НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
защищенность важнейших интересов народа, нации, государства, национальных ценностей, государствообразующего этноса.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Национальная безопасность
защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость личности, общества и государства к неблагоприятным условиям существования.
Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.
Безопасность национальная
обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан.
Источник: Политико-терминологический словарь
Национальная безопасность
состояние защищённости и сохранности всей системы национальных интересов и традиционных устоев жизнедеятельности общества от реальных и потенциальных угроз.
Источник: Мировая политика и международные отношения.
Национальная безопасность
категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.
Источник: Политико-терминологический словарь
Национальная безопасность
это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Национальная безопасность
состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие государства.
Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
фр. national, от nation — нация и лат. natio — народ, нация) — совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социальноэкономическое и духовно-культурное развитие общества, независимость, защиту суверенитета и территориальной целостности государства.
Источник: Новейший политологический словарь
Национальная безопасность
одна из центральных проблем геополитики. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, включающих военно-политические и экономические направления внешней и внутренней политики.
Доктрины предусматриваютзащиту многомерного коммуникационного пространства государства от внешних и внутренних вызовов.
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
состояние защищенности жизненно важных национальных интересов в экономической, политической, военной, экологической, информационной и других областях от реальных и потенциальных угроз. Важнейшей составляющей национальной безопасности является сохранение традиционного духовно-нравственного уклада.
Национальная безопасность тесно связана с безопасностью международной, так как надежная безопасность государства может быть обеспечена лишь в рамках международной безопасности.
Источник: Война и мир в терминах и определениях
Национальная безопасность
защищенность жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Н.б. обеспечивает целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию страны. Н.б. достигается путем предупреждения и ликвидации угроз и опасностей. Их источники классифицируются: по характеру действия субъектов— специально, преднамеренно или непреднамеренно созданные; по отношению к объектам опасности — внутренние и внешние; по сферам проявления — государственная, экономическая, общественная, военная, информационная, экологическая и иные виды безопасности.
Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
комплексное, интегрирующее понятие, включающее в себя безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. При этом элемент «национальная», происходящий от термина «нация», который первоначально употреблялся в этническом значении, в данном случае, как правило, означает безопасность многонационального народа как носителя государственного суверенитета. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» «настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации…» (ст. 1).
Источник: Словарь международного права. 2014
Безопасность национальная
совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз. Национальная безопасность предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Безопасность национальная реализуется в двух измерениях: а) безопасность государства (включает круг проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования государственного механизма); б) безопасность гражданского общества (социальная защищенность граждан, защита их жизни, здоровья, собственности, основных прав и свобод и т. д.). Основные слагаемые безопасности национальной: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность, безопасность культурного развития нации.
Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
одна из центральных проблем геополитики, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Различается военная, социальная, экономическая и территориальная безопасность. В социальной сфере выделяется правовая, интеллектуальная и духовно-культурная безопасность, в экономической сфере – финансовая, хозяйственная и технологическая. Территориальная безопасность подразделяется на экологическую, сырьевую и жизненную. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, включающие военно-политические и экономические направления внешней и внутренней политики. Доктрины предусматривают защиту многомерного коммуникационного пространства государства от внешних и внутренних вызовов. В современном мире меняются главные приоритеты Н.Б. государства. Объектами поражения в войнах и конфликтах становятся наряду с материальными целями ценности, которые можно защитить при наличии чувства достоинств, национальной гордости и цивилизационной принадлежности.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ (государственная)
внутреннее состояние и международное положение страны, надежно обеспечивающие ее свободу, независимость, целостность, интересы и исключающие реальную угрозу внутренней дестабилизации и внешнего нападения.
Б.Н. - многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Так, можно и нужно говорить о политической, экономической и духовно-идеологической Б.Н. С другой стороны, Б.Н. предполагает не только безопасность государства, но и общества, социальных и национальных общностей, личности. Серьезную угрозу Б.Н. создают разгул преступности, острые социальные, межэтнические и религиозные конфликты, деструктивные действия внутренних социально- политических сил, движений, партий, грубые и массовые нарушения прав и свобод человека, законности, дисбаланс важнейших интересов личности, общества и государства и т.д. Важным условием и принципом Б.Н. служит сегодня включенность страны в систему региональной и международной безопасности.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
БЕЗОПАСНОСТЬ национальная
состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности нации, понимаемой в одних случаях как форма этнической общности людей, в других — как политическое образование (нации-государства), при которых обеспечивается защищенность ее жизненно важных интересов, гарантируется несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов ее выживание, свободное, независимое функционирование и процветание при сохранении фундаментальных ценностей и основных институтов. Основными объектами Б.н. выступают: личность, ее права и свободы; социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправление; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Нация находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы и она в состоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.Особое место в системе Б.н. занимает военная безопасность, под которой понимается способность нации предупредить угрозу применения либо применение военной силы и противостоять ей. В Российской Федерации система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности и важнейшие направления государственной политики в этой области сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В ней под Б.н. понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам в сферах правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией, пограничной деятельности и обороны, миграционной политики, здравоохранения, образования и науки, научно‑технической и инновационной политики, культурного развития населения, обеспечения свободы слова и информационной безопасности, социальной политики и пенсионного обеспечения, жилищно‑коммунального хозяйства, рынка финансовых услуг, защиты прав собственности, фондовых рынков и оборота ценных бумаг, налогово‑бюджетной и таможенной политики, торговли и предпринимательской деятельности, рынка банковских услуг, инвестиционной политики, ревизионной деятельности, монетарной и валютной политики, защиты информации, лицензирования, промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, информационных технологий, энергетики и энергосбережения, функционирования естественных монополий, использования недр, земельных и водных ресурсов, полезных ископаемых, защиты экологии и окружающей природной среды и других сферах государственного управления при возникновении негативных тенденций до создания потенциальных или реальных угроз национальным интересам. Основные принципы государственной политики, направленной на защиту национальных интересов и гарантирование в Украине безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности определяет Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» (2003 г.).
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
Национальная безопасность
создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения национальной экономике и обществу невосполнимого ущерба. Национальная безопасность отражает связь безопасности с нацией, т.е. с определенной территориально культурной общностью, основанной на устойчивых социальных, политических, экономических, культурно религиозных и иных связях. Нация может включать в себя множество национальностей. В этом плане национальная безопасность характеризует состояние нации как целостной системы, включающей общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, способствующие или препятствующие реализации национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. Обычно понятие национальной безопасности выделяет три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Для демократических обществ безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности. Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества. Безопасность общества предполагает наличие институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих развивать и реализовывать права и свободы всех групп населения и противодействовать действиям, ведущим к расколу общества. Безопасность государства достигается наличием эффективных механизмов управления и координации деятельности политических и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз. Б.н. предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела.
Б.н. реализуется в двух измерениях: а) безопасность государства (включает круг проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования государственного механизма); б)безопасность гражданского общества (социальная защищенность граждан, защита их жизни, здоровья, собственности, основных прав и свобод и т.д.).
Основные слагаемые Б.н.: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность, безопасность культурного развития нации.
Факторы и показатели Б.н.: в политической сфере - способность нации самостоятельно решать вопросы государственного устройства и развития страны; в социально-экономической сфере - уровень и темпы развития производительных сил; степень использования научно-технических достижений в производстве; наличие развитой сырьевой базы; уровень квалификации кадров; характер интеграции в мировые экономические связи.
На протяжении всей истории человечества Б.н. отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время этот компонент Б.н. также играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как состояние вооруженных сил страны и возможные театры военных действий; наличие (или отсутствие) военных союзников; размеры военного бюджета; научно-технический, экономический и демографический потенциал страны; моральный дух нации.
Однако обострение глобальных проблем во второй половине XX в. обусловило более широкое понимание Б.н. как экологической, демографической, энергетической, продовольственной и др. форм безопасности. В этой связи все большее значение приобретают такие факторы, как качество окружающей среды и эффективность экологической политики, динамика изменения народонаселения и его качественного состава, устойчивость снабжения продуктами питания населения, обеспечение промышленности сырьем, стабильный и достаточный доступ к источникам энергии ,и т.п.
Источник: Политология: Словарь-справочник
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ключевое, базовое понятие, характеризующее защищенность всех систем жизнеобеспечения общества, человека и государства, их целей, идеалов, ценностей, интересов от внутренних и внешних угроз, способность противодействовать, своевременно адаптироваться к новым условиям развития как в сфере природы, окружающей среды, так и к тенденциям, закономерностям мирового и на-ционального развития. Безопасность государства зависит от интеллектуального потенциала, умений и воли народа. Это состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности нации, понимаемой в одних случаях как форма этнической общности людей, в других — как политическое образование («нации-государства»), при которых обеспечивается защищенность ее жизненно важных интересов, гарантируется, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, ее выживание, свободное, независимое функционирование и процветание при сохранении своих фундаментальных ценностей и основных институтов. Основными объектами Н. б. выступают: личность, ее права и свободы; социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправление; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Нация (страна) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в состоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и др. действий. Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая и многосторонняя характеристика. В содержательном плане она включает в себя следующие виды: экономическую, социальную, политическую, экологическую, технологическую, интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую и др. виды безопасности. Особое место в системе Н. б. занимает военная безопасность, под которой понимается способность нации предупредить или противостоять угрозе применения либо применению военной силы. В Российской Федерации система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности и важнейшие направления государственной политики в этой области сформулированы в документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Лит.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Безопасность Евразии. 2009. № 2.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Национальная безопасность
категория политической науки, которая характеризует состояние политических и социальных институтов, обеспечивающих их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 году в послании президента Т.Рузвельта (Теодор Рузвельт (1858-1919), 26-й президент США: 1901-1909 - от республиканской партии), где он обосновал присоединение зоны Панамского канала к США интересами «национальной безопасности» страны. В последующие годы, в том числе и в XXI веке, эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов. Источник термина «национальная безопасность» американские авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен политологом и социологом У.Липпманом. Большинство исследований определяет национальную безопасность через силу, т.е. преобладание экономической и военной мощи над другими государствами (особенно после исчезновения Советского Союза как второй сверхдержавы). Наиболее известными авторами по проблеме национальной безопасности являются: Б.Броуди, М.Гальперин, Г.Кан, Г.Киссинджер, Г.Моргентау, Дж.Шлессинджср и др. В конце XX века - начале XXI века проблема национальной безопасности стала центральной в исследовательской деятельности школы «стратегического анализа».
В России осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 года предпринималось н рамках Комитета ВС по обороне и госбезопасности при активном участии ученых молодой в то время политической науки: были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.
Национальная безопасность как категория политологии отражает связь безопасности с интересами нации, т.е. с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях. Суть национальных интересов состоит, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных политических возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества.
В понятии национальной безопасности выделяют три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их роль и место определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и особенно тоталитарные политические режимы, постоянно создающие такие критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократических государств безопасность государственная и общественная не является самоцелью, но становится функцией обеспечения политической свободы для граждан, безопасности личности. Безопасность личности, общества и государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
В содержательном плане в национальной безопасности вычленяются различные области, структурные элементы, к которым, в первую очередь относятся: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная составляющие и безопасность культурного развития нации.
Сущность политической безопасности состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Национальная безопасность
Проблемы национальной безопасности России активно обсуждаются в экспертном сообществе. Однако до сих пор нет четкого представления об источниках угрозы и, соответственно, о способах реагирования на вызовы современного мира. Большинство концептуальных документов РФ, посвященных этой проблематике, основаны на списке приоритетов времен «холодной войны».
Концепция национальной безопасности, Концепция внешней политики, Военная доктрина и даже «Актуальные задачи Вооруженных сил» (так называемая Белая книга Министерства обороны, выпущенная в 2003 г.) в принципе правильно прогнозируют возникновение и развитие определенных процессов на международной арене. Однако их интерпретация, а также расстановка по степени важности свидетельствуют о том, что Россия все еще находится во власти мифов. Многие угрозы, сформулированные в той же Концепции национальной безопасности, давно уже воплотились на практике и должны были бы означать прекращение существования России как государства. К счастью, этого не произошло, что лишний раз свидетельствует о необходимости смены акцентов и более адекватной оценке мира. Большинство заявлений и доктринальных документов по этой тематике никоим образом не связаны с ключевым фактором — финансированием. В то время как в официальной риторике Россия фиксирует в качестве главного направления борьбу с международным терроризмом, львиная доля ее военного бюджета идет на закупку тяжелой техники, содержание стратегических ядерных сил и разработку вооружений, которые вряд ли будут использоваться для защиты от террористов. В частности, это «супероружие», способное пробивать противоракетную оборону любой страны и актуальное лишь для очередной войны с США, которой никто не ожидает. Рассуждая об угрозах стабильности России, исходящих от наркоторговцев или экстремистов, главным образом расположенных за южными рубежами страны, военные не перестают повторять о «западном» и «восточном» театрах военных действий, по-прежнему испытывая необъяснимый страх перед НАТО или КНР.
В числе внешних угроз, по мнению россиян, лидирует международный терроризм (61%). Не меньше беспокоит и увеличение разрыва между богатыми и бедными странами (23%). Не случайно в России прежде всего говорят об экономических корнях терроризма, которые кроются в социальном неравенстве, совмещенном с этническим и религиозными экстремизмом (с подозрением смотрят на рост исламских настроений 16% опрошенных). 22% респондентов с опасением наблюдают за дальнейшим усилением военно-политического влияния США в мире, ожидая от нового «гегемона» очередных непродуманных шагов, способных привести к новой мировой войне (17%).
В любом случае, нагнетание обстановки и стимулирование мифа об «осажденной крепости» — рассуждения о подрывной деятельности неправительственных организаций, активизации работы на территории России иностранных спецслужб, грандиозные маневры по всем фронтам, призванные продемонстрировать неуклонно растущую мощь находящейся в периоде полураспада российской армии — все это не может не сказываться на общественном мнении. Может быть, поэтому в числе приоритетов второго порядка (после социальных нужд и ЖКХ) для россиян является важным увеличение бюджетного финансирования на национальную оборону (29%) и безопасность (23%). Пока же остается только надеяться, что армия способна защитить страну в случае внешней агрессии, а боеспособность ряда видов вооруженных сил и родов войск еще достаточно высока.
К счастью, подавляющее большинство россиян довольно трезво смотрят на возможные угрозы для нашей страны. Наиболее реальными они считают опасности четырех видов: экономические, террористические, экологические и демографические. Первые места в рейтинге занимают страх резкого снижения уровня жизни, вплоть до голода значительной части населения (70%); террористические акты в отношении стратегически важных объектов (атомных электростанций, водохранилищ, городских систем жизнеобеспечения и т. д.) (67%); экологическая катастрофа (59%); упадок культуры, науки и образования (59%). Особое место занимает демографическая проблема — вымирание российского населения из-за низкой рождаемости (58%); заселение России представителями иных национальностей — китайцами, вьетнамцами и др. (58%).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image57.png" width="434" height="436" alt="" style="border-width:0px;"
Немногим менее половины опрошенных оценивают как вполне реальные угрозы исчерпание запасов нефти и газа, других природных ископаемых (47%); раскол накануне президентских выборов 2008 г. внутри нынешней правящей верхушки, ожесточенную «драку за власть» (46%); потерю некоторых приграничных территорий — Калининградской области, Приморья и др. (42%).
Еще ряд опасностей общественное мнение относит к разряду скорее маловероятных или спорных (от 20 до 37%). Это массовые эпидемии (холера, СПИД, атипичная пневмония и т. д.); распад России на несколько самостоятельных государств; «оранжевая революция» в России, наподобие того, что происходило на Украине, в Грузии, Киргизии; переворот при поддержке западных спецслужб; гражданская война в России; военные конфликты с ближайшими соседями (Украина, Грузия, страны Балтии и т. д.); война со странами Юга и Юго-Востока. Практически нереальными значительной части россиян представляются: приход к власти фашистов (только 11% опрошенных признают реальность этой угрозы); война со странами Запада (17%); потеря государственного суверенитета России, введение над ней «внешнего» управления со стороны США и стран Запада (18%).
Таким образом, страхи, культивируемые элитой, — потеря государственного суверенитета, распад страны, бархатные революции и т.п. — значительная часть опрошенных не воспринимает всерьез. Примечательна в этом смысле проблема фашизма. В то время как более 70% россиян говорят о том, что она якобы актуальна для нашей страны, в списке угроз она занимает одно из последних мест, а антифашистские и откровенно фашистские мероприятия собирают отнюдь не такое большое количество людей.
Наибольший страх лично для себя респонденты испытывают перед терактами (36% опрошенных), вымиранием населения страны из-за низкой рождаемости (33%), резким снижением уровня жизни (30%). Далее в списке угроз — экологическая катастрофа (21%); гражданская война (18%); распад страны (15%); исчерпание природных ископаемых; эпидемии (по 14%); упадок культуры, науки, образования (13%); заселение страны людьми других национальностей (12%). Прочие предполагаемые опасности страшат респондентов заметно реже. Теракты представляются наиболее вероятными и вызывают наибольшие опасения в группе 25–34-летних, а также среди финансово благополучных респондентов. На опасность резкого снижения уровня жизни как наиболее вероятную и грозную обращают внимание в первую очередь респонденты старшего возраста, а также материально неблагополучные опрошенные. В этих же группах чаще боятся вымирания населения страны из-за низкой рождаемости.
В целом наблюдается серьезный разрыв между угрозами, которые видит для страны элита, с одной стороны, и общество, — с другой. Разумеется, что рассудить их может только время, однако с точки зрения практической политики, такой разрыв несет два отрицательных момента. Во-первых, он не позволяет в полной мере мобилизовать население на ликвидацию угроз. Власть и общество говорят в данном случае на разном языке, причем россияне, судя по всему, выступают с гораздо более прагматичных позиций. Они настроены более дружелюбно по отношению к остальному миру, склонны к нейтралитету и невмешательству, больше озабочены решением собственных проблем и хотели бы, чтобы чиновники также уделяли бы им больше внимания. С этим связано второе негативное последствие. Игнорируя реальные страхи, существующие в общественном сознании, и подогревая мнимые угрозы, элита способствует появлению фрустраций и росту недовольства политикой страны. Не получая адекватных ответов на демографическую или экологическую угрозу, по-прежнему опасаясь резкого снижения уровня жизни, люди теряют уверенность в завтрашнем дне, снижается их доверие правящему режиму. Поэтому крайне важными представляются усилия по преодолению этого разрыва, а также определению общего стратегического вектора развития страны, что позволило бы привести список приоритетов в сфере национальной безопасности в соответствие с общемировыми тенденциями.
Д. В. Поликанов
Источник: Словарь политических терминов.