ФАШИЗМ
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Новейший политологический словарь
Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
- политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты.
При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора.
В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Тотальный, в т. ч. идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики. Фашистские режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. При видимой противоположности идеологических установок (напр., «класс» или «нация»), по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма, «красных кхмеров» и др. В условиях слабости демократиеских институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьезную угрозу.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Фашизм представляет собой идеологию, занимающую место на правом фланге политического спектра, которая, хотя и не располагает стройной системой воззрений, имеет ряд отличительных свойств. К таковым относится враждебность по отношению к коммунизму, марксизму и либерализму (особенно к индивидуализму, который, по мнению фашистов, должен быть подчинен интересам нации). Кроме того, фашизм не приемлет систему функционирования либеральной демократии, которую следует заменить тоталитарной политической системой с существованием только одной партии, а в идеале и с полным отождествлением этой партии с государством. Как следствие, гражданские и политические свободы в фашистских государствах отсутствуют.
Действие и насилие лежат в основе политической тактики фашистских партий, особенно когда дело касается сохранения власти. Партии фашистского толка подчеркивают значение твердого правления как средства разрешения государственных проблем. Известные лидеры фашистского движения, такие, как Адольф Гитлер (1889–1945) в Германии, Бенито Муссолини (1883–1945) в Италии, Франсиско Франко (1892–1975) в Испании и Антониу ди Оливейра Салазар (1889–1970) в Португалии в полной мере пользовались присущей им индивидуальной харизмой для сохранения преданности своих последователей. Фашизм подчеркивает значение национальной и расовой принадлежности, и логическим продолжением такой политики становятся территориальные притязания, расизм и геноцид.
Пользуясь популистской риторикой, фашистская идеология взывает к представителям всех социальных классов. Успешно действующие фашистские партии привлекают на свою сторону мелкую буржуазию в периоды, когда та чувствует угрозу со стороны социальных и экономических потрясений, проявляющихся в конкретной стране. Впрочем, индивидуальные фашистские партии предлагают широкий спектр идей и политических решений, а их лидеры привлекают на свою сторону массы, искусно играя на их бедах, страхах и предрассудках. Таким образом, популярность фашистских партий всякий раз обусловлена специфической ситуацией, сложившейся в той или иной стране.
См. также статьи «Гражданские права», «Идеология», «Корпоративизм», «Либерализм», «Марксизм-ленинизм», «Национализм», «Политический спектр», «Популизм», «Тоталитаризм».
Источник: 101 ключевая идея политика
Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества.
Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате.
Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат.
От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их "бунт" против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса.
Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни.
Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо-фашизм, военно-фашистские режимы и др.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру.
Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов.
Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина".
Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д.
Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся:
1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими.
2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси".
3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм").
4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм.
5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий.
6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией.
7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов.
Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.
Источник: Словарь по политологии
Мнимой называют фашистскую угрозу 26% россиян.
Несмотря на рост фашистских настроений, сам по себе приход к власти «русских фашистов» не кажется слишком вероятным. 11% считают эту опасность вполне реальной, еще 19% думают, что угроза фашизма возможна, но маловероятна, 65% россиян полагают приход к власти фашистов в России практически невозможным.
Отдельные проявления процессов «фашизации» массового сознания носят противоречивый и достаточно разнонаправленный характер. Рост этничности и, соответственно, национал-радикальных настроений выполняет скорее компенсационную функцию за недостаточность процессов формирования гражданской нации, отсутствие общенациональных проектов, способных вовлечь в них широкие круги общества, в первую очередь молодежь. Значительные массы мигрантов, легальных и нелегальных, формируют в российском обществе целые социальные анклавы, утверждают свою монополию на те или иные виды деятельности и социальных связей. Среди нерусских мигрантов много лиц, слабо адаптированных к российской культуре и российскому образу жизни. Власти страны не в состоянии адекватно ответить на миграционные вызовы, что не может не порождать в обществе значительного напряжения и способствуют росту национал-экстремизма, причем как со стороны представителей русского большинства, так и со стороны нерусских меньшинств.
Лозунг национал-радикалов «Россия для русских» пользуется безусловной поддержкой 15–17% населения, а свою озабоченность засильем в ряде сфер нерусских мигрантов в той или иной степени выражают почти 60% россиян. Однако на уровне политики национал-радикальные группы и организации остаются маргинальными, общество опасается пускать их в большую политику, предпочитая поддерживать более умеренные политические партии. «Вектор» национал-радикальных настроений, как правило, обращен в направлении Юга и Юго-Востока, характерный же для традиционных фашистов и нацистов антисемитизм не слишком присущ массовому российскому сознанию, зачастую просто не различающему русских и евреев. Ностальгию по великому государству и прежней имперской мощи, как правило, испытывают совсем другие группы населения, и она не окрашена в те или иные националистические оттенки. В общем потоке патриотических и даже реваншистских настроений, проявившихся, в частности, во время «патриотического марша» 4 ноября в Москве, собственно фашистская компонента представлена крайне незначительно.
Кроме националистической компоненты, традиционному фашизму присущи и черты, определяемые понятием «тоталитаризм». Для современной России характерны глубокий кризис демократических институтов и институтов гражданского общества, что не может не порождать предпосылок для развития тоталитарного сознания и тоталитарных настроений, засилья агрессивной массовой культуры, нетерпимости к инакомыслию и нестандартным формам поведения. Более глубокому развитию этих процессов препятствует отсутствие мобилизационной компоненты в массовом сознании россиян, их атомизированность, неготовность активно действовать или чем-то жертвовать ради интересов, выходящих за пределы личной жизни. «Русские фашисты», марширующие со свастикой и портретами Гитлера, это сторонники так называемого «неоязычества», восстановления дохристианских религиозных культов. Христианство, в том числе в форме православия, они считают наносным для России, искажением ее исторической миссии и изначального менталитета. Между тем, от 55 до 60% россиян идентифицируют себя с православием, а сторонники неоязыческих культов составляют еле различимые доли процента.
Все это позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие значительного числа «взрывоопасных компонентов», появление влиятельной политической силы фашистской ориентации в нынешней России кажется достаточно маловероятным. Хотя тенденции «фашизации» отдельных групп и слоев общества существуют и фиксируются в массовых опросах.
Л. Г. Бызов
Источник: Словарь политических терминов.
Слово «фашизм» появилось в Италии, где впервые и возникло фашистское движение, первоначально состоявшее из националистически настроенных бывших фронтовиков. Происходит оно от итальянского слова «fascio», что буквально означает «связка», «пучок». Затем, подобно многим словам политического словаря, оно вошло во все языки мира. Основоположником итальянского фашизма был сын кузнеца, бывший социалист Бенито Муссолини .
Фашизм обычно характеризуется следующими чертами (данные характеристики в основном взяты из основополагающего труда Б. Муссолини «Доктрина фашизма» ):
1. Способствует национальной консолидации: существует во имя государства, и возвышает его над личностью, особенно в виде превосходства самого государственного аппарата и слияния народа с ним.
2. Базирует свою власть на едином лидере, вожде.
3. Использует жесткие методы и современные политические технологии пропаганды и цензуры в борьбе с политическими оппонентами.
4. Выступает за строгую экономическую и социальную регламентацию.
5. Сплачивает производство в корпоративные блоки (корпоратизм).
6. Проводит политику тоталитарного контроля над обществом.
7. Часто добивается серьезных успехов в экономике и военной сфере .
Фашизм как идеология характерна, прежде всего, последовательным гипертрофированным этатизмом, т. е. абсолютизацией роли государства в обществе, политикой активного вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни, фетишизацией властной бюрократической «вертикали», мощным государственным аппаратом подавления нерегламентированной активности граждан. По своей сути фашизм противоположен понятию «гражданское общество». Такое общество есть свободное «горизонтальное» взаимодействие между собой граждан с целью удовлетворения своего общего интереса вне, а возможно даже и против/вопреки «вертикали» государственной бюрократии.
Фашизм подразумевает наведение в обществе порядка, возвращение его к традиционным ценностям и вековым устоям. Разумеется, что это сопряжено с ограничением свобод личности. Чем более личность паразитирует на обществе — тем большему ограничению свобод она подвергается. Нежелание поступиться собственным эгоизмом приводит антифашистов к обычному принципу жизни «после нас — хоть потоп» — лишь бы они самолично могли прожить свой век в удовольствиях, а что произойдет с обществом после того, антифашистов не интересует.
В русском языке появление у слова «фашист» таких негативных значений, как «иностранный оккупант», «агрессор», «убийца», «грабитель», «военный преступник», «противник», «смертельный враг, подлежащий уничтожению» обусловлено ходом Великой Отечественной Войны. Эти негативные значения понятий «фашизм» и «фашист» были сформированы не пропагандой и не системой образования, а непосредственным социальным опытом всего населения СССР — участием в войне, оккупацией, пленом, угоном на территорию Германии, гибелью и увечьями близких родственников. Именно этот массовый непосредственный социальный опыт и сформировал тот крайне негативный смысл слова «фашизм», которое приобрело выраженный оскорбительный характер.
Однако сегодня слово «фашизм» и однокоренные с ним превратилось в ярлык, который навешивается на оппонентов с целью опорочить и вывести из борьбы. Это вполне согласуется с теорией социальной стигматизации, когда в качестве ярлыков берутся слова, наиболее серьезно вдавленные в массовое сознание в качестве жупелов. Поэтому пришло время, когда на обвинения в «фашизме» и прочих «экстремизмах» нет смысла реагировать. Произошла редукция смыслов до уровня «сам дурак». Этими ярлыками массово именуют все плохое, выступающее против всего хорошего. Причем под «всем хорошим», естественно, понимается собственный шкурный (и даже корпоративный) интерес. Обвинение в «фашизме» и «экстремизме» превратилось в ритуальное действо, окончательно оторвавшись от смысловой реальности. Употребление этих обличительных слов нынче не означает ничего, кроме интеллектуального убожества «обличитилей».
См. также: антифашизм, антисемитизм, выборы, государственный патриотизм, коммуно-фашизм, красно-коричневые, межнациональная ненависть, нацизм, национал-социализм, политкорректность, расизм, свобода слова, феминизм, экстремизм.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Идеологии фашизма и неофашизма присущи некоторые существенные особенности. Во-первых, это четкое различие идеологии верхов и масс. Элитарность верхов оправдывается, в том числе, и биологическими причинами. Во-вторых, фашизму и неофашизму свойственны воинствующий иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию (за исключением идеологии для верхов, для политической элиты), предельное упрощение лозунгов (сведение их к популистским), неприязнь к образованности. В-третьих, фашизм и неофашизм построены на харизматическом принципе - на вождизме. Четвертая характеристика этих течений - культ грубой силы, абсолютизация силового фактора в борьбе за мировое господство, отрицание гуманизма в любой его форме. Несмотря на сокрушительный разгром фашистской Италии и нацистской Германии, неофашистские партии и движения в настоящее время действуют в более чем 60 странах мира, (см.: Политология. Учебник. М.. 2009. авторы: А.Ю.Мельвиль - профессор, доктор философских наук - руководитель авторского коллектива: доктора наук - А.Алексеева, К.П.Боришполец, А.Г.Володин. Л.Л.Деггярев, Е.Б.Шестопал и др.).
В 20-30-е годы фашизм пришел к власти в Италии, а национал-социализм в Германии. Итальянский фашизм - результат объединения части левых, разочаровавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «национального синдикализма». Это идеологическое движение было первым, перенесшим принцип классовой борьбы на международную арену. Следуя за идеями уже упомянутого немецкого экономиста Фридриха Листа (1789-1846) и реализуя их в политической практике, фашисты верили в то, что высокоразвитые промышленные государства создали препятствие на пути торговли и обмена для более слабых стран, мешая им преодолеть неразвитость, и только идея сильной нации может стать опорой стабильности, а сильное тоталитарное государство способно обеспечить рост в экономике. Фашисты утверждали, что «пролетарская» Италия после тысячелетий униженности должна с помощью быстрой индустриализации стать равной современным «плутократиям» (т. е. странам, где господствуют богатые), жертвой эксплуатации которых она является, и даже превзойти эти страны.
Центральность понятия нации в фашистской доктрине очевидна. Еще до прихода к власти в Италии идеолог фашизма Бенито Муссолини, писал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо ещё». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как органическое единство, выражающее свое мнение и волю в вожде, в суверенитет высшего государства. В то же время для итальянских фашистов нация являлась «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней традиции «вечного», могучего Древнего Рима, под властью которого во времена императора Нерона (до и после него) находилась большая часть Европы, включая Германию, Францию, Англию. Идея «великой» итальянской нации была главным мотивом, воодушевлявшим граждан на жертвенность, и трактовалась как память о героическом прошлом и одновременно мечта о светлом альтернативном будущем. В официальной «Доктрине фашизма Б.Муссолини говорилось: «Не нация создаст государство, скорее нация создастся государством, оно дает народу, осознавшему свое моральное единство, волю, и тем самым делает его существование эффективным». Из демагогических соображений фашизм сделал упор на популярные в первой трети XX века идеи социализма. Однако понимание социализма было у фашистов весьма специфическим. Б.Муссолини видел в нем великий акт разрушения: Адольф Гитлер (1889-1945) в своем национал-социализме - полную приверженность целям арийской нации, превосходящей все другие нации. Поначалу фашизм провозглашал ликвидацию классовых различий и национализацию крупных монополий, но позднее он полностью утратил антикапиталистическую направленность - это, во-первых. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, экспансионизм, милитаризация экономики, ненависть ко всякому теоретизированию, предельное упрощение политических лозунгов и идеологических клише, неприязнь к образованности. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Четвертая характеристика этой идеологии и политической практики - культ грубой силы, абсолютизация силового, вообще насильственного фактора в истории, отрицание всякого гуманизма и крайняя форма бесчеловечности. В сочетании с расизмом и антисемитизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в предыдущей истории человечества. проявлением крайней жестокости по отношению к народам оккупированных стран, особенно по отношению к лицам еврейской национальности («холокост») и славянам: полякам, русским, украинцам. гражданам Белоруссии, а также цыганам, т.е. всем «недочеловекам».
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
В узком смысле фашизм — идейно-политическое течение в Италии 1920–40-х гг. Основатель итальянского фашизма — исключенный за пропаганду войны в 1914 г. из Социалистической партии журналист Бенито Муссолини. В марте 1919 г. он объединяет своих сторонников, среди которых немало фронтовиков, разочарованных в действующей власти, в «Союз борьбы» — «фашио ди комбаттименто».
В становление фашизма как идеологии значительный вклад внесли представители футуризма — специфического направления в искусстве и литературе начала XX в., напрочь отрицающего культурные достижения прошлого, воспевающего войну и разрушение как средство омоложения одряхлевшего мира (Ф. Т. Маринетти и др.).
Одним из предшественников Муссолини был писатель Габриель д’Аннунцио. Смысл идеологии фашизма заключается в признании права итальянской нации первенствовать в Европе и мире в силу того, что жители Апеннинского п-ва происходят от потомков римлян, и Итальянское королевство является правопреемником Римской империи.
Фашизм исходит из понятия нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови. В единении с нацией, согласно фашистской доктрине, индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами осуществляет «чисто духовное бытие». По Муссолини, «для фашиста ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен».
Итальянское государство стало тоталитарным (термин самого «дуче» — ит. «герцога», «вождя», как официально именовался диктатор), когда Б. Муссолини пришел к власти. В 1922 г. со своими многочисленными сторонниками-«чернорубашечниками», построенными в многотысячные колонны, он осуществил знаменитый поход на Рим. Большинством голосов парламент передал ему власть в стране. Но переход к тоталитарному государству, где все сферы общества контролируются властью, Муссолини сумел осуществить лишь спустя 4 года. Он запретил все партии, кроме фашистской, высшим законодательным органом страны объявил Большой фашистский совет, отменил демократические свободы, прекратил деятельность профсоюзов.
В отношениях с внешним миром Муссолини проводил агрессивную политику. Еще в 1923 г. его правительство после бомбардировки захватило о-в Корфу. Когда к власти в Германии пришел единомышленник дуче А. Гитлер, Муссолини, ощутив поддержку, осуществил агрессию в отношении африканского государства Эфиопия.
Итальянские военные формирования приняли участие и в войне франкистов против республиканской Испании и в боевых действиях на территории СССР в составе немецко-фашистской армии. После вторжения американских и английских войск на Сицилию, а затем и в материковую Италию, в 1943 г. правительство короля Виктора-Эммануила III капитулировало, Большой фашистский совет голосует против Муссолини, а король приказывает арестовать его. Гитлер, направив своих десантников, освободил находящегося под арестом дуче и вернул его на пост главы «Итальянской социальной республики» («Республики Сало») — части Северной Италии, оккупированной немцами.
Именно в это время в формировании, руководимом Муссолини, развернулись репрессии против евреев, хотя до массовых антисемитских акций не дошло, в отличие от Германии и других государств фашистского блока (Румынии, Венгрии, Хорватии), а также оккупированных нацистами территорий Польши и Советского Союза. 27 апреля 1945 г. Бенито Муссолини с любовницей был захвачен участниками итальянского Сопротивления и на следующий день расстрелян.
Идеология фашизма оказалась нежизнеспособной еще при жизни ее создателя. Мечта Муссолини воссоздать «Римскую империю» столкнулась с неспособностью итальянского народа к государственному строительству. Идеи корпоративного государства были реализованы в других странах.
Во многих постулатах фашизм близок немецкому национал-социализму, вследствие чего обе доктрины часто отождествляются. Обычно все ужасы фашизма связывают с политикой геноцида, проводимой А. Гитлером.
На оккупированных территориях немецкими фашистами с помощью концлагерей и массовых зверских убийств по различным оценкам было уничтожено более 20 млн чел. (преимущественно русских, белорусов, украинцев, евреев, цыган, поляков и др.).
Фашизм как идеология осужден международным трибуналом на Нюрнбергском процессе, и до сих пор законодательство многих стран предполагает уголовную ответственность за пропаганду фашизма.
Термин «фашистский» применялся также в отношении режима Салазара в Португалии, диктатуры Франко в Испании.
Фашизм опирается на тоталитарную политическую партию («мощную организацию активного меньшинства»), которая после прихода к власти (как правило насильственного) становится государственно-монопольной организацией, а также на непререкаемый авторитет вождя (дуче, фюрера). Фашистские режимы и движения широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны.
Фашизм находит поддержку в условиях общенациональных кризисов. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка, а также некоторым современным государственным режимам, основывающим идеологию и государственную политику на принципе национальной нетерпимости (современные Эстония, Грузия, Латвия, Украина и пр.).
Так, около 200 тыс. русскоязычных жителей Эстонии лишены гражданских прав, дискриминируются по национальному признаку и прозябают на положении людей второго сорта. В стране идет активная антирусская пропаганда, направленная на воспитание в этнических эстонцах ненависти к русским, а также масштабная кампания по реабилитации нацистских преступников.
По ряду признаков (вождизм, тоталитаризм, национальная, классовая, расовая нетерпимость) к фашистским можно отнести и некоторые российские политические движения, в т. ч. НБП (см. Нацболы), РНЕ, движение скинхедов.
Термин «фашизм» происходит от итальянского слова, производного от латинского fascio, означающего: 1) связку прутьев — одного из символов власти в Древнем Риме; 2) союз, объединение сторонников каких-либо общественных или политических целей, единомышленников. Оба значения данного слова были использованы Бенито Муссолини (1883—1945) в Италии после окончания Первой мировой войны. Бывший лидер крайне левого крыла «Итальянской социалистической партии» — Муссолини, перешедший во время войны на крайне националистические позиции, создал объединившую ветеранов-фронтовиков организацию, которая получила наименование «Союз бойцов» («Fascio di Combatante»). На основе этой организации вскоре возникла политическая партия, сохранившая в своем названии корень «фаши» — «Национальная фашистская партия» («Partito nazionale fascista»). Итальянские фашисты активно использовали политическую символику Римской империи, в том числе и «дикторский знак», т. е. изображение связки прутьев с выглядывающим из нее топором. Вскоре термин Ф. приобрел международное значение и стал обозначать движения, родственные или схожие по своей идеологии и политике с итальянской фашистской партией.
Для всех разновидностей Ф. были присущи некоторые общие черты. В идеологии — это крайний национализм и шовинизм, антилиберализм и антимарксизм. В представлении сторонников фашистских идеологических концепций интересы нации, ее величие и чистота являются главными приоритетами. С точки зрения фашистской идеологии человек по своей природе существо иррациональное, ничем не отличающееся от животных. Поэтому общественное развитие объяснялось фашистами с позиций социал-дарвинизма, обосновывался культ силы, войны, презрения к слабым. Ф. отрицал либеральные принципы политической демократии и марксистские представления о возможности экономического и социального равенства. Невозможность равенства объяснялась врожденным неравенством между отдельными индивидами, нациями и расами. Вместе с тем марксистским идеям классовой борьбы фашисты противопоставляли идеи социального мира внутри нации, с одной стороны, и идеи неизбежных конфликтов и борьбы между нациями, расами и государствами, с другой стороны.
Ф. во всех своих разновидностях отрицал демократию и стремился к утверждению тоталитарной модели политического устройства. Важнейшим принципом фашистской идеологии и политической практики был культ вождя, который должен был обладать абсолютной властью и непосредственно руководить нацией, минуя парламентские механизмы, через массовые митинги и демонстрации. Фашистской идеологии был присущ сильный антикапиталистический заряд. Это было не только следствием социальной демагогии, но вытекало из базовых принципов самого Ф. По мнению фашистов, капиталистическая конкуренция раскалывает нацию, а свобода международной торговли способствует ее подчинению внешним плутократическим силам. Утверждая приоритет интересов нации, фашисты ставили общее благо выше личного, публично декларировали презрительное отношение к богатству и погоне за прибылью.
Хотя до прихода к власти Муссолини объявлял себя приверженцем экономического либерализма, на практике и итальянские, и германские фашисты осуществляли широкомасштабные меры по государственному регулированию экономики с целью ее милитаризации и подготовки к войне. Отвергая равноправные международные экономические связи, фашисты делали ставку на создание автаркического, т.е. изолированного, замкнутого на себя, хозяйства и захват обширных колониальных владений, которые обеспечивали бы получение любых видов сырья, дешевой рабочей силы и возможности сбыта готовой продукции.
Социальной базой фашистского движения 20-30-х гг. был низший слой среднего класса, обладавший невысоким уровнем образования, обремененный различными суевериями и предрассудками, одинаково ненавидевший крупный капитал и марксистское рабочее движение. Сами фашистские лидеры, не скрывая враждебности к марксистскому социализму, активно пользовались политическим опытом своих противников. У европейских социал-демократов и коммунистов они заимствовали практику создания массовых партий и движений, у русских большевиков, как неоднократно отмечали сами Гитлер и Муссолини, была заимствована технология захвата власти и создания однопартийной диктатуры. Пользуясь, когда это было выгодно, свободами «буржуазной демократии», они стремились к ее уничтожению, невзирая ни на какие моральные и правовые принципы. В период борьбы за власть фашисты широко применяли террористические способы борьбы, опираясь на специально созданные для этого военизированные формирования. Захватив власть, они сделали террор и терроризм краеугольным камнем своей внутренней и внешней политики.
Фашистские партии и движения появились в период между Первой и Второй мировыми войнами во многих европейских странах, например «Аксьон франсез» во Франции, «Железная гвардия» в Румынии, «Скрещенные стрелы» б Венгрии. Наиболее известной разновидностью Ф., с которой его и сегодня ассоциируют более всего, стал германский национал-социализм. Многочисленные военные преступления, совершенные нацистами, сам факт поражения Германии, Италии и их союзников во Второй мировой войне способствовали полной дискредитации фашистской идеологии и политики. Поскольку законодательства большинства государств мира юридически запрещают пропаганду фашистских идей и взглядов, фашистских организаций в их традиционном, классическом виде сегодня не существует. Однако определенное сходство с Ф. в идеологии и политической тактике можно найти у современных неофашистских (см. неофашизм) и других праворадикальных движений.
Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004
Автором наименования этой идеологии является Бенито Муссолини, который образовал его от латинского слова fasces, означающего связку прутьев березы и топор – символ власти древнеримских ликторов приводить в исполнение наказания. В наиболее концентрированном виде эта идеология выражена в книге Адольфа Гитлера «Mein Kampf» («Моя Борьба»), написанной в 1925 –1927 годах.
Практика фашизма – это диктатура с применением крайних форм насилия, шовинизма, расизма, с широким использованием государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимального контроля над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, силовое установление мирового господства.
Точное определение фашизму дают его главные характеристики:
1. Непримиримая борьба с политическим и культурным либерализмом, объясняемая утверждением, что либерализм поощряет моральный релятивизм, безбожие, эгоистичный индивидуализм и таким образом подрывает мораль.
2. Культ насилия, нетерпимость, репрессии, направленные на инакомыслие, на все «чужое», объясняемые необходимостью защищаться против сил несущих нравственный и культурный «упадок». Для фашистов, «упадок» означает: гуманизм, демократию, либерализм, парламентаризм, рационализм, скептицизмом, плюрализм, общечеловеческую культуру. Фашисты всегда указывают в качестве источника и образца «упадка», выбранный ими этнос или группу этносов, объединение людей со своей идеологией или религиозными воззрениями, которых они выставляют источником всех зол, используя для этого все силы пропагандистской машины. Противоположностью «упадка» является «духовностью», которая производит самодисциплину, мужество, желание умереть за нацию, «обожествление» вождя и созданной им иерархии.
3. Расизм, геноцид, чрезвычайный национализм, национальная идентичность, рассматриваемая основой индивидуальной идентичности, нация «защищается» от «развращения» иностранными влияниями, космополитизмом, международным сотрудничеством, общечеловеческой культурой.
4. Вождь с неограниченной властью.
5. Тоталитарная власть фашистской партии: полное подчинение законодательной, исполнительной, судебной власти, полное подчинение управления силовыми структурами, финансами, экономикой, средствами массовой информации, культурой, наукой, образованием, религиозными объединениями, спортом, отношением полов, семейными отношениями, членам семьи вменяется в патриотическую обязанность сообщить об антифашистских настроениях среди членов семьи, поощряется доносительство детей на родителей и родителей на детей.
6. Милитаризация общества, культ повиновения власти, дисциплины, физической силы, приспособление атрибутов военных организаций для гражданских (униформа, приветствия и т.д.), постоянная готовность к войне.
7. Стремление к мировому господству силовыми методами.
8. Воспитание «нового человека» – «зрелого» существа, физически сильного и «нравственного», презирающего все «слабое» и «мягкое», «до смерти» преданного вождю и нации.
9. Образование, внушающее слепое повиновение власти, препятствующее критическим и независимым взглядам.
10. Прославление иррациональных источников народной души.
11. Противостояние христианскому учению, при внешнем изображении из себя защитников христианской церкви, низложение христианских идеалов любви, смиренности и покаяния на том основании, что они подавляют сильные инстинкты, необходимые чтобы доминировать над «низшими» расами, стремление незаметно подменить христианство культом воина завоевателя.
12. Дискриминация по полу.
13. Консервативность экономических программ, государственно-монополистические методы регулирования экономики, проблема занятости решается развитием военно-промышленного комплекса и увеличением призыва в силовые структуры.
14. Корпоративизм. Корпоративные учреждения призваны заменить все независимые организации рабочих и предпринимателей, а корпоративистский парламент – традиционные представительские и законодательные органы для создания гармоничного сотрудничества рабочих и предпринимателей для пользы нации в целом, уничтожения политического инакомыслия.
Первые фашистские организации появились в Италии и Германии в 1919 году. В Италии фашисты организовали полувоенные дружины из националистически настроенных бывших фронтовиков первой мировой войны. В октябре 1922 года итальянские фашисты инсценировали вооруженный «поход на Рим», в результате которого 31 октября 1922 премьер-министром Италии стал глава итальянских фашистов («дуче») Бенито Муссолини. В течение последующих четырех лет фашистское руководство постепенно ликвидировало демократические свободы, установило всевластие фашистской олигархии. В 1927 году фашисты в «Хартии труда» провозгласили основные положения фашистского корпоративного государства, выражающего «единство нации». Корпоративное государство – «корпорация», является совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию», в корпоративном государстве преодолевается классовый антагонизм и ликвидируются классы, осуществляется сотрудничество труда и капитала. В 1934 году были созданы «добровольные» корпорации по отдельным отраслям экономики во главе с центральным корпоративным советом под председательством Б. Муссолини. В 1939 году парламент Италии был заменен «палатой фаший и корпораций», состоявшей из членов Центрального корпоративного совета, руководства фашистских партии и министров. В 1935 году фашистская Италия развязала войну против Эфиопии, после захвата которой (1936) приняла участие в интервенции против республиканской Испании (1936–1939), в 1939 году захватила Албанию, в октябре 1940 года напала на Грецию, а еще раньше, в июне того же года, объявила войну Франции, вступив тем самым во вторую мировую войну 1939–45 годов. В ходе этой войны фашистский режим в Италии потерпел крушение в 1943 году. Муссолини был повешен.
В Германии организации с фашистской идеологией также как в Италии появились в 1919 году. В 1919 году в Мюнхене была организована фашистская Национал-социалистская рабочая партия Германии (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – NSDAP). Сокращение первого слова названия партии «наци» породило термины «нацисты», «нацизм» равные терминам «фашисты», «фашизм». В 1919 году Гитлер был один из организаторов NSDAP, с 1920 года ее глава (фюрер). Настоящая фамилия Адольфа Гитлера (Hitler) – Шикльгрубер (Schicklgruber), родился он 20.4.1889 года в Браунау, Австрия, покончил жизнь самоубийством 30.4.1945 года в Берлине.
8 – 9 ноября 1923 года Гитлер вместе с генералом Э. Людендорфом предпринял в Мюнхене попытку фашистского переворота, но она окончилась провалом. Впоследствии, разжигая шовинизм, расизм, антисемитизм, распространяя миф о превосходстве немцев над другими народами, нацистам удалось привлечь на свою сторону подавляющую часть населения Германии. Поражение в первой мировой войне, разочарование, обнищание народа проложили путь к успеху пропаганды фашистов. Негодование немцев по поводу капитуляции Германии в первой мировой войне дало отправную точку пропаганде фашистам. Широко было распространено мнение, что поражение Германии было организовано дипломатами в Версале, где немецкие представители согласились прекратить военные действия и безоговорочно сдались 11 ноября 1918. Фашисты начали свою пропагандистскую компанию с призывов к реваншу за этот «изменнический» акт безоговорочной капитуляции. Их призыв к перевооружению имел успех среди военных, которые расценивали мир только как временную задержку в завоевательных планах Германии. Ситуация усугублялась инфляцией немецкой валюты в 1923, которая «съела» сбережения многих немцев. Фашисты усилили в своей пропаганде пангерманские стремления почти мистическим фанатизмом веры в миссию немецкой расы. Изображая из себя защиту против коммунизма, фашисты эксплуатировали страх, пробужденный в Германии и во всем мире большевистской революцией в России. Таким образом, фашизм был способен обеспечить поддержку многих немцев, которые неправильно истолковали тоталитарный характер фашистского движения. Самым важным вкладом Гитлера в теорию и практику фашизма было его глубокое понимание массовой психологии и массовой пропаганды. Он утверждал, что вся пропаганда должна иметь интеллектуальный уровень наименее интеллектуальных из тех, на кого она направлена, ее правдивость намного менее важна, чем ее успех. Согласно Гитлеру, гений вождя должен указать народу самого главного врага, враг должен быть один, потому что признание различных врагов слишком легко приводит к сомнению в их враждебности. Гитлер указал главного врага – евреев, которых он идентифицировал и с большевизмом и с космическим злом. Он призывал предвзято относиться к евреям не согласно их религии, а согласно их расе. Отклоняя рационализм, либерализм, демократию, правление закона, прав человека, и всех движений международного сотрудничества и мира, фашизм насаждал власть инстинкта, подчинение индивидуума к государству, и потребность слепого и непоколебимого повиновения вождям. Фашизм подчеркивал превосходство арийской расы и мужчин этой расы перед женщинами, право сильных управлять слабыми.
30 января 1933 года президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. В декабре 1933 года был принят закон «об обеспечении единства партии и государства», провозгласивший Национал-социалистическую партию «носительницей идеи государства». После смерти Гинденбурга Гитлер сосредоточил в своих руках всю законодательную и исполнительную власть, объединив посты президента и рейхсканцлера в августе 1934 года. Немецкие фашисты в течение нескольких месяцев полностью «унифицировали» страну, обрушив кровавый террор на все демократические и либеральные течения, бросая в тюрьмы и физически уничтожая всех действительных и потенциальных противников нацистского режима. Вслед за Коммунистической партией были запрещены Социал-демократическая и все традиционные партии. Были распущены все общественные организации и, прежде всего профсоюзы, лишен своих прерогатив парламент, отменены все формы общественного контроля за государственной администрацией. Созданный национал-социализмом механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жестокостью террористический аппарат (СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции), аппарат организационного воздействия на население (Национал-социалистская партия, Национал-социалистский женский союз, Гитлеровская молодежь, Немецкий рабочий фронт, организация «Сила через радость» ит. д.), контролировавший все формы общественной деятельности, а также аппарат по пропагандистской обработке масс, возглавлялся министерством пропаганды. Между 1934 и 1939 фашисты установили полный контроль жизни в Германии. Многие немцы, утомленные экономической и политической неустойчивостью, слабостью власти, которая характеризовала годы Веймарской республики (1919–33), приняли Гитлера и его движение. Народу нравилось сильное и решительное правительство нацистов, нравилось, что бесконечные ряды безработных быстро таяли, поскольку появлялось много рабочих мест в обширных проектах общественных работ и в быстро умножающихся предприятиях военно-промышленного комплекса, нравилось восстановление достоинства Германии на европейской сцене. Несмотря на экономический и политический успех, национал-социализм поддержал власть силовыми мерами и массовой манипуляцией. Нацистский режим создал мощный институт пропаганды, пропаганде была подчинена вся культура, средства массовой информации, массовые нацистские мероприятия, форма нацистов, знаки отличия. Пропаганда создавала с одной стороны ауру всемогущества, с другой – ужаса, который внушала вездесущая тайная полиция и концентрационные лагеря. Пропаганда раздувала немецкий антисемитизм, делала из евреев символ всего, что ненавидел и боялся обыватель, изображала евреев врагом всех классов общества. Оппозиция режиму была разрушена прямыми репрессиями и страхом перед возможными репрессиями. Противники режима были заклеймены как враги государства и людей, была создана система тотального доносительства. Правосудие больше не было целью, оно было полностью подчинено интересам нацистской партии. В концентрационных лагерях господствовало система садистского зверства. Нацисты ставили задачу господства над всем миром.
В тесном союзе с генералитетом гитлеровское правительство проводило форсированную милитаризацию Германии. Незамедлительно был взят курс на милитаризацию экономики, сопровождавшийся осуществлением различных форм государственно-монополистического регулирования (государственные капиталовложения, главным образом на военные цели, налоговая политика, политика кредитов и запланированной инфляции, административный контроль над хозяйственным развитием, принудительное синдицирование или картелирование промышленности, создание новых объединений монополистов и др.). Были разорваны международные соглашения, ограничивавшие вооружение Германии, и проведен ряд агрессивных актов, рассчитанных на укрепление военно-стратегических позиций Германии в ее борьбе за мировое господство. В 1936–39 годах Германия совместно с Италией участвовала в интервенции против республиканской Испании. В 1938 году было совершено насильственное присоединение (аншлюс) Австрии, в 1938–39 годах захвачена и расчленена Чехословакия. Нападением на Польшу в сентябре 1939 года фашистская Германия развязала вторую мировую войну. Оказавшись у власти в Италии и Германии, фашисты поставили под свою эгиду многочисленные фашистские и профашистские организации за рубежом. В некоторых странах эти организации стали представлять серьезную опасность для демократических режимов. В 1945 году фашистская Германия была разгромлена. Гитлер покончил жизнь самоубийством.
В период между двумя мировыми войнами были установлены режимы фашистского типа в Венгрии (режим Хорти), Австрии, Польше («санационный режим»), Румынии, прибалтийских государствах. Под влиянием Италии и Германии развивалось фашистское движение в Испании, где после кровопролитной гражданской войны 1936–39 при военной и политической поддержке Италии и Германии была установлена в марте 1939 фашистская диктатура Франко. Еще раньше в Португалии утвердилась фашистская диктатура Салазара. К середине 30-х гг. фашизм вырос в смертельную угрозу не только для демократического движения отдельных стран, но и для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов.
После второй мировой войны фашизм смягчил свои пропагандистские лозунги, поэтому его называют неофашизмом, но на практике неофашизм выявляет свою глубокою идейно-политическую идентичность с классическим фашизмом. Важнейшие отличительные черты всех неофашистских политических течений и организаций – крайний национализм, расизм, открытый или более или менее прикрытый, применение насильственных, террористических методов политической борьбы. Неофашисты защищают авторитарные ценности, выступают против либерального индивидуализма, прославляют насилие и военный героизм, поддерживают популистские экономические программы. Защищая расизм и ксенофобию, неофашисты изображают себя защитниками традиционной национальной культуры и религии. Используя адаптированные к складывающейся политической обстановке методы социальной и националистической пропаганды, неофашисты пытаются охватить своим влиянием большую часть населения. Степень влияния неофашистского движения и неофашистской идеологии зависит от расстановки политических сил в правящем лагере, остроты социально-политического кризиса в той или иной стране, эффективности и целеустремленности, противостоящих неофашистам политических сил.
Неофашистские организации и группы, даже когда пользуются ограниченным влиянием, представляют серьезную опасность. В обстановке социальных и политических потрясений они могут стать важной составной частью объединения антидемократических, антилиберальных сил.
Основная цель неофашизма в том, чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление полной неспособности парламентских правительств обеспечить общественный порядок и тем самым толкнуть группы умеренно консервативных избирателей в лагерь «легальных» неофашистов.
Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com