1225 или 1226–1274) – крупнейший католический философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т.д.). Доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция «естественного права» и другие), утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: “Сумма теологии”, “Сумма против язычников”. Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.
ФОМА АКВИНСКИЙ
Фома Аквинский
Источник: Философия политики: словарь персоналий
АКВИНСКИЙ (Aquinas) Фома
12251274) — средневековый теолог и философ, доминиканский монах. В работе «О правлении властителей» предпринял попытку объединить идеи Аристотеля и христианские догматы в новой доктрине государства. Выделял пять форм правления: монархию, аристократию, олигархию, демократию и смешанную форму. Автор теории политического неравенства, в которой, несмотря на признание справедливого характера правления монархов, указывались пределы государственной власти, выход за которые (незаконное овладение властью, неправильное использование закона правителем, злоупотребление властью вассалами или правителями) дает право народу на ее свержение. B 1323 г. причислен к лику святых. В 1567 г. признан «Общим учителем Церкви». Основные работы: «Философская сумма» (1261-1264) и «Сумма теологии» (1265-1273). Цитата: «Если для человека естественно, что он живет в обществе многих, то людям нужно, чтобы было у них то, чем общество управляемо... Один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». Аквинский Ф. «О правлении государей»
Источник: Новейший политологический словарь
ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas)
теолог и философ. Осуществил синтез аристотелевского учения о государстве с христианским взглядом на жизнь и предназначение человека. Для Ф.А. государство является не продуктом греха, но скорее следствием общественной природы человека. Аристотелевскую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения.
Разделяя вслед за Аристотелем формы правления на монархию, аристократию и демократию, Ф.А. рассматривал первую как наилучшую из всех, полагая, что она в наибольшей степени воплощает единство цели и воли по сравнению с др. формами и поэтому лучше всего может служить задаче сохранения единства общества. К этому аргументу в Новое время будут обращаться все теоретики монархии.
Примечательной чертой политической теории Ф.А. является разработка им концепции "государства всеобщего благоденствия". Философ видел, что функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни. Оно должно контролировать торговлю, препятствовать получению несправедливых и чрезмерных доходов и, защищая справедливые цены и плату за труд, способствовать увеличению богатства своего народа.
Значение политической теории Ф.А. заключается, прежде всего, в том, что, оставаясь на типично средневековой точке зрения по вопросу о различных функциях и целях государства и церкви, он с особой силой защищал идею предела государственного вмешательства, отвергал претензию законодателей преобразовывать все и вся исключительно при помощи законодательных предписаний, устанавливая контроль над духовной и частной жизнью людей.
Разделяя вслед за Аристотелем формы правления на монархию, аристократию и демократию, Ф.А. рассматривал первую как наилучшую из всех, полагая, что она в наибольшей степени воплощает единство цели и воли по сравнению с др. формами и поэтому лучше всего может служить задаче сохранения единства общества. К этому аргументу в Новое время будут обращаться все теоретики монархии.
Примечательной чертой политической теории Ф.А. является разработка им концепции "государства всеобщего благоденствия". Философ видел, что функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни. Оно должно контролировать торговлю, препятствовать получению несправедливых и чрезмерных доходов и, защищая справедливые цены и плату за труд, способствовать увеличению богатства своего народа.
Значение политической теории Ф.А. заключается, прежде всего, в том, что, оставаясь на типично средневековой точке зрения по вопросу о различных функциях и целях государства и церкви, он с особой силой защищал идею предела государственного вмешательства, отвергал претензию законодателей преобразовывать все и вся исключительно при помощи законодательных предписаний, устанавливая контроль над духовной и частной жизнью людей.
Источник: Политология: Словарь-справочник
ФОМА АКВИНСКИЙ
(Aquinas, St. Thomas) (ок. 1225–74) Теолог-католик и политический философ, один из крупнейших представителей научной мысли средневековья, основатель томизма. В основе его политической теории лежал аристотелизм. Она изложена в комментарии к "Политике" Аристотеля (Aristotle) (который содержится в трактате "De regimine principum" ("О правлении государей"), написанном при дворе Папы Римского в 1259–68 гг. и законченном другими), а также в большом сочинении "Summa Theologiae" II ("Сумма теологии" II). Часть первая. Рубрики 90–97. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский утверждал, что государство есть институт естественный, а не традиционный (как общественные организации, компании или клубы) и представляет собой идеальное общество ("communitas perfecta"). Государство естественно, потому что люди – это общественные животные. Им необходимо объединяться, чтобы выжить, обеспечить себе хорошее существование и создать условия для развития культуры. Стадные животные действуют инстинктивно, люди – опираясь на разум. Государство идеально, поскольку (в принципе) способно обеспечить человеку достижение его жизненных целей и не зависит ни от какого высшего общества в отличие от семьи (также естественного общества), выживание и материально-культурное развитие которой связаны с более крупным обществом. Любая власть, считает Фома Аквинский, от Бога (и в этом его отличие от Аристотеля), поскольку она связана с правом на жизнь и на смерть, которые, согласно церковной доктрине, являются прерогативой Бога. Однако он возвращается к аристотелизму, утверждая, что суверенитет верховной власти естественен (будь то монарх, парламентское правление или народное правительство) и что он дается Богом, но через посредство народа. Суверенитет естественен, потому что без органа управления, принимающего решения, обязательные к выполнению, возникнет анархия (anarchy), и люди могут уничтожить друг друга. Он дается через посредство народа, поскольку независимо от формы правления должен отражать его интересы. "Если народ (multitudo) не имеет возможности свободно устанавливать законы или отменять те, что ему навязывает высшая власть, то у него все равно есть обычаи, которые принимают форму закона, поскольку именно на основании этих обычаев те, кто вводит законы, имеют на это право" ("Сумма теологии" II. Часть первая. Рубрика 97, статья 3). Поэтому государство ни в коей мере не зависит от церкви. Цели и роли этих институтов совершенно различны. Вместе с тем Фома Аквинский верил в сверхъестественную цель человечества. Церковь в достижении этой цели является идеальной организацией, поскольку не зависит ни от какого другого института. По томистским взглядам, церковь как таковая ни в какой форме не подчинена государству, в то время как государство должно принимать во внимание интересы церкви, поскольку ее цель более возвышенна и к ней стремится каждый гражданин. Фома Аквинский сравнивает отношения между церквью и государством с отношениями между душой и телом. Как душа, так и тело играют особую, только им присущую роль, но в конечном счете роль души важнее. Это единство предназначения проявляется в гражданине, который имеет одну цель, но различные духовные и материальные потребности. Отношение гражданина к государству также имеет холистический характер. Гражданин подчинен государству, как часть подчинена целому, как части тела – телу. Но это не дает государству права неограниченной власти. С одной стороны, нельзя подчиняться закону, который противоречит закону Божию, с другой – гражданские законы, противоречащие естественному (т.е. духовному) закону, недействительны. В этом Фома Аквинский солидарен с большинством средневековых мыслителей, как и в признании правомерным тираноубийства. Поскольку политической властью наделяет Бог, правитель управляет как бы по доверенности. Если он злоупотребляет этим доверием и становится тираном, власть следует отобрать, даже если это сопряжено с насилием. Философские взгляды Фомы Аквинского до сих пор не потеряли актуальности. У него еще многому можно поучиться, особенно в том, что касается места и роли церкви, общих проблем суверенитета власти, прав граждан и силы закона. Его соединение аристотелизма с христианством внесло существенный вклад в развитие политической теории.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь