СОЦИАЛИЗМ
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Новейший политологический словарь
Общественный строй. При С. отсутствует частная собственность на средства производства. Она заменена общественной собственностью, организовано плановое развитие хозяйства, уничтожена национальная рознь. Основные социалистические принципы: "От каждого - по его способностям, каждому-по его труду", "Кто не работает, тот не ест". С. возник в результате социальной революции, в результате свержения власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата. После победы в 1917 Великой Октябрьской социалистической революции на территории бывшей Российской империи возникло первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян, развернулось социалистическое строительство.
Источник: Словарь по политологии
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Политическая философия: глоссарий
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Социализм возник как реакция на эксплуататорскую сущность капитализма. Социализм отвергает общество социальной несправедливости с неравномерным распределением благ и политической власти, привержен идеалам равенства. Социалисты стремятся к построению такого общества, в котором совместный труд и братство пришли бы на смену различиям, обусловленным классовой принадлежностью, что характерно для мира капитализма. Между тем между социалистами существуют значительные разногласия как по природе эгалитарного[10]общества, так и по способам его построения. В основе разногласий лежат различные исходные модели реализации социалистической идеи.
К истокам социализма относят экономические теории Давида Рикардо (полагал, что интересы труда и капитала взаимно противоположны), реформаторскую деятельность Роберта Оуэна (ратовал за владение средствами производства небольшими группами производителей, объединенных духом взаимопомощи), идеи христианства (близкого социализму в своей заботе о бедных и историей ранних последователей религии, живших в обществе, где собственностью владели сообща) и труды Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), утверждавших, что корни неравенства — в праве на частную собственность и в порождаемой этим правом классовой системе.
Наличие в социализме различных течений объясняется различием подходов, которых придерживаются сторонники идеи. Основной водораздел проходит между ортодоксами и реформаторами (или социал-демократами). Социалисты-фундаменталисты считают государственный контроль над всеми средствами производства непременным условием создания общества всеобщего равенства и ставят перед собой соответствующие политические задачи. Они выступают против свободного рынка, которому противопоставляют централизованное планирование экономики и национализацию (или обобществление) ключевых отраслей.
Социалисты-реформаторы (или ревизионисты), со своей стороны, полагают, что эгалитарное общество может быть построено путем реформирования капиталистической системы, а не ее разрушения.
См. также статьи «Капитализм», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Равенство», «Социал-демократия».
Источник: 101 ключевая идея политика
Реальное содержание социалистических отношений теоретически разработано не было. Общим местом представлений о социализме является только общественная собственность на средства производства и диктатура пролетариата. Все остальные моменты вытекают из конкретной ситуации. По мысли Маркса, в таком обществе все его члены должны заниматься как производительным трудом, так и остальными общественными функциями непрофессионально, на общественных началах.
В результате победы пролетарской революции в России возникла необходимость в практической реализации идеологии большевиков. Попытка построения коммунизма при помощи организации государственного распределения материальных благ выявила утопичность этих представлений, во всяком случае, для условий нашей страны. Социализм в реальности воспроизводил многие формы капиталистических отношений на фундаменте общественной собственности на средства производства. Это привело в определенной степени к архаизации, примитивизации производственных отношений по типу сословных, феодальных при усилении фактической эксплуатации наемной рабочей силы. Необходимость эксплуатировать рабочую силу в большей степени, чем при капитализме, привело к развитию политического тоталитаризма.
Руководить обществом и осуществлять сверхэксплуатацию можно было только в результате проникновения политических отношений во все общественные процессы, включая личную жизнь граждан и образ их мыслей, а также высокий уровень военизации всех общественных сфер. Все эти деформационные моменты привели к определенной деградации рабочей силы - падению отдачи от труда и извращению многих производственных, распределительных и культурных отношений. Рост милитаризации и деструктивные моменты в сфере труда, политики и образа жизни народа привели к господству стихийных процессов при попытке реформирования (перестройка и т. д.) застойных отношений. Неспособность власти контролировать ситуацию привела к разрушению социализма и СССР, падению производства и многим другим серьезным последствиям.
Источник: Словарь по политологии
В XX,в. социализм как идеология значительно изменился, заимствовав ряд положений у либерализма. Крушение мировой соцсистемы заметно уменьшило его авторитет, однако социалистические ценности все равно присутствуют в идейно-политическом дискурсе, что способствует появлению новых.идейных течений (экологический социализм и т.п.) [Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. -М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 590].
Источник: Сводный словарь по политологии
2) обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин «социализм» появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке», они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма. Так называемая теория научного социализма рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. После Октябрьской революции 1917, провозгласившей своей целью воплощение на практике идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, - коммунистическом и социал-демократическом. В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма, опиравшаяся на идеи Э. Бернштейна (см. Реформизм). Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма, по которой социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма, утверждения политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства. Политика социал-демократии оказала влияние на демократизацию отношений власти и собственности, на рост уровня и качества жизни наемных работников и в совокупности с др. факторами привела к значительной трансформации капиталистического общества. В коммунистическом движении получили распространение представления о социализме, связанные с утверждением с кон. 20-х - нач. 30-х гг. тоталитарного строя в СССР, а после 2-й мировой войны и в др. странах (мировая социалистическая система). Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), - монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию. Господство тоталитарной системы привело к экономическому, политическому и духовному кризису, значительному отставанию от развитых стран мира, изоляции от мировой культуры. Преобразования, начавшиеся с кон. 80-х нач. 90-х гг. в СССР, России и др. странах, направлены на переход к рыночной экономике и демократии.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
- экономический тип общества, социалистическая общественно-экономическая формация, в которой экономический базис представляет собой целостную систему отношений общенародной собственности на средства производства и прибавочный труд трудящихся и личной собственности на предметы потребления и деньги. Этот базис, так же как и базис предыдущих формаций, служит экономической основой социализма и обусловливает все его экономические законы.
Аналогично предыдущим формациям экономический базис социалистического общества содержит в себе основное противоречие социализма - между общественным характером производства и неполностью общественным характером присвоения предметов потребления.
Неполная степень обобществления социалистического производства обусловлена необобществленной сферой распределения и потребления в виде личного присвоения предметов потребления и денег.
Подобно тому, как существует только один капитализм, определямый одним экономическим базисом с различными политическими надстройками, есть только один социализм. Нет социализмов "казарменных", "сталинских", "демократических", с национальной спецификой и т.п. Построить социализм - значит обеспечить господство отношений общенародной собственности на средства производства и рабочую силу, которая перестает быть товаром при запрещении наемного труда и отсутствии частной собственности на средства производства. К середине З0-х годов в нашей стране эти положения были реализованы, и тем самым построены основы социализма. Но социализм, как и всякая общественно-экономическая формация, может иметь различные надстройки.
Социализм является последней классово-антагонистической формацией, поскольку только при коммунизме в силу полного обобществления производства и разрешения всех экономических противоречий не будет ни классов, ни классовой борьбы.
При социализме социальная защищенность трудящегося значительно выше, чем трудящегося-рабочего при капитализме. Общество защищает трудящегося от эксплуатации и безработицы и обеспечивает ему социальные гарантии в общественной сфере потребления в виде бесплатного жилья, образования, здравоохранения и низких цен на предметы личного потребления. Трудящийся свободен в выборе профессии и сферы деятельности, но обязан соблюдать социалистические законы и не имеет права тунеядствовать за счет общества.
Большая социальная защищенность и социальная справедливость приводят к тому, что производительность труда трудящегося при социализме выше, чем рабочего при капитализме, что предопределяет победу социализма над капитализмом.
Развитие производительных сил при социализме при сохранении личной собственности на предметы потребления и деньги приводят к неравномерному их распределению, к росту товарных и рыночных отношений, и появлению нового класса буржуазии, занимающейся эксплуатацией трудящихся - присвоению чужого неоплаченного туда через накопление личной собственности и денег. Это приводит к обострению основного противоречия социализма и к кризису. Кризис может быть разрешен либо с помощью контрреволюции путем восстановления капиталистических производственных отношений, либо с помощью коммунистической революции путем установления коммунистических производственных отношений.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность. Аргументация передачи собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль основывается на декларации устранения эксплуатации человека человеком, снижении отчуждения человека от результатов его труда, снижении дифференциации доходов, обеспечении свободного и гармоничного развития личности. При этом на практике сохраняются элементы экономического неравенства, но они не декларируются как временные.
Социализмом также называют идеологию, обеспечивающую построение социалистического общества. Разделяют:
государственный социализм — в социалистических странах — тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийногосударственным аппаратом;
демократический социализм — концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность;
катедер-социализм — толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы;
утопический социализм — концепция социального устройства, основанная на утопии идеального бесклассового общества;
христианский (клерикальный) социализм — направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан;
этический социализм — теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.
Термины «социализм» и «социалистический» впервые употребил Роберт Оуэн (1771–1858), просвещенный промышленник из Уэльса, создавший образцовые условия труда на своих фабриках в Нью-Ланарке и стремившийся сплотить всех британских рабочих в едином профсоюзе, который смог бы парализовать экономику страны всеобщей забастовкой, а затем мирно взять власть в свои руки, чтобы преобразить общество на основе общего труда и процветания.
Почти в то же время (1830–40) эта терминология появилась и во Франции. У истоков французского социализма стояли граф Анри де Сен-Симон (1776–1825), веривший в мирный и рациональный государственный строй, при котором, учитывая влияние технического прогресса, народом будут руководить высокообразованные управленцы, и Шарль Фурье (1772–1837), проповедовавший, в духе Роберта Оуэна, жизнь в «фаланстерах» — общинах на основе самоуправления.
В дальнейшей истории социализма подобные коренные различия во взглядах проявлялись не раз, приводя к резким спорам и столкновениям между сторонниками того, что рабочие должны сами решать, как им жить, и приверженцами доктрины о пользе профессионального руководства. На сегодняшний момент в социализме существует 2 основных направления: марксизм и анархизм.
Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.
По мнению анархистов, при государственном социализме, к которому стремятся марксисты, сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства.
На будущее социалистического учения существенное влияние оказала работа немецких философов Карла Маркса (1818–83) и Фридриха Энгельса (1820–95) «Манифест Коммунистической партии» (1848), провозгласившая неизбежность революции, изменяющей общественный и экономический строй, и переход власти к пролетариату.
По Марксу, переход власти к пролетариату возможен лишь в результате насильственного переворота. Победившим рабочим придется на время установить диктатуру пролетариата до окончательной победы мирового социализма. Все средства производства и распределения материальных благ будут под контролем рабочих. Затем, когда социализм принесет всеобщее изобилие, общество выйдет на новый, высший этап развития — коммунизм.
В 1864 г. Карл Маркс создает Первый Интернационал трудящихся для координации рабочего движения. Первый Интернационал распался в 1872 г. после острейших дебатов между Марксом и русским революционером Михаилом Бакуниным (1814–76), одним из основателей анархизма.
Теория анархистов отрицала марксистский взгляд на государство как на орудие угнетения, которое пролетариат должен отвоевать у эксплуататоров и обратить против них же. Анархисты желали устранить все формы государственного управления, полагая, что субъекты политических и экономических процессов могут осуществлять управление без посредничества со стороны государства.
Учение анархистов не завоевало такого влияния, какое имели социалисты, но сторонники одного из его направлений встали на путь насилия и террора, громко заявив о себе в последнее десятилетие XIX в. убийствами целого ряда видных политиков, включая президента США Мак-Кинли.
Второй Интернационал, созданный в 1889 г., также не избежал внутренних раздоров: в 1890-х гг. отдельные немецкие марксисты выступили с идеей пересмотра учения Маркса. Немецкие социал-демократы полагали, что социализм сможет взять верх мирным, парламентским путем. Второй Интернационал распался в 1914 г.
Дальнейшее развитие социалистической идее обеспечила победа в вооруженном восстании в октябре 1917 г. пролетариата в России под руководством Российской социал-демократической партии (см. Октябрьская революция). Результатом революции стало образование СССР с официальной государственной социалистической идеологией, ликвидацией оппозиции и установлением однопартийной политической системы, просуществовавшей до 1990-х гг.
В 1919 г. в Москве состоялся международный съезд коммунистов. Этот съезд основал Третий Коммунистический Интернационал — Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах. Экспансия советской идеологии была распространена на целый ряд стран в Восточной Европе, Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, образовав лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации, к настоящему моменту практически распавшийся. Сегодня к социалистическим государствам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.
Партии социалистической ориентации представлены практически во всех странах, где установлен демократический политический режим. В России к партиям социалистического толка, оказывающим влияние на политические процессы, в настоящее время можно отнести КПРФ — Коммунистическую партию Российской Федерации (лидер партии Геннадий Зюганов) и партию «Справедливая Россия» (лидер партии Сергей Миронов).
Неизбежность крушения капитализма и создание нового, коммунистического общества научно доказали К, Маркс и Ф. Энгельс. В.И. Ленин в новых исторических условиях всесторонне развил учение основоположников научного коммунизма, вооружил рабочее движение теорией социалистической революции и социалистического строительства. Под руководством созданной В.И. Лениным партии нового типа боевой революционной организации пролетариата рабочий класс России в союзе с трудовым крестьянством сверг буржуазное правительство и взял власть в свои руки. Впервые в истории возникло и утвердилось государство диктатуры пролетариата, ставшее первопроходцем С.
Руководствуясь ленинскими идеями, рабочий класс, объединяя вокруг себя всех трудящихся, осуществил в стране коренные социально-экономические преобразования по созданию основ С. В руки народа были переданы осн. средства производства: земля, заводы, фабрики, банки, что обеспечило предпосылки для утверждения и развития общественной социалистической собственности, проведены индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства, осуществлена культурная революция, ликвидированы национальный гнет и неравноправие наций и народностей.
За короткий срок практически заново была создана тяжелая индустрия и Советская страна превратилась в могучую промышленную державу. Укрепились позиции С. в деревне. Произошло коренное изменение всего уклада жизни крестьянства на социалистических основах. В стране была ликвидирована неграмотность, рождалась новая культура, сформировалась социалистическая интеллигенция. Марксистско-ленинская идеология стала господствующей в сознании советских людей. На добровольных началах свободные, равноправные народы объединились в едином многонациональном государстве Союзе Советских Социалистических Республик (СССР). Было обеспечено быстрое социально-экономическое развитие национальных окраин. Утвердились международные позиции Советской страны.
Тем самым был осуществлен социальный переворот всемирно-исторического значения: навсегда покончено с вековым господством частной собственности, ликвидирована эксплуатация человека человеком. Коренным образом изменилась социальная структура общества: оно стало состоять из двух дружественных классов рабочего класса и колхозного крестьянства, а также народной интеллигенции. Между людьми труда возникли отношения коллективизма и товарищеской взаимопомощи, между народами Советской страны отношения братской дружбы и тесного сотрудничества. На основе общих интересов рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции, трудящихся всех национальностей сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества.
Преобразование всех сторон жизни общества проходило в обстановке острой идейной борьбы, отражавшей интересы классов, социальных слоев и прослоек, условия враждебного окружения Советской республики, другие факторы жизни. Руководящее ядро партии отстояло в этой борьбе ленинизм, сформулировало стратегию и тактику на начальном этапе социалистического строительства. Однако в ходе социалистического строительства были допущены ошибки и отступления от принципов С. (культ личности, нарушения законности, произвол и репрессии 30-х гг.), имевшие тяжелые последствия для Советского государства.
Суровым испытанием для жизнеспособности социалистического строя, крепости многонационального государства стала навязанная фашистской Германией война 194145 гг. Для советского народа она стала Великой Отечественной войной, поскольку в ней решался вопрос о существовании социалистического государства. В этой самой жестокой и разрушительной войне С. не только выстоял и одержал победу, но и вышел из нее морально и политически окрепшим, укрепившим свой авторитет и влияние во всем мире. Война привела к огромным материальным и людским потерям. Советский народ под руководством КПСС в кратчайшие сроки восстановил хозяйство, поднял из руин города и села.
В последующие годы советское общество продвинулось вперед на всех направлениях экономического, социально-политического и духовного развития. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс. Были освоены новые районы на севере и востоке страны. Значительно возросли экономический и научный потенциал, уровень народного благосостояния, образованности и культуры советских людей. Был осуществлен ряд мирных внешнеполитических акций. Достигнут стратегический паритет с США.
Несмотря на трудности, а также крупные ошибки, допущенные в социалистическом строительстве, С. продемонстрировал неоспоримые преимущества перед капитализмом в решении жизненно важных задач в интересах трудящихся. С. навсегда избавился от таких постоянных спутников капитализма, как социальное угнетение, безработица, национальное неравноправие, нищета и неграмотность миллионов людей. Всем гражданам в Советской стране обеспечено равное право на труд, женщинам предоставлены равные права с мужчинами, утверждено фактическое и юридическое равенство, дружба и братство всех наций и народностей. Трудящиеся пользуются такими социальными благами, как бесплатное медицинское обслуживание, просвещение, жилье с минимальной оплатой, молодежи открыт надежный путь в завтрашний день, гарантировано социальное обеспечение ветеранам труда.
Вместе с тем в силу и внешних и внутренних причин в Советском Союзе не были достаточно полно реализованы ленинские принципы С. Серьезно помешали этому культ личности, сложившаяся в 30-е гг. командно-административная система партийно-государственного руководства, ограничивавшая развертывание демократического потенциала в стране, бюрократические, догматические и волюнтаристские извращения, произвол, а в конце 70-х начале 80-х гг. безынициативность и тормозящие явления, приведшие к застою.
КПСС — руководящая и организующая сила социалистического общества, проявляя большевистскую принципиальность и самокритичность, провела большую работу по ликвидации последствий культа личности, отступлений от ленинских норм партийного и государственного руководства, выправлению волюнтаристских и субъективистских ошибок. КПСС глубоко проанализировала причины замедления темпов развития советского общества в Кон. 70 нач. 80-х гг., следствием чего явились негативные процессы в экономике, многие аномальные явления в социальной и духовно-нравственной сфере, и дала им принципиальную оценку. На апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС она выдвинула концепцию и стратегию ускорения социально-экономического развития страны, курс на обновление С., к-рые получили теоретическое и политическое развитие в решениях XXVII съезда партии, последующих пленумов ЦК и оформились в генеральную линию революционной перестройки всех сторон жизни социалистического общества. Партия рассматривает перестройку не только как средство избавления от застойности и консерватизма предшествующего периода, но и, как отмечал на XIX Всесоюзной конференции КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, как путь «к качественно новому состоянию нашего общества, к новому, гуманному и демократическому облику социализма». Важнейшую роль в реализации задач перестройки, в придании новых импульсов развивающемуся С. КПСС отводит человеческому фактору, творческой деятельности масс во всех сферах жизни, гласности и демократизации советского общества.
В основу внешней политики было положено новое политическое мышление, отразившее реалии современного мира. Включение нового мышления в международную практику ознаменовалось крупными практическими результатами и прежде всего заключением Договора по РСМД, заметным улучшением международного положения Советского Союза, созданием более устойчивой ситуации в мире, уменьшением прямой угрозы войны с участием крупных держав. В результате этого открывается возможность на более широкой, чем раньше, социальной и политической основе противостоять угрозе миру, создавать почву для решения глобальных проблем современности.
С., первоначально ставший действительностью в Советской стране, превратился в мировую систему (см. Мировая социалистическая система). Он утвердился на значительной части Земли, в целой группе стран. Опыт, накопленный в этих странах, обогатил практику социалистического строительства. В то же время он свидетельствует об огромном значении общих закономерностей С. (власть трудящихся при ведущей роли рабочего класса, руководство развитием общества со стороны Коммунистической партии, вооруженной идеологией научного социализма, общественная собственность на средства производства и планомерный рост экономики в интересах народа, осуществление принципа «От каждого по способностям, каждому по труду», развитие социалистической демократии, равноправие и дружба всех наций и народностей, защита революционных завоеваний от посягательств классовых врагов).
Практика жизни подтверждает неразрывную связь С. как силы международной с мировым прогрессом. Это проявляется как в борьбе за предотвращение ядерной катастрофы, так и в возможности разных народов при новом соотношении сил в мире более успешно отстаивать свой выбор социально-политического развития.
«Социализм превратился в мощную, растущую, развивающуюся реальность, отмечается в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, посвященном 70летию Великой Октябрьской социалистической революции. Именно Октябрь, именно социализм указывают человечеству маршруты, ведущие в будущее, новые ценности истинно человеческих отношений».
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Появившись в древности и заметно заявив о себе уже в раннем христианстве, идея социализма на протяжении многих столетий развивалась и совершенствовалась, превращаясь в концепцию, в учение об освобождении угнетенных и эксплуатируемых. Это учение шаг за шагом обретало все более многоплановый и аргументированный характер. Существенный вклад в разработку социалистических идей внесли: Томас Мор (1478-1535), Томмазо Кампанелла (15681639), Мелье и Морелли, Клод Анри Сен Симон (17601825), Шарль Фурье (17721837), Роберт Оуэн (17711858) и др.
В середине XIX в. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) написали "Манифест Коммунистической партии", где сформулировали свое социалистическое и коммунистическое кредо с тем, чтобы посвятить жизнь разработке концепции освобождения рабочего класса, трудящихся, которую они рассматривали как теорию "научного социализма". Во второй половине XIX в. под знамена этого учения - марксизма - стало почти все революционное движение континентальной Европы, оно стало знаменем и российской социал-демократии, возглавлявшейся сначала Г.Плехановым, а затем также В.Лениным и др. В начале XX в. вся социал-демократия Европы разделила идеи марксистского "научного социализма". После раскола II Интернационала (изза разного отношения к войне 1914 г.) на "революционное" (большевистское) и "реформистское" течения, наметился поворот к практической реализации теоретических концепций: первому путевку в жизнь дала Октябрьская революция 1917 г., второму - давно уже начавшееся сотрудничество с властью, своими правительствами.
Становление и развитие "реализуемого социализма", начавшееся в Октябре 1917 г., наложило свою печать на весь XX век: расколов мир на две части - прежнюю, капиталистическую, и новую, желающую социализма, - эта революция положила начало полосе практического экспериментирования, попыткам осуществления на деле верных и ошибочных, обоснованных и утопических идей "научного социализма". Более 70 лет развития по этому пути завершились в 80- 90-х гг. XX в. падением того устройства, которое в СССР и других странах называлось "реальным социализмом". В чем причина случившегося? Чтобы разобраться в происшедшем, нужно знать, что приверженцы "научного социализма", называвшие себя марксистами и строившие социализм в СССР и других странах, знали только часть работ К.Маркса и Ф.Энгельса по проблемам строительства нового общества. Но они не знали важнейшего научного комплекса работ К.Маркса - "Экономических рукописей", написанных в конце 50-х гг. XIX в. и опубликованных у нас в 50-е гг. XX в. Согласно мыслям К.Маркса, изложенным здесь, социализм становится возможным только тогда, когда уже не ТРУД в его непосредственной форме, а НАУКА как непосредственная производительная сила становится главным источником общественных богатств: только в этих условиях, освобождаясь от БЕДНОСТИ и всех МЕРЗОСТЕЙ старого мира, связанных с частной собственностью и эксплуатацией, общество достигает рубежа, когда "с самого непосредственного процесса материального производства совлекается форма скудости и антагонистичности" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.II, с.214). Сегодня экономически наиболее развитые страны - США и Япония - топью подходят к этому рубежу. А если это так, то все случившееся в XX в. со всемирно-исторической попыткой трудящихся создать общество СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ и РАВЕНСТВА было ни чем иным, как огромным ИСТОРИЧЕСКИМ ЗАБЕГАНИЕМ - ЗАБЕГАНИЕМ В БУДУЩЕЕ или, если угодно, ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИЕЙ перехода к социализму, неудачу конторой мы сейчас и переживаем.
С этих позиций Ленин и большевики, победив в Октябре и утвердив власть Советов, выиграли гражданскую войну и, повернув экономически неразвитую Россию от неудач "военного коммунизма" к успехам "новой экономической политики", верили в то, что опосредованно, "нэповским путем" Россия придет к социализму. Но после смерти В.Ленина в 1924 г. к руководству большевиками и страной пришел И.Сталин, который, действуя по принципу "цель оправдывает средства", варварскими способами осуществил индустриализацию, коллективизацию и модернизацию страны и, отождествив формальное обобществление с социализацией, когда миллионы советских граждан расстреливались, сидели в тюрьмах и лагерях, объявил во второй половине 30-х гг., что в СССР в основном построен социализм. Обнаружившаяся внутренняя несостоятельность созданного общественного устройства (казарменный псевдосоциализм) привела после смерти Сталина (1953) к попыткам реформировать созданный строй (сначала во время "оттепели Хрущева", а затем с помощью "перестройки Горбачева"), но это не привело к положительным результатам. Вопреки широковещательным заявлениям коммунистов, правящей номенклатуры социализм так и не был построен ни в Советском Союзе, ни в других странах "реального социализма". Почему?
Причины и в проекте социализма и в действиях экспериментаторов. Само осуществление социализма как общества людей труда было сведено к уничтожению частной собственности, ошибочно считалось, что жить без частной собственности и капиталистов-эксплуататоров - значит жить при социализме. На протяжении многих десятилетий слепленный Сталиным официальный "марксизм-ленинизм" доказывал, что суть социализма в общественной собственности на средства производства, что замена частной собственности общегосударственной и кооперативной - важнейший показатель или ключевой критерий "социалистичности" того или иного общества. В соответствии с таким подходом считалось: чем большим является объем или удельный вес национализированных и кооперированных средств производства в стране, тем ближе она подошла к социализму. При таком подходе оказывалось, будто монгольские араты, живущие в юртах, в 70-е гг. жили при более зрелых "социалистических" условиях, чем трудящиеся ГДР, где удельный вес обобществленных средств производства был тогда значительно ниже, чем в Монголии.
Откуда вырастал подобный абсурд? Из сталинской версии "марксизма-ленинизма", широко цитировавшей положение Манифеста о том, что коммунисты могут выразить свою позицию одним положением - "уничтожение частной собственности". Разумеется, И.Сталину и его окружению, претворявшим в жизнь этот лозунг-призыв, не было никакого дела до того, что у Маркса и Энгельса ничего подобного не было, что это ошибка перевода, что они говорили не об "уничтожении", а о "снятии" (aufheben) частной собственности, а это - "две большие разницы". Условием такого "снятия" должно было стать "всестороннее развитие человека", ибо при преждевременных попытках обобществления обществу грозит "казарменный коммунизм". Так и получилось: почти стопроцентная "социализация" средств производства в Советском Союзе и других странах не привела к "земле обетованной", не принесла ожидавшегося процветания человеку труда: он не стал жить в достатке, не стал счастливей, ибо созданный казарменный псевдосоциализм оказался не реализованным идеалом рабочего класса, трудящихся, а мечтой партийно-государственной бюрократии.
Отрицательный опыт Советского Союза, всех стран "реального социализма" привел сегодня к новым представлениям о социализме: социализм как и любой общественный строй включает в себя целую гамму отношений - экономических, научно-технических, социально-политических, нравственных, идеологических - обусловливающих здесь новое положение трудящихся, каждого человека в обществе. Важнейший критерий "социалистичности" того или иного общества - его отношение не к абстрактному человеку, не приоритет человека, его интересов и потребностей (это - возрождение фейербахианства), а его отношение к человеку труда, именно к его интересам и потребностям.
Социализм, согласно сегодняшним представлениям, - это и есть общественный строй, который освобождает человека труда от эксплуатации и гнета, ставит его в центр общественной жизни, превращает в ее хозяина, создает условия, чтобы свободное развитие каждого стало условием свободного развития всех.
С позиций этого критерия (а жизнь и здесь внесет свои коррективы) более "социалистической" или ближе к социализму будет не та страна и не то общество, которое, ликвидировав частную собственность, заменив ее государственной и кооперативной, так и не удовлетворило насущных потребностей трудящихся, не сделало их хозяевами жизни, но, забегая вперед, многие десятилетия называло себя социалистическим, а тот общественный строй и в той стране, пусть не называющей себя социалистической, где в результате ограничения эксплуатации и гнета человек труда не только все более полно удовлетворяет свои потребности и интересы, но и обретает все больше свободы и веса в определении судеб своей страны, перспектив развития общества.
Известно, что Маркс, определяя суть социальной революции рабочего класса, выражал ее формулой "освобождение труда". Не поняв ее сути или сознательно извратив ее смысл, И.Сталин и "марксисты-ленинцы", указывая на освобождение человека труда как на призвание социализма, стали ограничивать это освобождение ликвидацией эксплуатации человека человеком, замалчивая или почти ничего не говоря об освобождении от угнетения человека человеком. Случайно ли такое упущение для сталинизма и бюрократии вообще?
Эксплуатация и угнетение - не одно и то же! При эксплуатации речь идет о присвоении прибавочного продукта, созданного одним и присвоенного другим. А при угнетении речь идет о другом - о присвоении воли одного человека другим. Поэтому такое усечение лозунга освобождения труда имеет вполне реальный подтекст. Смысл его в обосновании казарменного псевдосоциализма, насаждавшегося И.Сталиным и партийногосударственной бюрократией и являвшегося действительным, хотя и скрывавшимся идеалом бюрократии (только казарменный псевдосоциализм обеспечивает всевластие номенклатуры).
Бюрократия, не поступаясь своими интересами, вполне способна предоставить трудящимся свободу от прежних форм эксплуатации. Но по самой своей социальной сущности бюрократия не может предоставить трудящимся свободу от угнетения и связанных с этим новых форм отчуждения и эксплуатации, процветающих при казарменном псевдосоциализме с его огосударствлением средств производства, т.е. формальным, а нереальным обобществлением. Реальное обобществление может дать только настоящий социализм.
Социализм. Что это означает - государство задумывает создание социализма? Дело в том, что до этого периода (1918 г. - А.Б.) европейское социалистическое движение, несмотря на свой почтенный столетний возраст, никогда не приходило к отчетливой разработке программы того, что, собственно говоря, значит социализм. Социализм и капитализм (как понятия) - не могут быть сравнимы. Капитализм - это термин, который был создан для описания целой серии социальных и экономических институций, которые складывались постепенно, весьма эмпирическим образом с XVI до XIX в. Капитализм существовал в действительности и являлся более или менее связной системой. Само понятие "капитализм" возникло в 1830-1840 гг. (период, когда возникло большинство современных экономических понятий): это понятие неадекватно, потому что та система или различные системы, функционирующие с XVI в. и по наши дни, которые называли или продолжают называть "капиталистическими", на деле сильно разнятся между собой. Таким образом, можно сказать, что понятие "капитализм" является довольно туманным понятием, как и многие понятия такого рода.
Понятие "социализм" было создано в ту же эпоху для определения антитезы капитализму. Понятие "капитализм" использовалось социалистами для оттенения противоположного ему нового идеального общества, которое еще не существовало. Понятие "социализм" возникло так, как возник образ единорога - мифологического зверя. Этот дивный зверь, никогда не существовавший в действительности, был составлен на основе ряда элементов, взятых из реального мира у реальных животных: сознательный идеальный тип, разумеется, никогда не существовал. Все конкретные элементы были налицо, но зверь как таковой отсутствовал.
В чем заключался смысл этого "социализма" до 1917 г.? Taк как дивный зверь никогда не существовал, понятие тогдашнего социализма предполагало (но не так уж доктринерски) обобществление средств производства и системы распределения. Вот что означало это обобществление государством - сегодня мы называем это самоуправлением, в России в 1917 г. это называли "рабочим контролем". Но на мировом уровне или, во всяком случае, европейском, это обобществление не было вполне ясным понятием (socialisation). Предполагало ли оно уничтожение рыночной экономики и введение плановой системы? До 1917 г. о плане не было речи. В сочинениях Маркса не упоминается это понятие. Короче говоря, до 1917 г. не так уж ясно понимали, что означает "социализм".
В практическом отношении в слове "социализм" есть две существенные особенности - то, что социалдемократические партии называли программой-минимум и программой-максимум. В них понятие социализма является конкретным, но надо указать, что на политической сцене до 1914 или до 1917 г. играют роль лишь эти знаменитые программы социал-демократов, в особенности социал-демократической немецкой партии.
Тем не менее, несмотря на все двусмысленности, обволакивающие понятие "социализм", можно из него вычленить два элемента: прежде всего - обобществление. Средства производства и система распределения должны быть обобществлены. На каком уровне? На этот вопрос никогда не было ясного ответа: имеется несколько возможных уровней - от совершенно статического социализма до социализма анархическо-профсоюзного типа. Вот такими в сознании различных социалистических групп, которые существовали в Европе около 1914 г., должны быть институциональные проявления социализма. О плане в то время не было и речи, он отнюдь не являлся составной частью социалистической идеологии.
Итак, институциональный аспект этого социализма связан непосредственно с неопределенным обобществлением; и несмотря на критику в адрес капитализма из-за его безрассудной системы, определяющейся выгодой, социализм не разработал еще понятие плана.
Кроме институционального аспекта существует и моральный аспект. Социализм построит общество более справедливое, братское и т.д. Социализм позволит осуществить полное развитие человеческой личности, что не означает, однако, конец отчуждения, потому что понятие "отчуждение" не было в ходу в марксистской среде той эпохи: в то время с понятием "социализм" неизбежно сочетался второй аспект, который превышал в их глазах институциональный, - полное развитие человеческой личности, общество более справедливое и братское и т.д. Социалисты полагали - хотя никогда достаточно ясно не объяснили причины - что моральный облик социализма явится следствием социальных перемен.
До 1917 г никакой социалистический режим в действительности не существовал. Конечно, всем было известно эфемерное существование Парижской Коммуны, но она, прежде всего, не была социалистической и длилась так недолго, что о ней нельзя говорить как о режиме.
Вот в таком положении оказываются Ленин и большевики, захватившие власть в октябре 1917 г. В течение восьми месяцев они не решаются приступить к учреждению социализма, он возможен лишь тогда, когда страны Западной Европы и в особенности Германия также совершат революцию. Вот тогда-то и придет пора строить социализм. Пока же в России существует государственный капитализм. Затем, в течение летнего кризиса 1918 г. большевики приступают к созданию того, что впоследствии получит имя "военного коммунизма".
Этапы этого военного коммунизма широко известны. В целом, этот коммунизм представлял собой общую этатизацию, государственную национализацию, предпринятую Лениным. И внезапно большевики отдают себе отчет в том, что это и является социализмом. Благодаря этим мерам принятым Лениным (общая национализация в апреле-мае 1918 г. и декабре этого же года), социализм наконец приобретает свой конкретный современный смысл, который, конечно, не является единственным - многие троцкисты, маоисты, шведские социалисты и другие скажут, что советское правительство никогда не создало подлинного социализма, что настоящий социализм - это нечто другое. То есть их воображению рисуются другие единороги - но основной единорог был выведен в Советском Союзе.
Что же представляет из себя этот социализм?
1. Обобществление в смысле национализации или этатизации. Этатизация всей экономики и, следовательно, все социальные отношения подчиняются единственной центральной власти - партии-государству. Вот это-то и было создано Лениным - подвергнув все этатизации, потом объявить, что наступил военный коммунизм.
2. Социализм означает плановое хозяйство, потому что сам план возник во время гражданской войны, во время военного коммунизма, в результате ряда мер, которые продолжались от июня до декабря 1918 г. Решительно все этатизируют и национализируют. Но для того, чтобы вся система функционировала слаженно, большевики создают ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства), центральный организм со множеством главков для управления полностью этатизированной экономикой. Большевики рассуждают приблизительно так: "До сих пор вся мировая экономика действовала по нерациональному принципу частной выгоды: теперь же мы уничтожили этот принцип частной выгоды". Уничтожение этой выгоды означает в итоге уничтожение рынка и основание планового хозяйства. Уже не рыночная система, а плановая определяет капиталовложения. В действительности система военного коммунизма кончается полным провалом, /что/ вскоре приведет страну к решающему кризису.
Ленин задумывает нэп столь же быстро, как он задумал военный коммунизм. Первое решение было принято на X съезде партии относительно создания свободного рынка для продажи излишков хлеба: как только крестьяне справлялись с поставками государству, они имели отныне право продавать излишки.
Но Ленин быстро понял и вынужден был признать, что даже национализированный сектор, оставшийся значительным, начал функционировать сообразно с экономикой свободного рынка. Таким образом, меньше чем за год (между мартом и декабрем 1921 г.) Ленин соорудил вторую экономическую систему. После сооружения первой, которая называлась военным коммунизмом, это - система смешанной экономики, в которой существует огромный общественный сектор, но все действует по системе рыночной экономики. Государство использует кредиты и налоги для собственных нужд в сфере рынка, не доводя до крайности свою программу. Это положение было нечто вроде простейшей формы кейнсианства с национализацией в придачу, которая не входит в систему Кейнса. Подобная система до тех пор не существовала.
В начале, когда все ограничения периода военного коммунизма были аннулированы с тем, чтобы как можно скорее восстановить сельское хозяйство, рыночная экономика была жизненной необходимостью. С течением времени такие меры должны были прийти в противоречие с Партией-Государством. Лишь в 1924 г. сельское хозяйство оказывается способным прокормить страну - пришлось потратить три года на его восстановление. И в конце 1924 г. эта новая экономика рынка начинает нормально функционировать: наконец, более или менее, страна снабжена зерном, мясом и другими продуктами питания.
Затем следуют три года нэпа, относительно нормальные - с 1924 по 1927 гг. В 1927 г. промышленность и сельское хозяйство с трудом достигают показателей валовой продукции 1913 г. (учитывая территориальные потери, достигнуто 90% показателей промышленности 1913 г. и почти 100% сельского хозяйства). Следует признать, что достигнутый результат, после десяти лет революции равнявшийся уровню 1913 г., был далеко не блестящим.