гр. arche начало + typos образ) - прообраз, первичная форма, образец.
АРХЕТИП
АРХЕТИП
Источник: Политология: Словарь-справочник
Архетип
от греческого "arce", "начало", и "tupoz", "тип", "образец". Дословно - "первоначальный образец".
Источник: Политическая философия: глоссарий
Архетип
скрытый в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенно влияющий на поведение и выбор человека.
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Архетип
(гр. αρχή— начало + τοπος— образ) — прообраз, идея. Основатель Милетской философской школы в Древней Греции Фалес считал, что существует первоначало всего сущего — «архэ» (αρχή). Эту концепцию развили его ученики Анаксимандр и Анаксагор. Швейцарский психолог К.Г. Юнг постулировал существование в психике человека коллективного бессознательного, которое является отражением опыта прежних поколений, запечатлевшегося в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие прообразы — А. (напр., образ матери — земли, героя, мудрого старца, демона и т. д.). Динамика этих образов лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. п. В аналитической психологии Юнга А. — изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом «коллективном бессознательном», априорно формирующие активность воображения. А. недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние события. А., как и мемы, можно представить как строительные блоки индивидуального, группового и общественного сознания, культуры. См. также Адаптивный архетип, Системные архетипы, Фундаментальные архетипы.
АРХЕТИП
понятие, возникшее в философии Античности, встречающееся, в частности, у Платона, а позднее у Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.), обозначавшее прообраз, идею, впоследствии составившее основу аналитической психологии Карла Густава Юнга. Юнг определяет А. как врожденный структурный элемент «коллективного бессознательного», архаическое психическое наслоение повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний человека; универсальный, общечеловеческий первообраз и идею, проявляющуюся как индивидуально, так и в различных мифологических, культурных системах. А. определяется не содержательно, а формально. Содержательно можно определить только первообраз. Сам по себе А. представляет собой пустой формальный элемент. Наследуется не представление, а форма, которая в этом отношении точно соответствует инстинктам, которые тоже можно определять только формально. А. — это всеобщее представление о действительности. Данный фактор объясняет то, что в кризисных ситуациях общественной жизни архетип бессознательно возрождается. Таким образом, А. способен определять действия людей в различных сферах жизни. Роль А. в политической жизни можно определить исходя из аксиологической функции политической системы. Выражение и формирование ценностей и норм, происходит во многом на основе существующих в обществе архетипических моделей. Если рассматривать политическую идеологию как инструмент политической системы, то можно констатировать, что она, обращаясь как к иррациональным, так и рациональным элементам массового сознания, формирует мифы, оживляет архетипы и стереотипы для утверждения определенных ценностей. Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, располагают к тому, чтобы индивид или группа индивидов испытывали определенные чувства или мыслили определенным образом относительно данного объекта или ситуации.
К.Ю. Аласани
К.Ю. Аласани
Источник: Политический словарь нашего времени.