е гг. жили при более зрелых "социалистических" условиях, чем трудящиеся ГДР, где удельный вес обобществленных средств производства был тогда значительно ниже, чем в Монголии.
Откуда вырастал подобный абсурд? Из сталинской версии "марксизма-ленинизма", широко цитировавшей положение Манифеста о том, что коммунисты могут выразить свою позицию одним положением - "уничтожение частной собственности". Разумеется, И.Сталину и его окружению, претворявшим в жизнь этот лозунг-призыв, не было никакого дела до того, что у Маркса и Энгельса ничего подобного не было, что это ошибка перевода, что они говорили не об "уничтожении", а о "снятии" (aufheben) частной собственности, а это - "две большие разницы". Условием такого "снятия" должно было стать "всестороннее развитие человека", ибо при преждевременных попытках обобществления обществу грозит "казарменный коммунизм". Так и получилось: почти стопроцентная "социализация" средств производства в Советском Союзе и других странах не привела к "земле обетованной", не принесла ожидавшегося процветания человеку труда: он не стал жить в достатке, не стал счастливей, ибо созданный казарменный псевдосоциализм оказался не реализованным идеалом рабочего класса, трудящихся, а мечтой партийно-государственной бюрократии.
Отрицательный опыт Советского Союза, всех стран "реального социализма" привел сегодня к новым представлениям о социализме: социализм как и любой общественный строй включает в себя целую гамму отношений - экономических, научно-технических, социально-политических, нравственных, идеологических - обусловливающих здесь новое положение трудящихся, каждого человека в обществе. Важнейший критерий "социалистичности" того или иного общества - его отношение не к абстрактному человеку, не приоритет человека, его интересов и потребностей (это - возрождение фейербахианства), а его отношение к человеку труда, именно к его интересам и потребностям.
Социализм, согласно сегодняшним представлениям, - это и есть общественный строй, который освобождает человека труда от эксплуатации и гнета, ставит его в центр общественной жизни, превращает в ее хозяина, создает условия, чтобы свободное развитие каждого стало условием свободного развития всех.
С позиций этого критерия (а жизнь и здесь внесет свои коррективы) более "социалистической" или ближе к социализму будет не та страна и не то общество, которое, ликвидировав частную собственность, заменив ее государственной и кооперативной, так и не удовлетворило насущных потребностей трудящихся, не сделало их хозяевами жизни, но, забегая вперед, многие десятилетия называло себя социалистическим, а тот общественный строй и в той стране, пусть не называющей себя социалистической, где в результате ограничения эксплуатации и гнета человек труда не только все более полно удовлетворяет свои потребности и интересы, но и обретает все больше свободы и веса в определении судеб своей страны, перспектив развития общества.
Известно, что Маркс, определяя суть социальной революции рабочего класса, выражал ее формулой "освобождение труда". Не поняв ее сути или сознательно извратив ее смысл, И.Сталин и "марксисты-ленинцы", указывая на освобождение человека труда как на призвание социализма, стали ограничивать это освобождение ликвидацией эксплуатации человека человеком, замалчивая или почти ничего не говоря об освобождении от угнетения человека человеком. Случайно ли такое упущение для сталинизма и бюрократии вообще?
Эксплуатация и угнетение - не одно и то же! При эксплуатации речь идет о присвоении прибавочного продукта, созданного одним и присвоенного другим. А при угнетении речь идет о другом - о присвоении воли одного человека другим. Поэтому такое усечение лозунга освобождения труда имеет вполне реальный подтекст. Смысл его в обосновании казарменного псевдосоциализма, насаждавшегося И.Сталиным и партийногосударственной бюрократией и являвшегося действительным, хотя и скрывавшимся идеалом бюрократии (только казарменный псевдосоциализм обеспечивает всевластие номенклатуры).
Бюрократия, не поступаясь своими интересами, вполне способна предоставить трудящимся свободу от прежних форм эксплуатации. Но по самой своей социальной сущности бюрократия не может предоставить трудящимся свободу от угнетения и связанных с этим новых форм отчуждения и эксплуатации, процветающих при казарменном псевдосоциализме с его огосударствлением средств производства, т.е. формальным, а нереальным обобществлением. Реальное обобществление может дать только настоящий социализм.
Социализм. Что это означает - государство задумывает создание социализма? Дело в том, что до этого периода (1918 г. - А.Б.) европейское социалистическое движение, несмотря на свой почтенный столетний возраст, никогда не приходило к отчетливой разработке программы того, что, собственно говоря, значит социализм. Социализм и капитализм (как понятия) - не могут быть сравнимы. Капитализм - это термин, который был создан для описания целой серии социальных и экономических институций, которые складывались постепенно, весьма эмпирическим образом с XVI до XIX в. Капитализм существовал в действительности и являлся более или менее связной системой. Само понятие "капитализм" возникло в 1830-1840 гг. (период, когда возникло большинство современных экономических понятий): это понятие неадекватно, потому что та система или различные системы, функционирующие с XVI в. и по наши дни, которые называли или продолжают называть "капиталистическими", на деле сильно разнятся между собой. Таким образом, можно сказать, что понятие "капитализм" является довольно туманным понятием, как и многие понятия такого рода.
Понятие "социализм" было создано в ту же эпоху для определения антитезы капитализму. Понятие "капитализм" использовалось социалистами для оттенения противоположного ему нового идеального общества, которое еще не существовало. Понятие "социализм" возникло так, как возник образ единорога - мифологического зверя. Этот дивный зверь, никогда не существовавший в действительности, был составлен на основе ряда элементов, взятых из реального мира у реальных животных: сознательный идеальный тип, разумеется, никогда не существовал. Все конкретные элементы были налицо, но зверь как таковой отсутствовал.
В чем заключался смысл этого "социализма" до 1917 г.? Taк как дивный зверь никогда не существовал, понятие тогдашнего социализма предполагало (но не так уж доктринерски) обобществление средств производства и системы распределения. Вот что означало это обобществление государством - сегодня мы называем это самоуправлением, в России в 1917 г. это называли "рабочим контролем". Но на мировом уровне или, во всяком случае, европейском, это обобществление не было вполне ясным понятием (socialisation). Предполагало ли оно уничтожение рыночной экономики и введение плановой системы? До 1917 г. о плане не было речи. В сочинениях Маркса не упоминается это понятие. Короче говоря, до 1917 г. не так уж ясно понимали, что означает "социализм".
В практическом отношении в слове "социализм" есть две существенные особенности - то, что социалдемократические партии называли программой-минимум и программой-максимум. В них понятие социализма является конкретным, но надо указать, что на политической сцене до 1914 или до 1917 г. играют роль лишь эти знаменитые программы социал-демократов, в особенности социал-демократической немецкой партии.
Тем не менее, несмотря на все двусмысленности, обволакивающие понятие "социализм", можно из него вычленить два элемента: прежде всего - обобществление. Средства производства и система распределения должны быть обобществлены. На каком уровне? На этот вопрос никогда не было ясного ответа: имеется несколько возможных уровней - от совершенно статического социализма до социализма анархическо-профсоюзного типа. Вот такими в сознании различных социалистических групп, которые существовали в Европе около 1914 г., должны быть институциональные проявления социализма. О плане в то время не было и речи, он отнюдь не являлся составной частью социалистической идеологии.
Итак, институциональный аспект этого социализма связан непосредственно с неопределенным обобществлением; и несмотря на критику в адрес капитализма из-за его безрассудной системы, определяющейся выгодой, социализм не разработал еще понятие плана.
Кроме институционального аспекта существует и моральный аспект. Социализм построит общество более справедливое, братское и т.д. Социализм позволит осуществить полное развитие человеческой личности, что не означает, однако, конец отчуждения, потому что понятие "отчуждение" не было в ходу в марксистской среде той эпохи: в то время с понятием "социализм" неизбежно сочетался второй аспект, который превышал в их глазах институциональный, - полное развитие человеческой личности, общество более справедливое и братское и т.д. Социалисты полагали - хотя никогда достаточно ясно не объяснили причины - что моральный облик социализма явится следствием социальных перемен.
До 1917 г никакой социалистический режим в действительности не существовал. Конечно, всем было известно эфемерное существование Парижской Коммуны, но она, прежде всего, не была социалистической и длилась так недолго, что о ней нельзя говорить как о режиме.
Вот в таком положении оказываются Ленин и большевики, захватившие власть в октябре 1917 г. В течение восьми месяцев они не решаются приступить к учреждению социализма, он возможен лишь тогда, когда страны Западной Европы и в особенности Германия также совершат революцию. Вот тогда-то и придет пора строить социализм. Пока же в России существует государственный капитализм. Затем, в течение летнего кризиса 1918 г. большевики приступают к созданию того, что впоследствии получит имя "военного коммунизма".
Этапы этого военного коммунизма широко известны. В целом, этот коммунизм представлял собой общую этатизацию, государственную национализацию, предпринятую Лениным. И внезапно большевики отдают себе отчет в том, что это и является социализмом. Благодаря этим мерам принятым Лениным (общая национализация в апреле-мае 1918 г. и декабре этого же года), социализм наконец приобретает свой конкретный современный смысл, который, конечно, не является единственным - многие троцкисты, маоисты, шведские социалисты и другие скажут, что советское правительство никогда не создало подлинного социализма, что настоящий социализм - это нечто другое. То есть их воображению рисуются другие единороги - но основной единорог был выведен в Советском Союзе.
Что же представляет из себя этот социализм?
1. Обобществление в смысле национализации или этатизации. Этатизация всей экономики и, следовательно, все социальные отношения подчиняются единственной центральной власти - партии-государству. Вот это-то и было создано Лениным - подвергнув все этатизации, потом объявить, что наступил военный коммунизм.
2. Социализм означает плановое хозяйство, потому что сам план возник во время гражданской войны, во время военного коммунизма, в результате ряда мер, которые продолжались от июня до декабря 1918 г. Решительно все этатизируют и национализируют. Но для того, чтобы вся система функционировала слаженно, большевики создают ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства), центральный организм со множеством главков для управления полностью этатизированной экономикой. Большевики рассуждают приблизительно так: "До сих пор вся мировая экономика действовала по нерациональному принципу частной выгоды: теперь же мы уничтожили этот принцип частной выгоды". Уничтожение этой выгоды означает в итоге уничтожение рынка и основание планового хозяйства. Уже не рыночная система, а плановая определяет капиталовложения. В действительности система военного коммунизма кончается полным провалом, /что/ вскоре приведет страну к решающему кризису.
Ленин задумывает нэп столь же быстро, как он задумал военный коммунизм. Первое решение было принято на X съезде партии относительно создания свободного рынка для продажи излишков хлеба: как только крестьяне справлялись с поставками государству, они имели отныне право продавать излишки.
Но Ленин быстро понял и вынужден был признать, что даже национализированный сектор, оставшийся значительным, начал функционировать сообразно с экономикой свободного рынка. Таким образом, меньше чем за год (между мартом и декабрем 1921 г.) Ленин соорудил вторую экономическую систему. После сооружения первой, которая называлась военным коммунизмом, это - система смешанной экономики, в которой существует огромный общественный сектор, но все действует по системе рыночной экономики. Государство использует кредиты и налоги для собственных нужд в сфере рынка, не доводя до крайности свою программу. Это положение было нечто вроде простейшей формы кейнсианства с национализацией в придачу, которая не входит в систему Кейнса. Подобная система до тех пор не существовала.
В начале, когда все ограничения периода военного коммунизма были аннулированы с тем, чтобы как можно скорее восстановить сельское хозяйство, рыночная экономика была жизненной необходимостью. С течением времени такие меры должны были прийти в противоречие с Партией-Государством. Лишь в 1924 г. сельское хозяйство оказывается способным прокормить страну - пришлось потратить три года на его восстановление. И в конце 1924 г. эта новая экономика рынка начинает нормально функционировать: наконец, более или менее, страна снабжена зерном, мясом и другими продуктами питания.
Затем следуют три года нэпа, относительно нормальные - с 1924 по 1927 гг. В 1927 г. промышленность и сельское хозяйство с трудом достигают показателей валовой продукции 1913 г. (учитывая территориальные потери, достигнуто 90% показателей промышленности 1913 г. и почти 100% сельского хозяйства). Следует признать, что достигнутый результат, после десяти лет революции равнявшийся уровню 1913 г., был далеко не блестящим.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.92 кб

О соотношении между понятиями "левый либертаризм/либертарный социализм" и "анархизм"

Сапон В. П.
В статье выявляются различные варианты использования терминов "либертарный социализм/левый либертаризм" и "анархизм" в исторической и политологической литературе, определяется соотношение между этими понятиями.
Читать PDF
104.95 кб

Гильдейский социализм в общественно-политической жизни Англии в конце XIX – начале XX в

Балкоев Магомед Султанович
В статье рассматриваются идеи гильдейского социализма в контексте современных социально-политических пертурбаций в различных регионах мира.
Читать PDF
539.62 кб

Социал-реформизм в Латинской Америке: чилийский ультралевый социализм и бразильский трайбализм

Коларов Георги Иванов
Социал-демократическое наступление в Латинской Америке охватывает разные процессы, связанные между собой. Это наступление реализируется в специфических условиях.
Читать PDF
466.51 кб

Партия коммунистического возрождения Италии: курс на социализм (обзор)

Животовская Ирина Георгиевна, Жирнов Олег Александрович
Рассматривается история возникновения Партии коммунистического возрождения, ее организационная структура, социальный состав членов партии, электорат, программные установки, позиция по актуальным национальным и международным пробле
Читать PDF
210.79 кб

Наша цель - народовластие и социализм!

Кашин Владимир Иванович
Читать PDF
308.12 кб

Х. Гюнтер. О красоте, которая не смогла спасти социализм

Душенко К. В.
Читать PDF
311.89 кб

Альберт Эйнштейн, социализм и современный мир

Алферов Жорес Иванович
Читать PDF
35.38 кб

Демократический социализм: новые социально-философские концептуальные интерпретации

Свиридкина Елена Викторовна
В статье с социально-философских позиций анализируется феномен социал-демократии, исторически имманентно присущей практически всем людям государственного управления, сохраняя возможности воздействовать на рыночные отношения, следу
Читать PDF
866.91 кб

Арабский социализм лидера ливийской революции. Феномен Муаммара Каддафи

Попенков Олег Николаевич
Рассматриваются вопросы государственного строительства в Ливии в период после свержения королевского режима на принципах «арабского социализма» ливийского лидера М. Каддафи, известных как «Третья мировая теория».
Читать PDF
455.37 кб

Социализм во Вьетнаме: миф или реальность?

Нгуен Куок Хунг, Тригубенко Марина Евгеньевна
Предмет социализм во Вьетнаме как главный бренд деятельности КПВ, озвученный на партийных съездах. Общее и национально особенное в трактовке социализма в постановлениях партсъездов; угрозы и вызовы для КПВ.
Читать PDF
159.11 кб

Рабочий вопрос и социализм в социально-политической философии А. Д. Градовского

Гуляк Иван Иванович
В статье рассматривается ранняя публицистика А.Д. Градовского, посвященная решению актуальных социальных проблем развития Российского общества.
Читать PDF
299.86 кб

Христианство, иудаизм и социализм

Ирвинг Кристол
Читать PDF
167.37 кб

Социализм пространство культуры (Еще раз о социалистической идее) (продолжение)

Межуев Вадим Михайлович
Читать PDF
108.99 кб

Социализм пространство культуры (Еще раз о социалистической идее) (начало)

Межуев Вадим Михайлович
Читать PDF
1.19 мб

«Белый социализм» этнографических реконструкций

Сурво Вера , Сурво Арно
Традиционное наследие нередко наделяется квазисимволическим смыслом. В статье рассматриваются культурные, исторические и экономические аспекты интерпретаций

Похожие термины:

  • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    Demokratischer Sozialismus. Democratic socialism Понятие Д.с. было дано в БадГодесбергской программе СДПГ (1959) как цель партии, развивалось в последующих ее программах, оно подразумевало воплощение основных социалистич
  • Этический социализм

    система взглядов, стремящаяся обосновать социалистический идеал исходя из нравственных принципов. Выдвинута представителями неокантианства в кон. 19 - нач. 20 вв., Э. Бернштейном; составная часть ря
  • Феодальный социализм

    форма социализма 30-40-х гг. 19 в., критика капитализма, сопровождавшаяся идеализацией феодально-патриархальных отношений (Т. Карлейль и др.).
  • Новый социализм

    коммунитарная теория «третьего пути» развития гражданского общества. В 20 веке произошла трансформация западной социал-демократии, отказавшейся от лозунга перехода к социалистическому обществе
  • АФРИКАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    различные немарксистские социалистические учения, возникшие после второй мировой войны на основе соединения антиимпериалистического национально-освободительного движения народов Африканског
  • ИСЛАМСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    собирательное название идейных и политических течений, в к-рых «соединяются» или отождествляются идеи исламской религии и социализма. В одних случаях И. с. служит идеологической оболочкой, за к-ро
  • ГИЛЬДЕЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    (guild socialism) Недолго существовавшее, но влиятельное социалистическое движение в Британии (первая четверть ХХ в.). Больше всего сведений о нем содержится в трудах Дж.Д.Х. Коуля. Позаимствовав идею моде
  • Государственный социализм

    разновидность социализма, при которой государство контролирует и направляет экономическую жизнь общества, действуя, теоретически, в интересах народа.
  • СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ

    направление общественной мысли, находящее в христианском учении санкцию социалистическим идеалам. Его приверженцы утверждают, что социалистические идеи содержатся уже в Евангелии, в мировоззре
  • ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

    (international socialism) Учение, согласно которому социализм должен появиться в результате международной революции. Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) в 1848 г. призывали рабочих всех стран: "Объединяйтесь!". Международ
  • Катедер-социализм

    от нем. Katheder кафедра) социально-экономическая концепция, возникшая в Германии в 60-70-х гг. 19 в. (Г. Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер и др.), проповедовал идею перехода от капитализма к социализму с помощью
  • СОЦИАЛИЗМ ЛИБЕРТАРНЫЙ

    современная форма анархо-социализма. В отличие от др. направлений социализма, подчеркивающих значение таких ценностей, как коллективизм, социальная справедливость, равенство, гуманизм, свободное
  • НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

    получившая распространение в гитлеровской Германии форма фашизма, определяющими чертами которой были тоталитарный террор, переросший в геноцид евреев, антисемитизм и расизм экспансионистского
  • СОЦИАЛИЗМ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ

    (socialism in one country) Теория, развитая Бухариным (Bukharin) и Cталиным (см.: Stalinism – сталинизм) в противовес теории перманентной революции (permanent revolution) Троцкого (см.: Trotskyism – троцкизм). Несмотря на неудавшиеся р
  • Рыночный социализм

    экономическая система, в основе которой лежат функционирующие в условиях рыночной конкуренции самоуправляемые кооперативные предприятия.
  • УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейш
  • Нацизм (национал-социализм)

    идеология, общественно-политический идеал, движения, правый вариант тоталитарных политических режимов, крайняя форма национализма. В основе нацизма – теоретически развитая идея национального, р
  • АГЕНТУРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    общественные институты, осуществляющие социализацию (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.).
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    система детерминант, определяющих характер и тип государственного устройства, политический режим, институты, партии и организации.
  • Агенты социализации

    (лат. agens - действующий) - политические и общественные институты, системы науки, образования, семья, церковь, СМИ, неформальные ассоциации и группы интересов, отдельные социально-политические явлени