ПОЛИТИКА
Источник: Политическая философия: глоссарий
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015
Источник: Словарь по политологии
Деятельность общественных классов, партий, группировок, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. Внутренняя П. охватывает отношения внутри государства, внешняя П.- непосредственно связана с внутренней П., вытекает из нее и продолжает ее. Понятие "П." включает как цели и задачи, к-рые ставят перед собой партии и группировки в государстве, так и методы и средства, с помощью к-рых они ведут борьбу за свои интересы и добиваются осуществления своих целей.
Источник: Советский политический язык 1984 г.
-сфера публичных интересов и отношений;
-целесообразная деятельность по реализации коренных интересов, выходящая за пределы внутреннего мира субъекта и охватывающая своим воздействием других участников отношений, имеющая публичное свойство, публичный характер;
-искусство управления государством;
-формирование и осуществление власти;
-деятельность по достижению социально значимых целей;
-отношения между большими социальными группами, институтами, государствами, в основе которых лежит регулирование их социального статуса и отношение к власти.
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Происхождение понятия «П.» обычно связывается с названием труда известного древнегреческого мыслителя Аристотеля «Политика», в котором он рассматривал основы организации и деятельности государства, политической власти. С тех пор понятие «П.» получало самое различное толкование. Ясно одно, П. - чрезвычайно широкое, сложное, многогранное и многоуровневое явление, органично связанное с осуществлением политической власти, с политическим властвованием. Современные представления о П. позволяют включить в нее следующие основные структурные элементы: а) политические интересы, цели и установки; б) политические связи, действия и отношения; в) политическую организацию общества как систему политических институтов, организаций и объединений; г) политическое сознание как осознание субъектами своих политических интересов; д) политическую практическую деятельность, направленную на реализацию выработанной политической линии и достижение определенных политических целей. Строго говоря, надо различать П. и политическое сознание, П. и политическую практику. Но поскольку чаще всего, особенно в обыденном сознании, П. понимается в широком смысле, постольку и то и другое обычно включается в П. По сфере своего действия П. подразделяется на внутреннюю (внутригосударственную) политику и внешнюю (межгосударственную, международную, включая и мировую) политику.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Реальное значение. Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу, и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. Как описательный термин "политика" остается удобным обозначением множества видов человеческой деятельности, занимающих политолога. Полезность же термина как инструмента анализа ограничена из-за аморфности и широты его концептуального содержания.
Термин политика получил распространение под влиянием трактата Аристотеля (384 до н. э. - 322 до н. э.) о государстве, правлении и правительстве, названном им «Политика». Вплоть до конца XIX века политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е. власти конституционального, государственного уровня, однако уже в Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки. К настоящему времени можно выделить не менее четырех толкований политики; 3) как отношения, включающие согласие, подчинение, конфликт и борьбу между классами: В.И.Ленин (1870-1924), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика) - эта теория (концепция) политики получила в XX веке отражение в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда; 4) логически вытекающее из первого понимания отождествление политики с другими политическим явлениями, такими как власть, господство, а, следовательно, и государство; 5) объединение через политические функции государства - управление, поддержание общественного порядка, сохранение внутреннего и внешнего мира; 6) объяснение политики через ее цели.
Историческая эволюция политики свидетельствует о неизменности ее фундаментальных основ. Если они когда-нибудь и станут иными, то лишь вместе с изменением всей системы организационного и регулятивно-контрольных сфер общества. Перспектива исчезновения политики явно нереальна. Наиболее актуальна и в XXI столетии и когда-либо её демократизация, гуманизация, приближение к насущным запросам общества и решение ее задач средствами общеисторических целей каждого общества в русле прогресса и обновления. Наиболее полное определение политики, по мнению составителя политологического словаря: «Политика - это деятельность, связанная с отношениями между классами и др. социальными группами по поводу завоевания, удержания власти и её использования, участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности».
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
Источник: Новейший политологический словарь
В первом аспекте П. предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль. Начиная с Аристотеля за П. как автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами. Второй аспект рассмотрения П. связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определял П. как высший вид человеческого общения.
Для анализа феномена П. некоторые ученые прибегают к более удобным адекватным понятиям, выделяя используемые в английском языке категории polity, policy, politics.
С понятием polity связывают институциональное измерение политики, постановленное конституцией, традициями в форме парламентов, свидетельств, судов и т.д.
И, наконец, понятием politics связано процессное истолкование политического термина, речь идет о процессе политического волеизъявления, имеющего интеллектуальные, волевые, оценочные и социально- психологические формы.
Содержания П. выражается в ее целях и ценности мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. В политическом процессе находит отражение сложный, субъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее существование как отношений различных социальных групп, организаций и их видов.
П. может осуществляться на скольких уровнях: 1) низший уровень включает решение местных вопросов: (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями; 2) локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона; 3) национальный уровень занимает центральное место в теории П., что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов; 4) международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.
Роль П. как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами).
Источник: Политология: Словарь-справочник
Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. Политика сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности. Момент связи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. Причем ориентация на всеобщее, общее - прерогатива политики. Поскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, прямо или опосредованно выходит на государство.
Политика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. Политика есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями.
Как сложное социальное образование политика внутренне структурирована, организована. К ее элементам относят: политические организации, институты власти; отношения между ними по различным проблемам, основной из которых выступают отношения властвования; политическое сознание и политическая духовность в целом; различные нормативные идеи, концепции, в том числе и политико-правового характера. В целом они выражаются в различной степени политической активности субъектов, представленной на трех основных уровнях политического бытия. На микроуровне область политики представлена политическими партиями, общественно-политическими движениями и организациями, профсоюзами, корпоративными объединениями и т.п. Макроуровень политики - это сфера государственной власти, ее устройства и функционирования субъектов государства. Мегауровень представлен различными международными организациями: ООН, ЕС и другими, а также характером взаимоотношений между государствами на международной арене.
Социальное назначение или функции политики многообразны. Отметим наиболее важные из них. Во-первых, это регуляция взаимоотношений между различными субъектами общественной жизни и сведение их к целостности, общности. Во-вторых, разработка перспективных целей и моделей общественно-политического развития общества и государства и организация, мобилизация масс на их выполнение. В-третьих, политическая социализация индивидов, то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действия, что требует политических знаний и политической культуры. Эти три основные функции - регулятивная, прогностическая и социализирующая - тесно взаимосвязаны и лишь в своем единстве могут выразить такое сложное явление социальной жизни как политика.
Источник: Словарь по политологии
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
О природе политики, ее атрибутах и функциях уже на протяжении многих веков идет непрекращающийся спор. Исторически сложилось множество определений (интерпретаций, или смыслов) политики, подчас альтернативных. Выделим лишь некоторые из них.
Политика — это
деятельность государственных институтов;
сфера общественной жизни, связанная с приобретением, удержанием и использованием власти;
вид социальной активности, основанный на определенной системе правил («игра по правилам») и связанный с отношениями между различными национальными общественными группами и объединениями;
один из социальных регуляторов;
деятельность, связанная с отношениями между государствами и национально-региональными структурами на международной арене;
умение, искусство управления людьми, социальными и государственными структурами;
совокупность (программа) мер и действий, направленных на достижение какого-то социально значимого результата;
сфера борьбы различных социальных интересов, ценностей, установок, традиций;
форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы определенных социальных групп.
Приведенные определения политики по своему содержанию частично пересекаются друг с другом, имея в своей основе три взаимосвязанные социальные субстанции — государство, власть, отношения. Комбинации этих субстанций в определениях политики отражают, во-первых, историческую эволюцию бытия политики, а во-вторых, развитие научных представлений (парадигм) о политике.
В английском языке для описания феномена политики используется три слова — polity, policy, politics, которые в русском языке не имеют точных аналогов. В этих словах отражается многовековая практика развитых (прежде всего, англоязычных) государств. Первым (polity) обозначается политическая практика конституционных государств (парламент, суды, правительство и т.д.), второе (policy) связано с политическими интересами, ценностями и целями (нормативный аспект) и третье (politics) отражает процесс политического волеизъявления и его социальнопсихологические формы.
В древнеиндийской литературе для обозначения политики используется санскритский термин «артха» (полезное управление, правление с пользой). Отсюда и происходит и название одного из наиболее известных трудов по политологии на индуистском Востоке — «Артхашастра, или Наука о политике» (современ. изд. — М., 1993).
Суммируя многочисленные определения политики, можно сделать вывод, что под понятием «политика» понимается не только деятельность, процесс или отношения, но и структуры, институты. По сути, это то, что некоторые авторы называют «миром политики», который в настоящее время, так или иначе, пронизывает все сферы общества и жизнедеятельности человека. В этом «мире» действуют, прежде всего, профессионалы (профессиональные политики), но в него втягиваются и массы рядовых граждан, чаще всего помимо их воли.
В числе важнейших следует выделить регулятивную функцию политики. Политика — это важнейший социальный регулятор, от действия которого во многом зависит повседневная жизнь общественных систем и отдельных людей. Данный регулятор может действовать как на повышение интеграции и эффективности общественных связей, так и на их дезинтеграцию и разрушение. В этом смысле политика бывает как позитивной, созидательной (т.е. способствовать консенсусу и компромиссу), так и негативной, разрушительной (т.е. приводить к отчуждению и конфликтам).
Вообще в истории философско-политической мысли можно выделить три основные парадигмы политики, или понимания сущности политики: первая (классическая) политика — это и есть истинно человеческий порядок, воплощение сущностных качеств, свойств человека; вторая (неклассическая, или антиклассическая) политика — это нагромождение препятствий, аномалий и т.п., которые как раз и мешают в устройстве нормальной человеческой жизни, человек в сфере политики больше теряет, чем находит; и третья (постмодернистская) политика — это скорее беспорядок, хаос, броуновское движение, поле возможностей, чаще всего не реализованных.
В целом любая политика есть результат сознательной деятельности людей, хотя в силу научной неопределенности ее природы до настоящего времени в ней сохраняются элементы символизма, мистичности и стихийности. Во всяком случае многие политические процессы и явления как в истории, так и в современности не находят в научном плане своего исчерпывающего и адекватного объяснения, так как остается вопрос: почему это произошло именно так, а не иначе?
Говоря о научных определениях политики, следует иметь в виду, что политика относится к числу понятий, которые активно используются в обыденном (или околонаучном) языке. В контексте этого языка содержание понятия «политики» часто размывается, включая в свой состав множество качеств и функций, которые к научным представлениям о политике имеют очень опосредованное отношение.
Е.Н. Мощелков
Источник: Политический словарь нашего времени.
Мыслители прошлого определяли политику по разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.
В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики – консенсусный и конфронтационный.
Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения свободы, в которой выражено высшее общественное благо.
Конфронтационное понимание политики (Кал Шмитт и др.) исходит из того, что политическое возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».
Смысл политического противостояния для его участников определяется политическим мифом и не зависит от изначальной причины столкновения – религиозной, моральной, экономической, этической. Политикой становится любой острый конфликт, приобретающий публичное выражение и доведенный до такой стадии, когда взаимные претензии приобретают этическую окраску и выражаются на специфическом языке политических ценностей, приобретающих смысл в сюжетно оформленной политической парадигме – политическом мифе.
В ряде случаев под термином «политика» понимается разновидность деятельности отдельных граждан, общественных организаций, государственных органов, связанная с управлением государством, достижением в нем определенных полномочий, приобретением властных функций, влиянием на формулирование целей развития государства и участием в обеспечении их достижения. Политика представляет собой деятельность, направленную на участие во власти или оказание влияния на распределение властных функций между государствами или внутри государства – между группами людей.
Основу политики составляют завоевание, удержание и укрепление государственной власти, ее использование в интересах развития государства и обеспечения безопасности, решения других внутренних и внешних политических, социально-экономических и военных задач.
Политика государства, выраженная в категории государственных интересов, представляет собой деятельность целостного субъекта, вступающего во взаимодействие с другими политическими субъектами. Главная функция политики государства – сбережение и развитие нации, обеспечение территориальной целостности государства и стабильности государственной системы, защита безопасности и благополучия своих граждан.
В сферу высших задач государственной политики входит поиск способов реализации национальных интересов через установление и осуществление принципов государственного устройства общества, развитие его политической системы, управление основными общественными процессами.
Внутренняя и внешняя политика – два инструмента в руках государства для реализации национальных интересов.
Внутренняя политика связанна с решением внутренних общественных задач и предполагает решение задач государственного строительства и системы государственного управления, развития общественных отношений, рост благосостояния, качества и продолжительности жизни населения, укрепления безопасности и правопорядка.
Внешняя политика охватывает деятельность государства на международной арене, связанную с отношениями между государствами (прежде всего сопредельными), в целях защиты общегосударственных интересов, обеспечения безопасности государства, укрепления его позиций в мире и усиления влияния на мировые социально-экономические и военно-политические процессы.
Общая направленность политики государства определяется уровнем экономического развития и политическим устройством общества. Поэтому политика часто определяется как концентрированное выражение экономики. Вместе с тем, политика обладает и определенной самостоятельностью, оказывая большое влияние на экономику, положение различных социальных групп и все виды общественной деятельности.
Эффективность политики как деятельности по организации и управлению политическими процессами зависит от:
- целесообразности и реальности поставленных задач для достижения политических целей, их соответствия материальным и социальным возможностям государства в конкретные периоды его развития;
- выбора средств достижения целей политики, поскольку оценка средств связана с существующими в конкретный исторический период нравственными представлениями общества, которые далеко не всегда совпадают с политически оптимальными решениями;
- уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;
- точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.
Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются ее соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учет реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.
Источник: Война и мир в терминах и определениях
Основоположником политики как науки был Аристотель. До него вместо теории были разные афоризмы и «мысли» и, конечно, сама политическая практика, а системной науки о политике, системной терминологии не было. Рассуждения Аристотеля о формах государственного устройства исходят из того, что власть может быть либо у одного, либо у некоторых, либо у всех. Следовательно, есть 3 формы правления: монархия, аристократия, республика (или, как называет ее Аристотель по-гречески — полития). Но поскольку тут еще все зависит от того, насколько каждая форма соответствует цели государства, то каждой из этих хороших форм соответствует испорченная форма: тирания (по-латински — диктатура), олигархия и демократия соответственно.
Вопрос о критерии отличия, например, монархии от тирании, или олигархии от аристократии — справедливость. Там, где один правит справедливо — там монархия, где несправедливо — там тирания и т. д.
В рамках этой матрицы нужно выделить 3 крупных традиции, со своим лицом, которые стали конкурировать в политической науке.
Первая традиция утверждает, что все представления о демократиях или олигархиях есть иллюзия. Реально власть принадлежит всегда одному и только одному. У всякого стада есть вожак или пастух, и он всегда один. У всякой армии или компании всегда один руководитель, везде принцип единоначалия. Если даже правит какая-то группа, то в ней всегда есть тот, кто ведет, тот, за кем последнее и решающее слово. Даже в Англии за не имеющей никаких прав королевой есть право подписи, т. е. содержание закона готовит не она, но закон не действителен, если нет подписи. И королева этим пользовалась.
Но это формальности. Реально же надо понимать: никогда никакая великая мысль не придет в голову 10 чел., ее рождает один, так же как «народные песни» придуманы кемто, а не народом. Так же как волю и характер проявляет лидер, герой, святой, а вокруг него что-то начинает вертеться.
Примеры такого мышления можно подбирать уже с Гомера и Гераклита, но наиболее ярко эта традиция представлена в творчестве романтиков с их учением о «гении». Конечно же, у Карлейля с его учением о «героях». У неогегельянцев, у анархиста Штирнира, а потом — Ницше с их культами личности, противостоящей толпе. У традиционалистов, в «Майн Камф» Гитлера, которые развивают доктрину «фюрерства», теории К. Шмитта, Батая и другие теории «суверенности».
В рамках этой традиции есть куст проблематических моментов на еще тысячи докторских диссертаций: определения фюрера, вождя, его критерии, личные и сверхличные качества, сознательные и бессознательные качества, генезис великой личности, биографии и сходные условия формирования, судьбы и трагизм существования, техники господства и влияния, непонимание гения толпой, отсроченное влияние и так далее и тому подобное.
Вторая традиция говорит: всегда правят некоторые, меньшинство. Это соль земли, у них есть свободное время, деньги, власть и слава, различные по типу ресурсы, потому что один никогда все ресурсы не объединит, и ему нужны держатели других ресурсов, а значит, надо договариваться, а значит, уже возникает группа.
Все монашеские ордена, масонские ложи, заговоры и проч. исходили из теории «правящего меньшинства». Но к этой же традиции надо отнести не только эзотерические доктрины тайной власти, но и вполне публичные теории типа теории «партий», которые нужны в демократическом обществе как выразители и представители интересов команды.
Сюда же относится и классовый подход К. Маркса, у которого и политика, и мораль, и законы есть лишь «выражение интересов господствующего класса». Следовательно, все марксисты в их вариациях (Лукач, Грамши, франкфуртцы и проч.), разделяющие классовый подход, но предлагающие каждый раз нового гегемона (сейчас, например, предлагают такие классы как нетократия и креакратия), тоже относятся к этой традиции.
Сюда же мы отнесем все теории элит в их различных модификациях. Это и Михельс, и Моске, и Парето, и многие другие, кто вплоть до сегодняшнего дня предпочитает говорить об олигархиях, аристократиях и элитах разных видов. Здесь тоже возможны тысячи докторских диссертаций по темам: виды правящих меньшинств, условия их формирования, критерии отнесения к элите, механизмы ротации элит, исторические смены гегемонов, приемы удержания власти и манипуляции, механизмы «спаек» и заговоров и проч.
Третья традиция заявляет: все разговоры о том, что миром правят лидеры или некие меньшинства — это ерунда, а есть только масса или народ (в зависимости от степени пиетета), а следовательно, и такие категории как «народный дух» или «дух времени», народный менталитет, массовое сознание, инстинкт толпы, тренд истории, специфика культуры и проч.
Аргументы просты: какими бы личности и аристократы ни были великими и ужасными, они правят только пока им дает народ. Так что народ — последняя инстанция. Хотят или не хотят, они вынуждены либо вести народ за собой и служить ему, либо обманывать и заигрывать с народом. То есть в любом случае они если не пляшут под его дудку, то считаются с ним, объясняют ему свои действия истинно или ложно. Великие личности к тому же велики потому (как и элита), что они чувствуют и отражают глубинные интенции народа иногда даже лучше, чем сам народ, выражают его исторические миссии, дух и менталитет.
В этой традиции много мыслителей эпохи Просвещения (типа Руссо), часть романтиков и марксистов. Лебон, Московичи и Канетти — одним словом, разные социологи и живописатели психологии масс, а также просто наивные юристы, социологи и политологи, наивные политики и просто граждане, которые считают: «главное — народ и демократия».
В рамках этой парадигмы тысячи докт. диссертаций можно написать, изучая народный менталитет, дух и культуру, историю народов, психологию массовых сознаний и поведений и т. п. Можно понять и каждый раз отдавать себе отчет, как меняется анализ исторических событий и их интерпретация в зависимости от того, к какой из тех огромных традиций принадлежит ученый-аналитик. То есть одни всегда выискивают великих личностей и показывают, что без них бы все пошло иначе. Другие видят заговор или классовые интересы и процессы смены элит, третьи анализируют исторические тенденции и задачи, менталитет народа, роль толпы. Причем и те, и другие, и третьи разоблачают все остальное как видимость. А теперь помножьте все это на политическую ангажированность этих наблюдателей, неполноту и «своеколокольность» их информации, и представьте, сколько миллионов страниц, причем совершенно разных и не стыкующихся между собой, можно написать по поводу какого-нибудь даже невинного путча, не говоря уж про революцию.
В какое положение ставит такое обилие интерпретаций, проблем, идеалов любого политического лидера? Отсутствие ориентиров и бесспорных ответов приводит к тому, что ценностью становится власть как таковая, политик начинает исходить не из политической теории (которая пытается установить сущность политического вообще и тем самым указать горизонт возможностей для политика), а из прагматических соображений (что выгодно сегодня, то используется на практике). Благодаря этому блужданию происходит обесценивание политического, его деградация. Если еще 100 лет назад люди шли на смерть за право голосовать, то сегодня законодательство многих стран придумывает различные стимулы для участия в выборах.
«Молчание масс» называется ведущими социологами единственной и подлинной проблемой современности (Бодрийар). Для стимуляции масс придумываются искусственные кризисы и проблемы. Подобно тому, как вся экономика держится на добычи нефти и газа, энергии природы, вся политика держится на добыче социальной энергии, которую осуществляют с помощью политических технологий и утилизируют в политических действиях (легитимируют те или иные решения или институты).
Но постоянная манипуляция дает только временный выход, в общем и целом все большее количество людей не поддается ни на какие призывы, не провоцируется никакими действиями. На цинизм политиков массы отвечают собственным цинизмом и эскапизмом. Массы отказывают в доверии государствам и лидерам, а в это время большой вес получают межгосударственные образования (ТНК, бизнес в оффшорах, мировой терроризм и проч.), разрушающие государства, а каждое новое рухнувшее государство только прибавляет количество свободных радикалов.
Мир идет к новому трайбализму, новому общинному догосударственному, а точнее, постгосударственному хаосу (см. теории модных интеллектуалов Делеза, Барда и Зодерквиста, которые, как ни странно, совпадают с пророчествами террористов, например, Х.-А. Нухаева). Это в свою очередь уничтожает основу политики как искусства управления именно государством и требует новых теоретических категорий, адекватных новой реальности.
Даже если апокалипсические прогнозы не оправдаются, все равно существует насущная необходимость в обновлении категориального аппарата политической науки, мало менявшегося со времен Аристотеля, а также в инновациях в политической практике, могущих вернуть человечеству доверие к политике и ее лидерам.
Вопреки марксистским вульгаризаторам, выводящим политику из наличия классов и их борьбы, в действительности политика возникает вместе с возникновением государства и существует вместе с ним, независимо от того, есть ли в обществе классы и классовая борьба. Хотя, разумеется, там и тогда, где и когда налицо антагонистические классы и государство, когда государство является дополнительной - политической - силой экономически господствующего класса, борьба между классами-протагонистами неизбежно обретает характер борьбы за государственную власть, за осуществление им определенных действий, т. е. характер политической борьбы. Не менее бесплодными представляются и противоположные попытки - оторвать политику от государства и интересов социальных групп, изобразить в качестве политики любую форму управления людьми: при таком подходе политика непозволительно расширяется, ибо тогда любые управленческие действия (внутри семьи, на стройке, на охоте, в учреждении или армии) объявляются политикой, что неверно.
Связывая политику с отношениями и действиями людей, социальных групп по удержанию, завоеванию и использованию государственной власти, было бы неверно считать, что тем самым преодолены все сложности с определением политики. Сегодня трудно назвать другое понятие, которое вызывало бы столько споров и недоразумений в политической науке, как понятие самой политики - объекта и предмета изучения политологии. Не будет преувеличением сказать, что сам вопрос о сущности политики многих политологов заводит в тупик. И это не случайно: не будучи в состоянии диалектически подойти к природе самих понятий, не учитывая того, что существуют понятия, охватывающие не одно-два, а целый комплекс органически переплетенных связей, отношений и качеств, многие политологи теряются перед этой многоплановостью. Одни говорят о политике как о реальных отношениях людей по поводу государственной власти, другие называют политикой взгляды и концепции о государственном устройстве и его совершенствовании, третьи видят в политике умение или искусство государственного управления, четвертые заявляют, что политика - это концентрированное выражение экономики и т.д. и т.п. Обилие самых разнообразных характеристик политики, которые при поверхностном взгляде кажутся оторванными друг от друга и не сводимыми к какому-то общему знаменателю, и является, на мой взгляд, первопричиной алармистских настроений при попытках дать определение политики.
Не отрицая сложности задачи, было бы неверно поддаваться паническим настроениям. Гораздо важнее применить к политике системный анализ, абстрагируя шаг за шагом ее конкретные аспекты и характеристики с тем, чтобы таким путем получить более полное представление о той системе органически переплетенных связей, отношений и качеств, которые во всей своей совокупности и выражаются понятием "политика".
Трудно оспорить, что наиболее общим является представление о политике как понятии, характеризующем всю сумму реальных отношений граждан данного общества и его социальных групп по поводу существующего в нем государственного устройства. Это, прежде всего, отношения господства и подчинения между государством и его подданными, а также конкуренция и прямая борьба граждан и социальных групп по поводу использования государственной власти в своих интересах, взаимодействия и противоборства общественных сил в связи с конкретными действиями государственных органов, его целей и используемых средств, т.е. по поводу государственной политики.
Если реальные отношения граждан и социальных групп вокруг действий государственной власти составляют самый первый, непосредственный слой политики, то ее "второй слой" включает совокупность взглядов, концепций, установок, отражающих, осмысливающих как реальные политические отношения, так и пути развития государства, т.е. все то, что составляет политику как специфическую форму общественного сознания в отличие, скажем, от правовой или религиозной форм сознания.
Естественно возникает вопрос: что составляет главное содержание политической формы сознания, да и самой политики, есть ли здесь какая-либо путеводная нить Ариадны, которая позволила бы во всем многообразии выражаемых в политике устремлений выбрать главные, ключевые? Да, есть! Это - экономические интересы граждан, социальных групп. Именно они лежат в основе политики, в силу чего сама политика в значительной мере и является концентрированным выражением экономики. Если не вульгаризировать этот тезис, то он позволяет самые абстрактные политические баталии, противоборства возвышенных целей и высоких идеалов опускать на землю, обнаруживать за ними вполне конкретные экономические интересы и материальные устремления.
Может показаться, что перечисленными характеристиками уже охвачены все основные стороны, аспекты политики как общественного явления, но это не так, ибо политика не есть нечто безличное, "ничейное". Конкретная политика - всегда результат сознательного выбора самих политиков, которые, хорошо или плохо учитывая общественные потребности и расстановку сил в обществе, из многих вариантов удовлетворения назревших потребностей стремятся выбрать наилучший. И здесь политика выступает как искусство, как искусство возможного, как профессиональное умение (или неумение) правильно определить политические задачи, выбрать средства, принять необходимые решения и обеспечить их выполнение. Сфера политики как искусства - весьма широкая сфера, ибо она в ходе анализа охватывает все стороны политики, политических отношений, решений и действий, но рассматривает их под своим специфическим углом зрения - через призму оценки, сравнения имевшихся политических возможностей, сделанного политиком выбора, удач и неудач в реализации принятых решений, через сопоставление итогов с задуманным и обещанным.
Разумеется, данным перечнем разных сторон политики, характеристикой ее неодинаковых аспектов вовсе не исчерпывается вся суть политики (остается, скажем, соотношение политики и экономики; верно ли, что политика имеет первенство перед экономикой и почему; остается связь политики и идеологии; политической теории и государственной практики; проблема судеб государства и политики и т.д.).Но все же можно утверждать, что взятая в совокупности, в единстве даже только названных сторон и аспектов политика все же выступает как вполне определенное общественное явление, не растворимое в других социальных явлениях и не отождествляемое с ними. Само собой разумеется и то, что наука о политике, политология, если она действительно претендует на аккумуляцию знаний о политике, должна стремиться дать представление и о всей совокупности аспектов самой политики и систематическое знание хотя бы ее главных аспектов.
Политика. С тех пор, как началось систематическое изучение политики, т.е., по существу, со времен Аристотеля и Макиавелли, предпринимаются все новые попытки определения политики.
"Вся политика - это искусство, - так начинает X. фон Трайчке свой труд "Политика" (1897). "Она движется в мире исторических деяний, видоизменяется и порождает новые образования в то время, как мы говорим о ней. Поэтому любая теория не будет свободна от недостатков". За время, прошедшее с тех пор, как были произнесены эти слова, знаменующие отказ от любой политической науки в пользу искусства государственных деятелей, политика, хоть и стала наукой, но до сих пор не достигнуто единство относительно понятия "политика". Спорным остается вопрос о том, что же, собственно, является сущностью политики: власть, конфликт, господство, порядок или мир.
Многочисленные противоположные определения политики можно классифицировать попарно в трех аспектах.
1. "Правительственные" - "эмансипаторские". Stаat und Politik. Bonn. 1991. S.490492. Автор - У. фон Алеманн (Германия). Исходя из представления о "государственном искусстве", сформулированного еще Трайчке, в центре определения политики как действия правительства находятся понятия "управление", "господство", "власть" и "иерархия".
"Политика - это наука о целях государства и о наилучших средствах их достижения", - такое определение было дано в словаре Брокгауза в начале века (1903, т.13). Потом А Бергтики: "Под политикой мы понимаем искусство организовать и осуществлять руководство группами людей" О.К.Флехтгейм (1958) объединил понятие государства и понятие власти: " Политическую науку можно определить как специальное направление социальных наук, которое объективно-критически исследует государство в аспекте власти, а также все остальные феномены власти с привлечением иных целей, причем исследует в той мере, в какой эти феномены власти более или менее непосредственно связаны с государством". В политологии разных стран "власть" - это одна из важнейших категорий политики, хотя и подвергающаяся критике. Ведь несмотря на все попытки, начиная с Макса Вебера, конкретизировать это понятие, трудноуловимый, аморфный характер власти представляет собой проблему для фиксирующей свое внимание на власти политологии, которой грозит опасность стать "техническим пособником власти и властителей" (Зонтхаймер, 1952). Поэтому понимание политики как действий, направленных на эмансипацию, выделяет аспект ограничения власти путем участия, равенства, демократизации. "Практико-критическая политическая наука нацеливает на политическую теорию, интегрирующую результаты общественной критики. Понятие демократии становится для нее основным при анализе политически значимых, господствующих структур общества" (Каммлер, 1958).
2. "Нормативные" - "дескриптивные". Различные измерения понятия политики - это не исключающие друг друга категории, ведь и упомянутое понятие демократии относится к нормативным категориям. Более ярко это демонстрируют такие определения, как "политика есть борьба за справедливый порядок" (Зур, 1950), "политическая наука - это наука о свободе" (Нойманн, 1950) или "предметом и целью политики является мир. Мир - эта абсолютно политическая категория" (Штернбергер).
Нормативное значение политики (т.е. чем она должна быть, каковы ее цели) поднимается до уровня основной политической категории. При этом, как демонстрирует, прежде всего, понятие "справедливого порядка", часто предлагаются гармонизирующие представления о всеобщем благе, которые предпосылаются политической этике.
Подобное заострение внимания политологии на нормативности подвергается критике со стороны авторов, представляющих чисто дескриптивное определение политики. "Политика - это общественная деятельность, направленная на обязательное регулирование общественных конфликтов с помощью ценностей",- так Г.Лембрух (1968) перевел на немецкий язык распространенное системное определение политики, данное прежде Д.Истоном.
3. "Ориентированные на конфликт" - "ориентированные на консенсус". Упомянутая выше системная теория исходит из конфликта, как основного факта политики. Теории конфликта (представленные, например Л.Козером или Р.Дарендорфом) усматривают в нем основную пружину любого социального изменения, в отличие от прежних теорий гармонии, согласно которым только консенсус может привести ко всеобщему благу. Предпосылкой использования конфликта как основной категории в либеральных политических теориях является, впрочем, существование гибкой и потому стабильной структуры принципов мирного урегулирования конфликтов между социальными группами. Создание этой структуры возможно в плюралистическом обществе, в условиях представительной парламентской демократии, характеризующейся взаимодействием партий и групп интересов.
Марксистское понимание политики также базируется на конфликте, однако оно подвергает критике либерально-плюралистические теории за их якобы антиисторический характер, защиту существующего строя и подчинение определенным интересам, за отсутствие сомнений в существующих правилах игры. "Политика - это борьба классов и их партий, государств и мировых систем за осуществление их социально-экономически обусловленных интересов и целей" (Клаус, Бур, 1975).
Участники проходивших в последние годы политологических дискуссий прекратили поиски определения политики и рассматривают политику в обществе как многомерную структуру.
С этой точки зрения, политика имеет, во-первых, институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиций. Правительства, парламенты, суды, комитеты и ведомства, школы и корпорации - четко просматриваемые институты конституционного правового порядка. Основы политического волеизъявления также закладываются через институты: выборы, право на свободу мнений, партии и союзы. Два остальных измерения политики - содержание и осуществление - устанавливаются в форме институтов; границы ее действия также определяются институтами. В английском языке это институциональное измерение политики обозначается термином "роlitу".
Во-вторых, политика имеет нормативное содержательное измерение, указывающее на цели, задачи и предметы политики. Формирование политики и выполнение ею задач зависит от интересов, имеющихся в обществе. Так как эти индивидуальные, материальные и идеальные интересы чрезвычайно многообразны, антагонистичны и противоречивы, содержательная сфера политики наполнена конфликтным материалом. Содержательное измерение политики в английской терминологии обозначается термином "роliсу".
В-третьих, политика имеет процессуальное измерение, направленное на передачу интересов с помощью конфликта и консенсуса. Этот постоянный процесс политического волеизъявления нельзя понять только путем изучения институтов или содержания политики. Следует учитывать все формы власти и ее осуществления, формальные нормы конституционного правового порядка, а также неформальные и скрытые. Для третьего измерения политики английский язык предлагает термин "politics".
Все вместе - "polity", "policy" и "politics" - составляют то, что можно назвать политикой. Итак, политика - это тройной принцип, определяемый в институциональном, нормативном и процессуальном аспектах. Не все в обществе имеет политический характер, но почти все может иметь политическое значение, будучи связанным с одним из трех принципов.
Политика. Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни - государством.
Итак, "политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.
В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о коком-то вопросе говорят: это "политический" вопрос, о министре или чиновнике: это "политический" чиновник, о некотором решении: оно "политически" обусловлено, то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обусловливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.
Отметив, что у господства имеется три вида внутренних оправданий, Макс Вебер писал: "В данном случае нас интересует, прежде всего, второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной "харизме" "вождя". Ибо здесь коренится мысль о призвании (Вeruf) в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании (Ekklesia) или в парламенте как раз и означает, что человек подобного рода считается внутренне "призванным" руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам "вождь" живет своим делом, "жаждет свершить свой труд", если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников: апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев. В двух важнейших в прошлом фигурах с одной стороны, мага и пророка, с другой - избранного князя-военачальника, главаря банды, кондотьера - вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах. Но особенностью Запада (что для нас более важно) является политический вождизм в образе сначала свободного "демагога", существовавшего на почве городагосударства, характерного только для Запада, и прежде всего, для средиземноморской культуры, а затем - в образе парламентского "партийного вождя", выросшего на почве конституционного государства, укорененного тоже тишь на Западе.
Конечно, главными фигурами в механизме политической борьбы не были одни только политики в силу их "призвания" в собственном смысле этого слова. Но в высшей степени решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении. Как политически господствующие силы начинают утверждаться в своем государстве? Данный вопрос относится ко всякого рода господству, то есть и к политическому господству во всех его формах: к традиционному, равно как и к легальному, и к харизматическому.
Политический союз, в котором материальные средства управления полностью или частично подчинены произволу зависимого штаба управления, мы будем называть "сословие" (standisch) расчлененным союзом. Например, вассал в вассальном союзе покрывал расходы на управление и правосудие в округе, пожалованном ему в лен, из собственного кармана, сам экипировался и обеспечивал себя провиантом в случае войны, его вассалы делали то же самое. Это, естественно, имело последствия для могущества сеньора (Неrr), которое покоилось лишь на союзе личной верности и на том, что обладание леном и социальная честь (Ehre) вассала вели свою "легитимность" от сеньора.
Но всюду, вплоть до самых ранних политических образований, мы находим и собственное правление господина (Herr): через лично зависящих от него рабов, домашних служащих, слуг, любимцев и обладателей доходных мест, вознаграждаемых натурой и деньгами из его кладовых, он пытается взять управление в свои руки, оплатить средства из своего кармана, из доходов со своего родового имущества, создать войско, зависящее только от него лично, ибо оно экипировано и снабжено провиантом из его кладовых, магазинов, оружейных. В то время как в "сословном" союзе сеньор осуществляет свое господство с помощью самостоятельной "аристократии", то есть разделяет с нею господство, здесь он господствует, опираясь либо на челядь, либо на плебеев - неимущие, лишенные собственного социального престижа слои, которые полностью от него зависят и отнюдь не опираются на собственную конкурирующую власть. Все формы патриархального и патримониального господства, султанской деспотии и бюрократического государственного строя относятся к данному типу. В особенности бюрократический государственный строй, то есть тот, который в своей самой рациональной форме характерен и для современного государства и именно для него.
В ходе политического процесса экспроприации (власти. - А.Б.), который с переменным успехом разыгрывался в разных странах мира, выступили, правда, сначала на службе у князя первые категории "профессиональных политиков" во втором смысле, то есть людей, которые не хотели сами быть господами, как харизматические вожди, но поступили на службу политическим господам. В этой борьбе они предоставляли себя в распоряжение князьям и сделали из проведения их политики, с одной стороны, доходный промысел, с другой стороны - обеспечили себе идеальное содержание своей жизни. Подчеркнем, что лишь на Западе мы находим этот род профессиональных политиков на службе не только князей, но и других сил. В прошлом они были их важнейшим инструментом для исполнения власти и осуществления политической экспроприации.
Прежде чем заняться рассмотрением таких "профессиональных политиков" более подробно, надо всесторонне и однозначно выяснить, что представляет собой их существование.
Можно заниматься "политикой", т.е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые - по общему правилу - занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни" ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые "работают" на ней лишь во время сессий.
Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики и "политикой" ("VON" Dеr Politik). Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере идеально, но чаще всего и материально, делают то и другое: тот, кто живет "для" политики, в какомто внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу" (Sache), и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом. Таким образом, различие касается гораздо более глубокой стороны - экономической. "За счет" политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода: "для" политики тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить "для" политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независимым от доходов, которые может принести политика. Следовательно, он просто должен быть самостоятельным человеком или же, как частное лицо, занимать такое положение в жизни, которое приносит ему достаточно постоянный доход. Так, по меньшей мере, обстоит дело в нормальных условиях.