ПРОТЕСТАНТИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРОТЕСТАНТИЗМ
одно из трех основных направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Свободная духовная зона между человеком и богом. П. откололся в период Реформации от католицизма и существует в нескольких видах (англиканство, кальвинизм, лютеранство, баптизм и др.).

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Протестантизм
совокупность ряда самостоятельных и разнообразных христианских церквей и сект, возникших в XVI веке в странах Западной Европы в связи с реформацией — противокатолическим движением. Основные формы протестантизма: лютеранство, анабаптизм, кальвинизм, англиканская церковь (см.).

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ПРОТЕСТАНТИЗМ
одно из главных направлений в христианстве наряду с православием и католицизмом. П. возник в XVI в. в эпоху Реформации. Первоначальными формами П. были: лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитаризм и социнианство, анабаптизм и менонианство, англиканство. Позже возникает ряд течений, известных как поздний П.: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, мормоны и др. Для современного П. характерно стремление к интеграции, нашедшее свое выражение в создании в 1948 Всемирного совета церквей. Численность последователей П. в различных странах мира составляет около 400 млн. человек.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Протестантизм
Protestantismus. Protestantism Мировоззрение и система ценностей протестантской веры. Реформация (католического учения) протестантами (xVI в.) поставила в центр религии индивидуума (и его непосредственную связь с богом) и значительно способствовала Просвещению и укоренению принципа рациональности. П. способствовал появлению направлений христианства (лютеранство, кальвинизм), а также множества церквей и миссионерской активности. Согласно М. Веберу, П. стал одной из основ для возникновения капиталистической экономической системы и рационального западно-го общества (протестантская этика). П. охватывает все теологические и конфессиональные – значительно отличающиеся друг от друга – направления и группы, которые появились в ходе Реформации и после нее (лютеране, реформисты, кальвинисты, свободные церковники, свободные общинники и т. д.).

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Протестантизм
от лат. protestans, род. п. protestantis публично доказывающий)
одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения - Священное писание. В 19-20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т. е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма ок. 325 млн. человек.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ПРОТЕСТАНТИЗМ
(от лат. protestans – публично заявляющий) – направление в христианстве, присущее совокупности церквей и сект, которые возникали с XVI в. после раскола Римской Католической Церкви (РКЦ), названного Реформацией. Формально идеалом П. было возвращение к апостольскому христианству. П. признал Библию единственной богодухновенной книгой и отверг претензии РКЦ на роль непременного посредника между Богом и человеком в деле спасения души последнего. П. отверг также характерные для РКЦ: институт священства, монашество, культ Богоматери и святых, учение о чистилище, наместническую роль Папы Римского и пр. Фактически Реформация означала коренную перестройку РКЦ с ориентиром на пропаганду частного предпринимательства, личной инициативы и полной духовной свободы. П. сыграл существенную роль в формировании капитализма и становлении идеологии частного предпринимательства, а впоследствии и идеологии либерализма. П. включает ряд течений сообразно с национальными и политическими особенностями стран, где П. укоренялся. Ранее всего из католицизма выделились (ушли в раскол): лютеранство, цвинглианство, кальвинизм и англиканство. В дальнейшем дробление уже самого П. продолжалось под знаком разрыва с застывшими нормами П. Так, пошло деление П. на секты баптистов, квакеров, методистов, менонитов, пятидесятников, адвентистов, иеговистов. В Реформации можно выделить две базисные идеи, которые обеспечили ей успех, поскольку были поддержаны (спонсированы) финансовой олигархией и богоборцами того времени. Одна из этих идей это позволение индивидуальной трактовки библейского наследия. Отсутствие единого критерия истинности логически привело к ситуации «сколько умников, столько и истин». Каждый харизматический лидер по‑своему трактовал библейские истины, что привело к образованию многих десятков протестантских движений и сект. Принадлежа к П., швейцарский философ К. Юнг справедливо считал его косвенным источником психологического кризиса западной цивилизации в XIX–XX вв., завершившегося невиданным распространением атеизма. Вторая из базисных идей Реформации заключается в том, что протестантская этика духовно «благословила» банковское ростовщичество (взимание процентов за деньги в долг, за кредиты), что запрещалось РКЦ. Постепенно это привело к власти новую касту ростовщиков‑банкиров со всеми вытекающими из этого последствиями, и в частности к возникновению власти денег над всеми общественными процессами стран Запада, включая культурные и духовные. Современный П. (особенно его секты) всячески поддерживается масонством и мировой финансовой олигархией, обеспечивая популярность этого религиозного направления, по сути лишь отчасти, лишь по названию христианского.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

ПРОТЕСТАНТИЗМ
от лат. protestantis — публично доказывающий) — одно из трех основных направлений в христианстве.
Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).
Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями — письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское послание об отлучении его от церкви.
Начатое Лютером движение получило название Реформации. А ответные действия католической Церкви — контрреформации. В ходе религиозных войн, преследований еретиков (сжигание на кострах практиковалось как католиками, так и протестантами), погибла четверть населения Европы. Некоторые страны потеряли более половины населения.
Протестантство, по мнению многих исследователей (М. Вебер, В. Зомбарт и др.), сыграло решающую роль в становлении капитализма, распространившегося в Нидерландах, Англии, части германских государств, Скандинавии и позднее в Северной Америке. Протестантизм возник в эпоху, когда экономические и политические интересы набирающего все большую силу класса буржуазии требовали определенной идеологической санкции, которая в тех условиях не могла быть выражена иначе чем в виде религиозной доктрины.
Протестанты отвергают все обряды, за исключением двух — крещения и причастия. Да и те отправляются исключительно как символическое «воспоминание» о Крещении Спасителя в Иордане и Тайной Вечере и не носят сакрального смысла, как во время Крещения и Евхаристии у православных и католиков. Если последние признают 2 источника Божественного Откровения — Священное Писание, то есть Ветхий и Новый Завет (Библию) и Священное Предание (живая история христианской церкви, выраженная в патристике — трудах святых ее отцов, постановлениях семи Вселенских соборов и житиях святых), то протестанты отрицают последний и апеллируют исключительно к Библии, которая вообще-то была сформирована Церковью, Святыми отцами и проч., т. е. теми, кого протестанты отвергают.
Лютер и его последователи были убеждены, что не только священник, но любой христианин имеет право отпускать себе грехи. Каждый верующий, по их мнению, имеет право читать и самостоятельно истолковывать Библию. Поэтому из-за различных толкований и появилось огромное количество протестантских сект, каждая со своим видением Писания.
В основе протестантской доктрины лежит принцип «оправдания верой». Никакие другие дела — ни молитва за умерших, ни поклонение святым и Богоматери, ни благотворительная помощь нуждающимся, ни другие добрые поступки не способны спасти человека и предуготовить его к Царствию Небесному. Главным условием спасения для всех протестантов абсолютно всех толков, церквей и направлений (их в мире насчитывается не менее 200) является признание Господа Иисуса Христа в качестве личного Спасителя. Спасительная же роль Церкви, общины, собора отрицается.
Для протестантизма характерны упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. Практически во всех протестантских конфессиях широко распространен принцип всеобщего священства, когда теоретически любой прихожанин, член общины может стать пресвитером или проповедником. Фактически это оборачивалось тем, что ими становились, как правило, самые уважаемые, в силу своей состоятельности, граждане, и все дела в данной конгрегации вершились исключительно в пользу богатой верхушки общины. Неудивительно, что новое, реформированное вероучение было привлекательным для буржуа, т. к. идеально обосновывало их претензии на экономическое и политическое господство.
Протестантизм и стал знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе — в Нидерландах в XVI в., в Англии XVII в. Он определил и судьбу бывших английских колоний в Северной Америке, которые в XVIII в. провозгласили независимость от Британской империи и образовали Соединенные Штаты.
В Северной Европе и Германии господствует лютеранство. Провозгласив разрыв с католицизмом, оно, тем не менее, сохранило некоторые общие с ним черты. Это проявляется и в теологии, и в богослужебной практике. У лютеран-евангелистов есть епископат, существует посвящение в духовный сан. Хотя в их храмах нет икон, есть распятие, алтарь, священники облачаются в особое одеяние. Используется при богослужении хоровое пение и органная музыка.
Англиканство в Великобритании распространилось по инициативе правящих кругов. Парламент своим актом 1534 г. объявил короля Генриха VIII главой независимой от папского престола церкви. Все монастыри в стране были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу казны. В учении англиканской церкви сочетаются лютеранство, кальвинизм и католицизм. Она сохранила церковную иерархию и пышный культ — примасом англикан считается архиепископ Кентерберийский. Англикане имеют свои епархии в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. С середины XIX в. собираются Ламбетские конференции — консультативный орган всех англиканских церквей.
В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет формулы Символа веры, хотя богословская система приведена в стройный порядок. Главенствующей в ней является доктрина предопределения, вдохновленная Ветхим Заветом. Согласно ей, Господь одних избрал к вечному блаженству на небесах, других — к погибели в аду. Но тот, кто предопределен к раю, должен своей земной жизнью оправдывать это предназначение и проявлять инициативу. Предназначенность к спасению проявляется в чисто материальных вещах — деловом успехе и богатстве. Ради достижения жизненных целей верующий должен отказываться от расточительности, мирских соблазнов.
В Женеве, куда священник Жан Кальвин (1509–1564) бежал из Франции, где началось преследование реформаторов, ему удалось в максимальной степени воплотить социальный идеал протестантской церкви. Она целиком выводилась изпод юрисдикции городских властей и получала право самоуправления. Руководили ею пресвитеры и проповедники, избираемые, как правило, из числа наиболее зажиточных граждан Женевы.
От своих сторонников Кальвин требовал исключительной умеренности в быту. Он был убежден: зарабатывать деньги человек должен не для того, чтобы их бездумно тратить. Поэтому в Женеве было уменьшено количество выходных дней, отменены увеселения и праздники. Кальвин ввел строжайшую цензуру — именно он стал инициатором казни в 1553 г. на костре испанского ученого-вольнодумца Мигеля Сервета.
Именно кальвинизм сформулировал религиозное обоснование для экспансии английских пуритан в Северную Америку, которая положила начало будущему государству — США.
Пуритане-кальвинисты верили, что их переселение в Новый Свет — воплощение божественной миссии. В сознании эмигрантов переселение в Америку воспринималось как Исход евреев из Египта, санкционированный свыше. Туземцы же, равно как и бедняки, неудачники и прочие не отмеченные «божьей благодатью» вызывают у кальвинистов брезгливое пренебрежение.
Различна судьба жителей колоний католиков-испанцев и протестантовангличан. Испанцы сохранили индейцев, крестили их, смешались с ними. Протестанты считали их животными и просто уничтожали миллионами. Идея превосходства, кальвинистская интерпретация своей миссии и роли орудия Бога выражены в сформулированной в 1845 г Дж. О’Салливаном доктрине «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Именно она стала идеологической основой атлантического глобализма и «нового мирового порядка».
«Убеждение в том, что мы являемся избранным богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному, погруженному во мрак миру, — пишет современный американский историк Т. Бейлин, — поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас наделили чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто врожденное, которое дало нам возможность стать великими».
Современный кальвинизм представлен пресвитерианскими, реформатскими и конгрегационалистскими и методистскими церквями, чьи прихожане живут в США, Швейцарии, Голландии, Шотландии, ФРГ, Англии. Незначительно количество реформатов есть и на территории Западной Украины.
Среди других протестантских конфессий наиболее многочисленными являются методисты (к ним, кстати, принадлежит семья Бушей), отпочковавшиеся от англиканской церкви в 1791 г., меннониты (основатель секты голландский проповедник Менно Симонс) и баптисты. Именно от меннонитов последние заимствовали правило крещения взрослых.
Возникновение баптизма относится к началу XVII в., но лишь к концу XIX в. он распространился по всему миру. В настоящее время является самой массовой протестантской конфессией, последователей которой немало и в России.
Другими протестантскими течениями являются адвентисты, пятидесятники. Особую позицию занимают Свидетели Иеговы и мормоны, которые именуют себя христианами, но чьи воззрения совершенно не совпадают с основами христианской веры.
В XIX–XX вв. представители ряда направлений протестантизма характерно стремились к рационалистическому толкованию Библии, проповедовали «религию без Бога» (т. е. только как нравственное учение).
Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. На сегодняшний день протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.
Общее число приверженцев протестантизма — около 325 млн человек.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
79.36 кб

99. 02. 031. Столл М. Протестантизм, капитализм и природа в Северной Америке. Stall M. Protestantism

Валюженич А. В.
Читать PDF
1.48 мб

Католичество или протестантизм? Здоровье и благополучие пожилых людей различного вероисповедания в е

Рамонов Александр Владимирович
В статье проанализированы здоровье и благополучие людей в возрасте 55 лет и старше в 14 европейских странах с учетом их религиозной принадлежности и религиозной активности на основе данных выборочного обследования, проведенного по
Читать PDF
273.25 кб

Обзор международной Научной конференции «Реформация и протестантизм в мировой истории»

Савинов Родион Валентинович
Читать PDF
231.38 кб

Протестантизм среди населения Забайкалья. Аспекты взаимодействия и взаимопонимания (по материалам со

Жуков А. В., Зубакова Н. С.
Читать PDF
143.46 кб

Протестантизм на конфессиональном поле Восточного Забайкалья

Кондакова Наталья Сергеевна
Представлена проблема развития протестантизма на территории Забайкальского края. Особое внимание уделено основным периодам появления протестантизма в Забайкалье.
Читать PDF
364.53 кб

99. 03. 018. Леви М. Вебер и маркс, протестантизм и капитализм. Lowym. Weber et Marx, protestantisme

Ушкова Е. Л.
Читать PDF
2.80 мб

Религия американцев. Протестантизм

Новикова Н.Л., Дурнова С.Е.
Читать PDF
122.39 кб

Протестантизм на Кавказе

Наморадзе Серго
В статье рассматриваются история появления и распространения протестантизма на Центральном Кавказе, проблемы адаптации этой конфессии к ожиданиям общества, с целью приносить пользу не только на миссионерско-религиозном поприще, но
Читать PDF
656.79 кб

Корейский протестантизм в Бурятии в 1990-2000-е гг

Ахмадулина Светлана Зиннатовна
В данной статье рассматривается процесс протестантизации с участием корейских миссионеров активно развернувшийся в Республике Бурятия в 1990-2000-е гг.
Читать PDF
384.30 кб

Протестантизм на Дальнем Востоке России: история, современное состояние и проблемы

Аверина Ольга Рудольфовна
Данная статья посвящена истории и современному состоянию протестантизма на Дальнем Востоке России. В 2017 г. протестантское сообщество отмечает 500 лет с начала Реформации.
Читать PDF
384.30 кб

Протестантизм на Дальнем Востоке России: история, современное состояние и проблемы

Аверина Ольга Рудольфовна
Данная статья посвящена истории и современному состоянию протестантизма на Дальнем Востоке России. В 2017 г. протестантское сообщество отмечает 500 лет с начала Реформации.
Читать PDF
452.39 кб

Протестантизм и национал-социализм

Бровко Людмила Николаевна
В настоящей статье анализируется история отношений между протестантской немецкой евангелической церковью и нацистским государством в 1933-1945 гг. Исторический опыт этих отношений разнообразен и противоречив.
Читать PDF
381.74 кб

РОССИЙСКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ: ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ КАК НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Лункин Роман Николаевич
В статье проанализирована общественная роль протестантских церквей в России, итоги их постсоветского развития. Автор делает вывод, что протестанты (лютеране, баптисты, евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты и т.д.
Читать PDF
500.56 кб

ПРОТЕСТАНТИЗМ, КАПИТАЛИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ

Гуттман Аллен
В статье рассматриваются основные варианты марксистской и неомарксистской критики современных спортивных институций, а также приводятся факты, данные и рациональные аргументы, опровергающие эту критику.
Читать PDF
319.93 кб

Теология «смерти Бога» и совершеннолетие мира: Ницше, Бонхёффер и радикальный протестантизм ХХ ст.

Анатолий Денисенко
Мой основной тезис этой статьи заключается в том, что протестантское богословие XX ст. – это самое радикальное, а потому и самое серьезное богословие, которое когда-либо существовало.

Похожие термины:

  • ПРОТЕСТАНТСКИЕ ПАРТИИ

    (Protestant parties) Политические партии, стремящиеся отстаивать интересы протестантской религии перед поборниками католицизма или антиклерикализма либо выступать против чрезмерного либерализма в вопр