МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Словарь международного права. 2014
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и др. участниками (субъектами) международного общения. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств принципы и нормы поведения субъектов международного общения, которые создаются путем соглашений между самими субъектами, как, напр., принципы ненападения, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны, соблюдения международных договоров. Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1970) приняла Декларацию о принципах международного права. Характеризуется как рядом черт присущих национально-правовым системам. так и обладает сугубо специфическими чертами - государства обладают суверенитетом и различными социально-политическими системами, отсутствие законодательного органа, наделенного компетенцией принимать нормы права, обязательные для субъектов М.п.; отсутствие системы судебных и исполнительных органов; различный характер субъектов международного права.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
Источник: Теория и история дипломатии. Словарь-справочник. 2014
Публичное международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, как и всякое право, историческое явление, оно начинает формироваться с возникновением государств. Объективные условия существования и развития государств вызвали необходимость установления между ними политических, экономических и других отношений и связей, которые постепенно приобретали более или менее регулярный характер, что потребовало их правового регулирования.
Частное международное право — это совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения семейно-правовые, трудовые и процессуальные), имеющие международный характер. В этих правоотношениях либо участвуют иностранцы, иностранные юридические лица и иностранные государства, либо их объектом является вещь, находящаяся за границей .
Некоторые государства, в частности — Российская Федерация, в конституции которой записан приоритет международного права над государственными законами, попадают в полную или частичную зависимость от транснациональных финансовых структур и других государств, которые используют положения международного права для закрепления своего доминирования на территории таких государств. Так, руководствуясь такими положениями, государственные деятели России считают, что выплата внешнего долга является более приоритетной задачей, нежели социальное обустройство жизни собственных граждан.
См. также: геноцид, конституция, национально-освободительное движение, оранжевая революция, самоопределение.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
имеют общедемократический характер (Г.И. Тункин). М.п. представляет собой особую правовую систему, состоящую из договорных и обычных норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами, соблюдение которых обеспечивается индивидуальным или коллективным принуждением со стороны государств, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместного нормотворчества; международное право – это особая система правовых норм, не входящих в какую-либо национальную систему права (Л.Г. Берлявский).В последнее время в трудах юристов-международников обозначилась тенденция определять М.п. как систему норм, регулирующих правоотношения с иностранным элементом на высшем уровне, соблюдаемых добровольно либо по принуждению. Л.И. Волова указывает на всеобщий координационный характер М.п.
Международные нормы, регулирующие отношения между государствами, особенно в области войны и мира, торговли, возникли в Древности и долгое время действовали в виде международных обычаев, и только в XIX веке стали оформляться в виде юридически оформленных международных соглашений, как правило, на специальных международных конгрессах и конференциях.
М.П. — это особая наднациональная система правовых норм, не входящая в какую-либо систему национального права и сама, в свою очередь, не включающая в себя нормы национального права. В систему М.П. входят как императивные нормы (обязательные для всех государств), так и диспозитивные нормы (от которых государства могут отступать, внося в них некоторые коррективы). Источником М.П. являются соглашения между государствами, а также уставы, положения и решения международных организаций, международных судебных и арбитражных органов. Важнейшим общемировым регулятором М.П. является, созданная в 1945 г,. Организация Объединенных Наций (ООН). В 1970 г. на XXV Генеральной Ассамблее ООН была принята Декларация о принципах международного права, содержащая систему императивных норм М.П.: 1) равноправие и самоопределение народов; 2) суверенное развитие государств; 3) нерушимость границ; 4) невмешательство во внутренние дела; 5) уважение территориальной целостности; 6) обязанность государств сотрудничать друг с другом; 7) уважение прав и свобод человека; 8) мирное разрешение международных споров; 9) отказ от применения силы и угрозы силой; 10) запрещение пропаганды войны; 11) добровольное соблюдение международных обязательств.
На современном этапе проявляется важная тенденция системного увязывания внутригосударственного и М.П., выделение относительно самостоятельных сфер М.П., развитие которых обеспечивается специальными международными организациями и соглашениями: международное трудовое право (регулирование отношений между государствами в деле улучшений условий труда и социальных гарантий), международное частное право (регулирование отношений между государствами в области имущественных и семейных отношений), международное экологическое право (регулирование отношений между государствами в сфере защиты окружающей среды и рационального природопользования), международное экономическое право (регулирование отношений между государствами в сфере международных экономических отношений), международное гуманитарное право (регулирование отношений между государствами по защите и покровительству жертв войн, вооруженных конфликтов и природных катастроф), международное космическое право (регулирование отношений между государствами по освоению и использованию космического пространства), международное морское право (устанавливает правовой статус и режим использования морских пространств и их ресурсов). Специально в современном М.П. регулируются отношения между государствами и в таких сферах, как здравоохранение, атомная энергетика, воздушное пространство, транспортировка энергоресурсов и др.
Е.Н. Мощелков
Источник: Политический словарь нашего времени.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Международное право представляет собой совокупность принципов и правил (норм) поведения в различных областях международных отношений, юридически закрепленных уставами, положениями, декларациями, решениями, постановлениями, меморандумами международных организаций, а также договорами и соглашениями между субъектами международного права.
Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил без которых невозможно их совместное существование.
Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения. Иначе говоря, международное право – это система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений.
Международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех или группы субъектов принципы и нормы международного общения. Оно создает международно-правовой механизм, позволяющий государствам обеспечивать свои интересы, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, развивать взаимоотношения, поддерживать международный мир и безопасность.
Для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической, культурной и других областях по окончании Второй мировой войны в 1945 г. была создана универсальная международная организация – Организация Объединенных Наций (ООН). В ее Уставе изложены общие принципы международного права.
В 1970 г. 25 сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла декларацию о принципах современного международного права.
К ним, в частности, относятся:
- равноправие и самоопределение народов;
- суверенное равенство государств;
- нерушимость границ;
- невмешательство во внутренние дела;
- уважение территориальной целостности;
- обязанность государств сотрудничать друг с другом;
- уважение прав и свобод человека;
- мирное разрешение международных споров;
- отказ от применения силы и угрозы силой;
- запрещение пропаганды войны;
- добровольное соблюдение международных обязательств.
Общепризнанные правовые принципы регулируют отношения между всеми государствами. Основные принципы международного права были закреплены также в правовых документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1986 г.
Современное международное право ограничивает принуждение в целях соблюдения его принципов и норм и требует от государств решения любых международных споров мирными средствами.
К ответственности за нарушения обязательств по международному праву могут привлекаться не только государства, но и физические лица. Так, международное право признает принцип индивидуальной уголовной ответственности, наряду с ответственностью государства за преступления против мира, против человечества, за военные преступления.
Международное право в период вооруженных конфликтов является самостоятельной областью международного права. Оно представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между участниками вооруженного конфликта и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, а также устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.
Международные правила, регулирующие отношения между воюющими государствами, возникли в глубокой древности, и длительное время существовали сначала в виде международных обычаев, а с XIX века стали преобразовываться в договорные нормы на специальных конгрессах и конференциях (например, Парижский конгресс 1856 г. и Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.).
Источник: Война и мир в терминах и определениях
По сравнению со всеми предшествующими историческими типами международного права современное международное право не является нравом сильного; его нормы издаются в процессе согласования воли государств; из современного международного права исключены такие принципы и институты международного права, как право государства на войну, право победителя, аннексия, контрибуция, деление народов и государств на «цивилизованные» и «нецивилизованные» и т.п. Международная практика США и ряда их союзников по НАТО, однако, показывает особые правовые амбиции этих государств, никак не связанные с общепризнанными нормами современного международного права.
Среди качественно новых принципов и институтов современного международного права следует отметить прижиты мирного сосуществования государств, их партнерского сотрудничества (последний принцип провозглашен, и после окончания «холодной войны», применяется во взаимоотношениях России и США, а также России с ведущими европейскими странами): принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях, равноправия и самоопределения наций и народов, разоружения под международным контролем, уважения прав человека и гражданина, основных политических свобод, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и т. д.).
Современное международное право развило и наполнило демократическим содержанием старые принципы международных отношений - суверенного равенства государств, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, выполнения международных обязательств, представления привилегий и иммунитетов дипломатическим агентам. Таким образом, современное международное право - это система политических и правовых норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права по спорным проблемам развития человеческой цивилизации.
Международно-правовые нормы характеризуются юридической обязательностью, содержат в своем составе санкции, предусматривающие в ряде случае и согласованные меры коллективного принуждения различного рода вплоть до военных акций против государств-агрессоров.
Нормы международного права классифицируются на: диспозитивные и императивные. Диспозитивные нормы могут видоизменяться или не применяться в основе согласования политической воли государств по конкретному вопросу. Императивные нормы (jus cogens) не могут изменяться по согласованию государств, а их нарушение делает договор, соглашение или другой какой-либо международно-правовой документ недействительным. Субъекты международного права - независимые друг от друга, неподчиненные какой-либо политической власти стороны международно-правовых отношений, обладающие юридической способностью к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей в международных отношениях.
К субъектам международного права относятся:
- государства:
- нации и народы, реализующие свое право на самоопределение. Эти субъекты являются суверенными (первичными), так как они обладают важным политико-юридическим свойством - суверенитетом:
- международные межправительственные организации:
- специфические государственно-подобные образования (например, Ватикан).
Особенностью международного права, особенно в его современном виде, является его тесная связь с политикой. Национальные и групповые интересы государства продолжают занимать важное место в формировании позиции по проблемам международных отношений, в определении методов, способов и средств их разрешения. В настоящее время при переходе от биполярной системы к однополярной (и лишь в перспективе - к многополюсной), в условиях уменьшения идеологических факторов на мировую политику, усложнения характера и увеличения количества глобальных проблем наметилась тенденция возрастания объективной роли международного права как системы правовою регулирования международного сотрудничества по новым направлениям, таким как космос, экология, освоение богатств мирового океана, ликвидация природных и техногенных катастроф, подобных той, которая произошла в Японии весной 2011 года, борьба с голодом в странах с низким уровнем экономического развития и других.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Источниками М.п. являются международные договоры и признанные государствами обычаи. Поскольку над суверенными государствами нет наднациональной власти, М.п. – это право между государствами, а не над ними.
В большинстве своих норм, которые признаны всеми государствами мира, М.п. универсально. В части же, признаваемой не всеми, но большинством стран мира, оно называется общим. Нормы М.п., установленные странами одного региона, создают региональное М.п., а нормы, установленные государствами в какой-либо области (например, в энергетике или в области добычи и сбыта нефти, мореплавании или воздушном сообщении), называются отраслевыми. Нормы, определяющие права и обязанности между двумя государствами, содержатся в многочисленных двусторонних договорах.
Принципы М.п. – это основные нормы, которые определяют его характер и создают опору для других его норм и институтов, способствуя устойчивости международных отношений. Они являются фундаментом международного правопорядка. Нарушение основных принципов М.п. затрагивает права и интересы большинства других участников международного сообщества. В настоящее время центральной частью М.п. является Устав ООН, содержащий основные принципы современных международных отношений, обязательные для исполнения всеми странами и обладающие верховенством по отношению ко всем остальным нормам М.п.
Согласно Уставу ООН государства обязались развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства, соблюдать принцип суверенного равенства всех членов ООН, разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Кроме того, Устав ООН утвердил принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основе Устава).
Главные принципы Устава ООН были подтверждены и развернуты в Декларации о принципах М.п., касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (24 октября 1970 г.), а в дальнейшем – в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 г. в Хельсинки.
В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательств извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм М.п., а также из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам М.п.
Все вышеуказанные принципы неоднократно подтверждались в других декларациях, конвенциях и иных основополагающих документах, содержащихся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, которыми было установлено, что при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
В нормах М.п. определены основные понятия и институты международных отношений, а также связанные с ними права и обязанности государств и международных организаций. Они содержат определение государства как субъекта международного права, его суверенитета, территории, населения, а также понятия правопреемства государств, их международно-правовой ответственности. Кроме того, эти нормы определяют институты международного договора, переговоров, посредничества, международных конфликтов, мирного урегулирования споров, представляющие собой методы осуществления отношений между государствами.
В системе норм М.п. различают отрасли, в которых группируются нормы, относящиеся к отдельным областям международного регулирования:
• дипломатическое и консульское право определяют представительские отношения государств и правила обслуживания граждан и торгово – экономиче ских организаций за границей;
• в области международной безопасности и разоружения нормы М.п. устанавливают порядок и гарантии поддержания международного мира;
• морское право регламентирует режим морских пространств и их использования;
• воздушное право определяет права и обязанности государств в связи с воздушными сообщениями;
• космическое право определяет порядок исследования и эксплуатации космического пространства;
• международное гуманитарное право закрепляет и содействует развитию прав человека;
• отдельную отрасль составляют нормы, определяющие порядок экономического и научно-технического сотрудничества государств, международно-правовой охраны окружающей среды и др.
М.п. всегда неразрывно связано с политикой государств. Оно является продолжением их политики, закрепленной на определенный, нередко очень продолжительный период, в виде норм, создающих юридическую обязанность этих государств действовать именно так, как они договорились в своих соглашениях. На протяжении всей истории М.п. в его основе находится принцип, который древние римляне сформулировали как «pacta sunt servanda» – «договоры должны соблюдаться». В отличие от положения внутри государства, где соблюдение права обеспечивается государственным аппаратом, в международных отношениях, где нет негосударственной власти, государства вынуждены при нарушении своих прав брать их защиту в собственные руки. При этом они обращаются за поддержкой к другим государствам, заинтересованным в сохранении авторитета и действенности М.п., чтобы совместно прибегнуть к санкциям или иным принудительным мерам для восстановления нарушенных прав. В настоящее время эти действия государств регламентируются Уставом ООН. Будучи тесно связанным с политикой, М.п. само являлось в прошлом и в настоящее время остается полем острой политической борьбы различных групп государств за развитие и применение его институтов и норм в соответствии с их интересами. В эпоху Древнего Рима М.п. отражало существовавшие в то время отношения гегемонии Древнего Рима и подчиненных ему народов, в Средние века оно определяло отношения государств – сюзеренов и вассалов, а в более позднее время – взаимоотношения европейских монархий друг с другом. В XX в. произошла значительная демократизация международных отношений, тем не менее на рубеже XX и XXI вв. некоторые наиболее развитые государства стремятся ограничить действие суверенитета других стран, утверждая, что в эпоху глобализации границы между странами стираются. Некоторые державы и группы государств (НАТО) претендуют на исключительное право поддерживать порядок и демократию западного образца в различных регионах мира. Под предлогом «гуманитарной интервенции» они готовы вмешиваться во внутренние дела других стран, выступая в роли международного полицейского. Нередко «борьба за право» проходит по линии раздела интересов стран развитого Севера и развивающегося Юга. Не ушли в прошлое и попытки отдельных государств игнорировать нормы М.п., а иногда и прямо нарушать их.
Основой для сохранения мира служит международно-правовая система, предусмотренная в Уставе ООН. На Совет Безопасности ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя эту задачу, Совет Безопасности ООН действует от имени всех государств – ее членов. ООН вправе «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Реализм, заложенный в Уставе ООН, заключается в том, что в состав Совета Безопасности, уполномоченного принимать такие меры, вплоть до принудительных, входят пять великих держав – постоянных членов Совета, которые (при условии их согласия) в состоянии обеспечить выполнение поставленных перед ООН задач по поддержанию мира. Вместе с тем в ООН действует демократическая система ежегодного обсуждения всех мировых проблем в главном органе – на Генеральной Ассамблее, где все государства-члены участвуют в принятии рекомендательных решений с правом голоса на основе принципа их суверенного равенства. Эта система ООН, хотя и нуждается в постоянной актуализации, в целом является наиболее продвинутым этапом развития современного М.п. В соответствии с принципами Устава ООН государства выработали и ввели в действие многие договоры, определяющие сегодняшнее состояние международных отношений. К таким важнейшим договорам относятся соглашения между Россией (СССР) и США о сокращении стратегических вооружений, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), договоры о запрещении ядерных испытаний, соглашения о неразмещении ядерного оружия в космосе, договор об Антарктике, соглашения о безъядерных зонах в различных регионах мира, договоры о НАТО, СНГ, Европейском сообществе, договоры о региональных интеграционных объединениях, Заключительный акт ОБСЕ, Венские конвенции о дипломатических и консульских сношениях, уставы специализированных учреждений ООН, Всеобщая декларация прав человека, пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., соглашения по охране окружающей среды и природных ресурсов и др.
Перечисленные и многие другие соглашения и декларации, а также решения ООН и ее международных организаций, обычаи, признаваемые в качестве правовых норм, и решения международных судебных органов образуют общую систему М.п., в рамках которой сегодня осуществляются международные отношения.
Вместе с тем сегодня международно-правовая основа современных международных отношений оказалась в кризисе. Роль М.п., его моральный авторитет и моральный авторитет международных организаций, включая ООН, были подорваны в первую очередь действиями США в Югославии и Ираке. Это многим внушило подозрение, что на самом деле М.п. носит лишь декларативный характер и не является источником силы. Право в настоящее время санкционируется силой. Есть сила – есть и право. Такое положение недопустимо и заставляет задуматься о переоценке роли М.п. в целом. Поэтому нужно решить вопрос о соотношении права и силы. Развитым странам мира необходимо продемонстрировать свое уважение к международному праву, а для этого начать меняться самим. (С.В. Коршунов, В.Л. Олеандров)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.
Источник: Дипломатический словарь